Проект "Пять строк или дидактический синквейн"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Логопедический проект с детьми подготовительной группы , в основу которого положена идея: развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи через обучение их созданию нерифмованного стихотворения - синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Пышминский детский сад № 5»
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПЯТЬ СТРОК или ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН»
Вид проекта: информационно-практический, творческий, долгосрочный
Продолжительность проекта: с сентября 2016г. по май 2017г.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы № 2, посещающие логопункт, их родители (законные представители), воспитатель Белоногова С.Н., учитель-логопед Давыдова В.Г.
Актуальность разработки проекта
Грамотная, эмоционально окрашенная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Опыт работы со старшими дошкольниками с речевыми проблемами, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса речевой коррекции у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи дошкольников. Одним из таких эффективных методов развития детской речи, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейн. Эта идея и положена в основу моего логопедического проекта.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное "добывание" знаний детьми. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт. В нашем случае, проект носит коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем, дети упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые навыки и умения.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии, посредством целенаправленного применения методики синквейн.
Задачи:
- Способствовать обогащению, уточнению, активизации и актуализации словаря (предметного, признаков, действий). Совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
- Повышать мотивацию, интерес к слову, его значению, в целом к обращенной речи.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, приобщать детей к процессу активного познания.
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
- Развивать речевые и творческие способности детей.
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Гипотеза: применение технологии синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы, поможет поддержать детскую инициативу и творческие способности, создаст ситуацию для развития ребенка в целом.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание взаимодействовать с педагогами;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы.
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
Содержание работы | Результат деятельности | Срок | |
Изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта |
| Сентябрь 2016 | |
Обследование речевого развития детей |
| Сентябрь 2016г. | |
Разработка перспективного плана реализации проекта Определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы |
| Сентябрь 2016г |
2 этап – практическая реализация проекта.
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
В рамках КНОД (индивидуальной и подгрупповой):
- понятия «слово» - понятий «неодушевленное – одушевленное» - умения ставить вопросы к словам «Кто?», «Что?» - представлений об обобщающих понятиях - умения подбирать слова-признаки к словам –предметам, согласовывать их в роде, числе, падеже; - умения выделять слова-определения в речи - умения выделять слова-действия в речи - умения различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия 2. Упражнять в подборе слов-действий и слов-признаков к существительному 3. Формирование умения выделять в речи предлоги, понимать смысловые конструкции с ними 4. Знакомство с графическим изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков 5. Закрепление: - понятия «предложение» - умения различать понятия «слово», «предложение» - умение составлять схему предложения и наоборот, предложение с опорой на схему 6. Игры и упражнения на развитие ассоциативного мышления 7. Упражнение в составлении предложений разного типа 8. Знакомство с синквейном и алгоритмом его составления 9. Знакомство с графическим изображением синквейна 10. Составление синквейна в конце изучения каждой лексической темы 11. Использование различных видов заданий для работы с синквейном: - коррекция и совершенствование готового синквейна; - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части ( «Определи тему синквейна», «Сломанный синквейн»); - использование синквейна для составления загадок; - составление короткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна - составление синквейна по сказкам и небольшим рассказам - составление двух синквейнов после сравнительного рассказа-описания («Бабочка» - «Стрекоза»; «Дуб»-«Береза») - игры соревновательного характера («Кто быстрей составит правильный синквейн», «Чей синквейн самый выразительный», «Чья копилочка полней» | 1.Анкетирование с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития связной речи детей 2.Консультации «Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи» «Сочиняем нерифмованные стихи вместе с ребенком» 3.Разработка памяток алгоритму составления синквейна 4. Выполнение еженедельных рекомендаций учителя-логопеда по составлению итогового синквейна в соответствии с темой недели | 1.Консультации для воспитателей групп, чьи дети посещают логопункт - « Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи», - «Инновационная технология – синквейн» - «Алгоритм составления дидактического синквейна» - «Копилочка детских синквейнов» 2. Составление презентации и памяток по правилам составления синквейна 3. Мастер-класс «Учимся составлять синквейн» 4. Выступление на РМО с докладом «Дидактический синквейн – способ реализации личностных способностей дошкольника» |
3 этап- заключительный
Содержание работы | Результат деятельности | Срок |
1.Мониторинг речевого развития детей (разделы: словарь, словообразование, словоизменение, связная речь) | Итоговые карты мониторинга, сравнительные диаграммы | Апрель 2017г. |
2.Анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями. | Представление результатов реализации проекта на итоговом педсовете | Май 2017г. |
3.Создание брошюры «Пять строк или дидактический синквейн (нерифмованные стихи наших детей)» | Выпуск брошюры | Апрель 2017г. |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА «ПЯТЬ СТРОК или ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»
Подготовительная группа № 2 (реализовывался проект) | Подготовительная группа № 1 (проект не реализовывался) | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Словарь | 3,6 | 4,7 | 3,5 | 3,9 |
Словообразование | 3,0 | 4,7 | 2,9 | 3,7 |
Словоизменение | 3,8 | 4,8 | 3,5 | 3,7 |
Связная речь | 3,6 | 4,8 | 3,5 | 3,9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-563641-1421691275.jpg)
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-314683-1633592581.jpg)
Дидактический синквейн
Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-314683-1633592581.jpg)
Дидактический синквейн
Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...
Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-576804-1610357233.jpg)
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-685587-1445102204.jpg)
Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1006327-1517579316.jpg)
Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна
В данной картотеке представлен практический материал в виде систематизациидидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна....