комплекс физминуток к лексическим темам недели
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
комплекс физминуток к лексическим темам недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комплекс физ.минуток к лексическим темам недели | 242.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Физминутки для использования на фронтальных логопедических занятиях
Упражнения для физминуток сгруппированы по лексическим темам. Автор-составитель: Лебедева Е.
Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.
Тема №1 «Игрушки»
Общая моторика
1)Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый
2)«Считалка под мяч». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча.|
Можно выставить на доске картинки.
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Петушок, флажок, матрешка,
Барабан, юла, гармошка.
3) «Пирамидка»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Пальчиковая моторика
1)Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Тема №2 «Осень»
Общая моторика
1)Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».
Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла...
Я. Аким
2) Образные перевоплощения
Показать, как животные готовятся к зиме: ежик забирается в норку; медведь ищет себе место для берлоги, а затем укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки в свою кладовую.
Солнце на работе —
Белочка в заботе.
На сучок — Грибок,
Да еще грибок.
Сушит, старается—
Не подходи!
Едой запасается;
Зима впереди! А. Чепуров
3)Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, который жалко расставаться со своей листвой.
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
С осинок ветер
Косынки сбросит —
В лесу осиновом
Наступит осень.
В. Степанов
Мимическая и артикуляционная моторика
1)Изобразить Раннюю Осень.
У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
2)Упражнения для языка
Язычок в чащобе.
Показать, как Язычок пролезает между густы ми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом.
Губы в улыбке. «Широкий» язык о силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы
скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.
Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Очень вкусная брусника.
Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Почистим зубки.
Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
Пальчиковая моторика
1)Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
Е. Карельская
2) Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Тема №4 «Овощи»
Общая моторика
1) Произвольные движения и имитация
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.
Мимические упражнения
1)Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
2)Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул»—движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
3)Упражнения для губ и щек
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).
Толстячки—худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».
4) Упражнения для языка
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я — не я».
Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».
Пальчиковые упражнения
1)Выполнять действия
Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.
2)Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.
Е. Карельская
Тема №3 «Фрукты»
Общая моторика
1) На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой!
Мимические упражнения
1) Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
Сладкое яблоко.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.
2)Упражнения для языка
Язычок пролезает через щель в заборе в сад.
«Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые — вот такие.
Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
Язычок-листок прикрыл яблочка бочок.
Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
Чашечка.
Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
Мелкая моторика
1) Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод — полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть —
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять...
Снова буду собирать.
И. Лопухина
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда.
Разбегайтесь кто куда!
Тема №5 «Одежда и обувь»
Общая моторика
1) «Идем на прогулку». Импровизация движений.
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки —
Готовы для прогулки!
Мимические упражнения
1)Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.
2) упражнения для языка
Иголочка.
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
Воротник с широкими и острыми краями.
Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
Белье на ветру.
Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках.
Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка.
Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
Мелкая моторика
1) Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.
В понедельник я кроила,
А во вторник — платье шила
В среду — фартук вышивала,
А в четверг — белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.
Ляпы-тяпы
По дороге в Тяпы-Ляпы
Шли гуськом четыре шляпы
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
Тяпы-Ляпы — это дача.
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошумел,
В огороде уйма дел.
И спешат четыре шляпы
Лук полоть, картошку тяпать.
Вот пришли, передохнули,
Разом тяпками взмахнули.
Вскоре каждая из шляп
Стала тяпать:
Тяп-тяп-тяп!
В. Кудрявцева
Три Катюшки
В деревушке
Три Катюшки
Взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дедушке жилет.
А девчонкам и мальчишкам —
Всем Андрюшкам и Наташкам —
Сшили яркие штанишки,
Сшили пестрые рубашки.
А. Строило
Тема №6 «Посуда»
Общая моторика
Чашку в руки я беру
И ко рту я подношу,
Голову я наклоняю,
Чай до дна я выпиваю.
Мимические упражнения
1)Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.
Чудесные превращения.
Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
2) Упражнения для языка.
Чашка и блюдце на столе.
Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника.
Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Мелкая моторика
1) Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже Развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали —
Так мы маме помогали.
Н. Нищева
Тема №7 «Продукты питания»
Общая моторика
1) Импровизация движений в такт песенки.
«Ручки, спляшите разок» (французская песенка).
Ручки, спляшите разок —
Будет вам завтра пирог!
Ах вы, мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок!
Мимические упражнения
1)Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.
Чудесные превращения.
Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
2) Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.
Пирожок.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
Мелкая моторика
1)Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.
К Жене гости прибежали.
Все друг другу руки жали.
— Здравствуй, Жора!
— Здравствуй, Жанна!
— Рад, Сережа!
— Рад, Снежана!
— Не хотите ль пирожок?
— Может коржика кусок? Иль рожок?
Вот драже вам на ладошку,
Все берите понемножку.
С ручек все стряхнули крошки
И захлопали в ладошки.
Е. Карельская
Мышка зернышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку — с капустой,
Мышонку — с картошкой,
Мышонку — с морковкой,
Мышонку — с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
И. Лопухина
Тема №8 «Части тела»
Общая моторика
1)«Попрыгай!» На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.
Левой ножкой — прыг, прыг.
Правой ножкой — прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем.
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!
Мимические упражнения
1)Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно. Мама не пустила гулять — расстроены, пришел друг в гости — радостны.
Показать, как вы рассердились на щенка, который стащил папины тапочки. Простили его — у вас доброе выражение лица.
Изобразить человека, изнемогающего от жажды и голода.
Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный взгляд.
Закрывать по очереди глаза:
«Спи, глазок, спи, другой.
Засыпай, правый глаз.
Засыпай, левый глаз.
Просыпайтесь сразу, оба глаза!»
2) Упражнения для языка
Толстячки — худышки.
Попеременно надувать и втягивать щеки.
Надуваем шар или мыльный пузырь.
Вытягивать губы узкой воронкой.
Веселый, Буратино.
Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.
Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.
Пробуем вкусное варенье.
Кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка ) облизать губы, делая движение по кругу.
Чистим зубы.
Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
Открыть ют, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Язык отдыхает на кровати.
Рот широко открыт. Язык лежит а дне ротовой полости.
Мелкая моторика
1)Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.
— Братец, принеси дрова!
— Заболела голова!
— Средний, ты наколешь дров?
— Я сегодня не здоров!
— Ну, а ты натопишь печку?
— Ох, болит мое сердечко!
— Ты, меньшой, свари обед!
— У меня силенок нет!
— Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
— Мы уже здоровы!
И. Лопухина
Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь.
Руки так устали...
Правая и левая спят на одеяле.
Тема №9 « Зима »
Общая моторика
1) «Как на горке». Импровизация движений (дети с вытяну-
тыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова
Мимические упражнения
1)Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
2)Упражнения для языка
Сосулька.
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Санки-ледянки.
Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска.
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.
Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Мелкая моторика
1) Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
Н. Нищева
Тема №10 « Домашние животные »
Общая моторика
1) У коровы есть ребенок:
Брык-брык, скок-скок,
А зовут его теленок,
А зовут его бычок.
Мимические упражнения
1)Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.
Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.
Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Б. Заходер
2)Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Корова и теленок жуют жвачку.
Имитировать жевание.
Котенок зевает.
Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».
Мелкая моторика
1)Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения и потешки.
Пять поросят гуляли на просторе,
(Быстро двигать пальчиками по столу.)
Пять поросят пошли купаться к морю.
(Медленно переставлять пальчики по столу.)
Один из них устал.
(Загнуть большой пальчик.)
— Пойду домой,— сказал.
И вот вам результат:
Четыре поросенка гуляли на просторе,
Четыре поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
(Загнуть указательный пальчик.)
— Пойду домой,— сказал.
И вот вам результат:
Три поросенка гуляли на просторе,
Три поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
— Пойду домой,— сказал.
(Загнуть средний пальчик.)
И вот вам результат:
Два поросенка гуляли на просторе,
Два поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
(Загнуть безымянный пальчик.)
— Пойду домой,— сказал.
И вот вам результат:
Один поросенок резвился на просторе,
Один поросенок пошел купаться к морю,
Потом устал. (Загнуть мизинчик.)
— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:
Ноль поросят гуляют на просторе.
Богат Ермошка —
У него собака да кошка,
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
Вот как кошка на окошке
Шьет рубашку для Ермошки.
А собака-пустолайка лепешки печет.
Кот в уголочке сухари толчет.
Курочка в сережках избушку метет.
Тема №11 «Дикие животные»
Общая моторика
1) Импровизация движений «Колыбельная для заиньки»..
Баю-баю-баиньки,
Засыпай, мой заинька,
Положу тебя в кровать,
Будешь крепко-крепко спать
2) Импровизация движений в такт стихотворения. «Мишка».
Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
Мишки
Мишки по лесу гуляли,
(идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так
(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.
(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так
(гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так
(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
Звериная зарядка.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала
Мимические упражнения
1) Обезьянки-кривляки.Сердитый тигр. Испуганная газель.
2)Упражнения для языка
Жираф жует листочки.
Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.
Обезьянки качаются на лианах.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Сигнал опасности у обезьянок.
Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки — щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.
Мелкая моторика
1) Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.
Вот верблюд — живое чудо.
Два горба есть у верблюда. . Маршак
Крокодил.
Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
С. Маршак
Жираф.
Сжать пальцы в кулак, чуть-чуть приподняв мизинец и указательный палец.
Тема №12 « Домашние птицы »
Общая моторика
- Импровизация движений в такт потешке. «Как у наших у ворот».
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.
Киска
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Котята
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
А ушки у котят, как домики стоят.
Мимические упражнения
1)Сердитый индюк. Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна. Испуганный цыпленок. Трусливый гусенок боится плавать.
Петух готовится петь.
Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть.
2)Упражнения для языка.
Клювы домашних птиц.
Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.
Индюшонок учится «болботать».
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий на звук л.
Индюки «болбочут».
Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл ».
Мелкая моторика
1)Выполнять действия и движения руками и пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения. Ритмично соединять сначала большой и сложенные вместе средний и указательный пальцы, а затем большой и указательный, соединять и разъединять все пальцы, изображая хвост индюка.
Сколько было утят в стае?
Как-то летним вечерком
Утята стаей шли гуськом.
Шли они на пруд купаться,
Порезвиться, поплескаться.
Первый среди них — вожак.
Идет гордо: «Кря-кря-кряк!»
У трех других утят
Спинки желтые блестят.
А последний поотстал.
Очевидно, он устал.
Из травы высокой вдруг,
Вызвав у утят испуг,
Еще двое выбегают,
Место в стае занимают.
Ну-ка быстро сосчитаем:
Сколько было утят в стае?
Г. Утробин
Гусь (Кумыкская народная песенка)
Где ладошка? Тут? Тут.
На ладошке пруд? Пруд.
Палец большой —
Это гусь молодой.
Указательный — поймал,
Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил,
Этот палец нас кормил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда — в живот! Вот! Перевод Н. Гребнева
Наши уточки с утра:
«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га! Га-га-га!»
А индюк среди двора:
«Бал-бал-бал! Балды-балды!»
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»
А как Петя-петушок Ранним утром поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»
Тема №13 «Дом»
Общая моторика
«Строим дом». Импровизация движений в такт стихотворения.
Молотком и топором
Строим, строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей.
Мимические упражнения
1)Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.
Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!»
2) Упражнение для языка.
Моем окна.
Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.
Красим крыльцо.
Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.
Красим потолок.
Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.
Ковш, экскаватора.
Укладываем полы.
Распластать язык на дне ротовой полости.
Мелкая моторика
1)Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
2)Пальчики-строители
Пальчики-мальчики, вы — строители,
На стройке поработать не хотите ли?
Этот пальчик цемент и песок засыпает,
Этот воду туда добавляет,
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметанку.
На этот раствор кирпичи по линейке
Каменщик уложит, получится стенка.
Кровельщик крышу покроет железом.
Там высоко, мы туда не полезем.
Вот штукатур. Он выровнял стенку.
Маляр постарался — покрасил панели.
Электрик свет уже включил,
Сантехник воду подключил.
Осталось только подать газ —
Прекрасный дом будет у нас.
Новоселье отпразднуем в эту субботу.
Спасибо, строители, вам за работу!
Тема №14 «Семья»
Общая моторика
1)Считалка под мяч.
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка и сестренка,
Он — Антон, она — Аленка.
Вот и вся моя семья,
Рассказал считалку я!
Мимические упражнения
1)Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).
Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
«Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек
2)Упражнения для языка
Мама испекла блинчики.
Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).
Мама испекла пирожки с разной начинкой.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».
Дразнилки.
Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
Игра «Я — не я».
Улыбнуться, опустить кончик языка на нижние зубы. Педагог произносит предложения: «Я люблю варенье», «Я люблю мыть посуду», «Я люблю бить посуду» и т. д. Дети отвечают: «Я!» или «Не я!».
Маятник настенных часов.
Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.
Малыш сосет соску.
Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
Мелкая моторика
1)Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста стихотворения и потешки.
Дружная семья
Кто-то делает вот так —
Рубит дерево вот так:
Тук-тики,
Тук-тики,
Так!
Кто-то делает вот так —
Молотком стучит вот так:
Дзинь-тики,
Дзинь-тики,
Так!
Кто-то делает вот так —
Тесто шлепает вот так:
Шлеп-тики,
Шлеп-тики,
Так!
Кто-то делает вот так:
Топ-тики,
Топ-тики.
Лбом о столик:
Тук-тики.
Чашку на пол:
Дзинь-тики.
Возле стенки:
Шлеп-тики. Так!
В. Орлов
2)Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.
Тема №15 « Весна »
Общая моторика
1)«Зима прошла». Дети прыгают в такт стихотворения, изображая воробья.
Воробей с березы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!..
М. Клокова
Мимические упражнения
1)Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
Медведь в берлоге.
Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
2)Упражнения для языка
Сосулька тает.
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Лужи.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Капель стучит по крыше.
Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Лопаются почки на деревьях.
Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
Мелкая моторика
1)Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
Т. Ткаченко
Лексическая тема: «Хвойные, лиственные деревья»
Мы вокруг деревьев
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Гласные звуки
Гномы (а, у, и)
Утром гномы в лес пошли. Энергичный шаг на месте.
По дороге гриб нашли. Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе.
А за ним-то - раз, два, три - Наклоны туловища из стороны в сторону.
Показались еще три! Руки в стороны, затем вниз.
И пока грибы срывали, Наклоны вперед, руки к полу.
Гномы в школу опоздали. Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону.
Побежали, заспешили Бег на месте.
И грибы все уронили! Присесть.
На грядке и на ветке (а)
Раз, два, три, четыре. Шаги на месте.
Апельсин дадим мы Ире. Руки вперед, ладонями вверх.
Пять, шесть, семь, восемь, Шаги на месте.
Ананас у Сени спросим. Руки вперед, ладонями вверх.
Девять, десять - завернем, Моталочка руками.
Его Боре отнесем. Наклон вперед, руки тоже вперед, ладонями вверх.
Вот на грядке, посмотри: Наклон вперед, дотронуться руками до пола.
Есть арбузы - Руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны.
Раз, два, три. Сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны.
А на ветке - абрикос. Потянуться руками вверх.
Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны.
Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх.
Но смотри, не оступись! Быстро присесть.
Утка и кот (у, и)
Утка крякает, Утиные шаги вперевалку.
Зовет Зовущий жест рукой.
Всех утят с собою. Быстрые, семенящие шажки вперевалку.
А за ними кот идет, Вкрадчивые шаги кота.
Словно к водопою.
У кота хитрющий вид, Прищурить глазки, посмотреть хитро.
Длинные когтищи. Показать цапки-царапки.
Не смотри ты на утят! Погрозить пальцем.
Их не дам в обиду! Руками, словно крыльями, загородить за собой «утят».
Индюк (и, у)
Ходит по двору индюк Шаги на месте.
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача. Остановиться, удивленно посмотреть вниз.
Рассердился.
Сгоряча затопал, Потопать ногами.
Крыльями захлопал. Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам.
Весь раздулся, словно шар Руки на поясе.
Или медный самовар. Сцепить округленные руки перед грудью.
Затряс бородою, Помотать головой, «поболтать» как индюк.
Понесся стрелою. Бег на месте.
Кот Тимоша (о, и)
Кот Тимоша жил на крыше. Руки поднять вверх.
Ниже, в доме, жили мыши. Наклон вперед, руками дотронуться до пола.
По стене взбирались мыши, Руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру.
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей, Руки к ушам, прислушаться.
Вынув пробки из ушей.
Он готовил мышеловки, Ладони захлопнуть («мышеловка»).
Но мышата были ловки. Попрыгать на месте, руки на поясе.
Спрятавшись за спину Тишки, Ладони перед лицом, выглядывать из-
В прятки с ним играли мышки. за них то с одной, то с другой стороны.
Облако (о)
Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в замок.
Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.
Устремилось облако Выпрямить руки.
Выше, выше, выше. Потянуться руками вверх.
Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону.
Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.
Превратилось облако Руками описать через стороны вниз
В дождевую тучу. большой круг и опустить. Присесть.
Разминка (э)
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте. Прыжки.
ЭХ! Руками машем вместе. Движение «ножницы» руками.
ЭХЕ-ХЕ! Прогнули спинки, Наклон вперед, руки на поясе, спину прогнуть.
Посмотрели на картинки. Нагнувшись, голову поднять как можно выше.
ЭГЕ-ГЕ! Нагнулись ниже. Глубокий наклон вперед, руки на поясе.
Наклонились к полу ближе. Дотронуться руками до пола.
Э-э-э! Какой же ты лентяй! Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем.
Потянись, но не зевай! Руками тянуться вверх, поднявшись на носки.
Повертись на месте ловко. Покружиться.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Кто за кем идет (а, о, ы)
Дети встают в круг.
Цыпленок на цыпочках Дети крадучись идут на носках.
Крался за кошкой.
А кошка на цыпочках
Шла за Антошкой.
Антошка на цыпочках
Двигался к дому.
Теперь повернемся, Развернуться в другую сторону.
Пойдем по-другому.
На пятках за кошкой
Плетется Антошка. Идти на пятках.
За бедным цыпленком -
Усатая кошка.
Цыпленок от страха
Забрался в корзину. Присесть, руки - к полу.
Сердитая кошка
Выгнула спину. Не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину.
Согласные звуки
Липы (п, т, к, л)
Вот полянка, а вокруг Широким жестом развести руки в стороны.
Липы выстроились в круг. Округленные руки сцепить над головой.
Липы кронами шумят, Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону.
Ветры в их листве гудят.
Вниз верхушки пригибают Наклониться вперед.
И качают их, качают. Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.
После дождика и гроз Выпрямиться, руки поднять.
Липы льют потоки слез. Плавно опустить руки, перебирая пальцами.
Каждый листик по слезинке Руки вниз, энергично потряхивать кистями.
Должен сбросить на тропинки.
Кап и кап, кап и кап - Хлопать в ладоши, описывая руками круг сначала
Капли, капли, капли, - кап! в одну, потом в другую сторону.
До чего же листик слаб! «Уронить» руки.
Он умоется дождем, Погладить сначала одну, потом другую руку.
Будет крепнуть Сжать кулаки.
С каждым днем.
Огород (т)
Повторяй за мной зарядку. Шаги на месте.
В ней звук [Т]
Пришел на грядку.
Тыква вот, а вот томат. Вытянуть руки влево, вправо.
Здесь - капуста, здесь - салат. Наклониться к левой ноге, затем к правой.
Выпрямиться.
Тмин, картошка, артишок Руки на пояс, к плечам, вверх.
И петрушки корешок. Руки опустить.
Все, что вырастили мы, Развести руки в стороны.
Будем есть мы до весны. Руки вниз, выпрямиться.
Новоселье (к, г)
Динь-дон, динь-дон - Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.
Гномы строят новый дом. Кулак на кулак.
Красят стены, крышу, пол, Руками, словно кистями, «красим» сбоку, вверху,внизу.
Прибирают все кругом. «Метем» метлой.
Мы к ним в гости придем Шаги на месте.
И подарки принесем. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
На пол - мягкую дорожку, Наклон вперед, руками «стелем» дорожку.
Расстелив ее к порожку. Попятиться назад.
Две подушки на диван, Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну щеку, затем под другую.
Меду липового жбан. Руки округлить, вытянуть перед собой.
Зайцы (с, з)
Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах.
Зайцы - серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг-скок, прыг-скок - Прыжки вперед - назад, вперед - назад.
Встал зайчонок на пенек. Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать.
Все за ушком почесали. Почесать за ухом.
На «четыре» потянулись. Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперед.
Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд.
Зашагали как отряд. Шаги на месте.
Цок, цок, цок! (ц)
Громко цокают копытца. Шаги на месте.
По мосту лошадка мчится. Скакать, как лошадки.
Цок, цок, цок! За ней вприпрыжку Бег на месте с подскоками.
Жеребенок и мальчишка.
Цок - копытце жеребенка. Топнуть правой ногой.
Цок - каблук о доски звонко. Топнуть левой ногой.
Понеслись, лишь пыль клубится. «Моталочка» руками.
Всем пришлось посторониться. Пятиться на каблуках назад.
Кошка (с, ш)
Вот окошко распахнулось. Руки развести в стороны.
Вышла кошка на карниз. Имитация мягкой, грациозной походки кошки.
Посмотрела кошка наверх, Запрокинуть голову, посмотреть вверх.
Посмотрела кошка вниз. Опустить голову, посмотреть вниз.
Вот налево повернулась, Повернуть голову к левому плечу.
Проводила взглядом мух. Повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» муху.
Потянулась, улыбнулась Соответствующие движения и мимика.
И уселась на карниз. Сесть на свои места.
Журавленок и жабы (ш, ж)
Журавленок встал на ножки, Встать возле своего места.
Пошагать решил немножко. Шаги с высоко поднятыми коленями.
Смотрит вдаль из-под ладошки. Движения в соответствии с текстом.
Кто там скачет по дорожке? Прыгать на месте, руки на поясе.
Жабы вышли на лужок. Шаги на месте.
Жабы встали все в кружок. Образовать круг.
Важно подняли головки. Поднять голову.
Посмотрите, как мы ловки! «Гордые» повороты головы вправо - влево.
Вот похлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.
Вот попрыгали немножко. Прыгать на обеих ногах.
Поскакали, Прыгать то на правой, то на левой ноге.
Покружились. Кружиться на месте.
А потом остановились. Остановиться и сесть на свое место.
Снежинки (с - з, ш - ж)
Закружились, завертелись Покружиться на месте.
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей Поднять руки.
Легкие пушинки. Покружиться на носках.
Чуть затихла злая вьюга - Опустить руки, встать прямо.
Улеглись повсюду. Присесть, руки к полу.
Заблистали, словно жемчуг ,- Встать, руки вперед.
Все дивятся чуду. Развести руки в стороны.
Заискрились, засверкали Руками выполнить движение «ножницы».
Белые подружки.
Заспешили на прогулку Шаги на месте.
Дети и старушки.
Чок-чок, каблучок (ч)
Чок-чок, каблучок! Потопать ногами.
В танце кружится сверчок. Покружиться.
А кузнечик без ошибки Движения руками, как при игре на скрипке.
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают - Движения руками, как крыльями.
С муравьем она порхает. Покружиться парами на подскоках.
Приседает в реверансе Девочки делают реверанс.
И опять кружится в танце. Покружиться.
Под веселый гопачок Танцевальные движения, как в гопаке.
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! Похлопать в ладоши.
Все! Устали наши ножки! Сесть на свое место.
Котище (щ)
У нашего котища Показать, какие глазищи у кота.
Желтые глазищи.
У нашего котища
Длинные усищи. Показать, какие длинные усы у кота.
У нашего котища
Острые когтищи. Показать острые цапки-царапки.
У нашего котища
Умные мыслищи. Движения рук от головы вверх.
Моется котище
С каждым днем все чище, Показать, как кот умывается.
Отмывая мордочку
От остатков пищи.
Вечером охотится
В чулане за мышами. Крадущиеся шаги на носках.
И играет в ладушки
С пушистыми котами. Разбиться на пары, играть в ладошки.
Солнышко (л, р)
Солнышко, солнышко, Потянуться руками вверх, встать на
В небе свети! носки.
Яркие лучики Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
К нам протяни.
Ручки мы вложим Разбиться на пары, протянуть друг
В ладошки твои, другу руки.
Нас покружи, Покружиться парами.
Оторвав от земли.
Вместе с тобой мы пойдем Выстроиться в цепочку, держа друг
На лужок. друга за руки.
Там все мы встанем Образовать круг.
Дружно в кружок.
С песнями водим Идти по кругу.
Мы хоровод.
Солнышко с нами
По кругу идет.
Хлопают радостно Похлопать в ладоши.
Наши ладошки.
Быстро шагают Идти быстрым шагом.
Резвые ножки.
Солнышко скрылось, Присесть, голову закрыть руками.
Ушло на покой. Руки под щеку.
Мы же на место Тихо, спокойно сесть на свое место.
Сядем с тобой.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ
Гласные эвуки
Утята (а, у, и)
Встали как-то утром в ряд Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки.
Десять маленьких утят. Показать десять пальцев.
Посчитались, Посчитать пальцы.
Удивились, Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят.
На две группы разделились. Руки в стороны, пальцы растопырены.
Перышки почистили, Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке.
Головкой повертели, Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.
Червячка склевали, Хватательные движения клювами-пальцами.
К речке побежали. Пальцами «пробежаться» по столу.
Ириски от киски (а, у, и, ы, о)
В гости к нам явилась киска. Из пальцев «сделать» «киску».
Всем дает она ириски: Указательным пальцем правой руки «положить» на подушечки пальцев левой руки «ириски».
Мышке, лебедю, жуку. Из пальцев «сделать» указанных в тексте
Псу, зайчонку, петуху. «персонажей».
Рады, рады все гостинцам! Из обоих кулаков одновременно и энергично
«выбросить» пальцы.
Это видим мы по лицам. Показать раскрытые ладони.
Все захлопали в ладошки. Хлопать в ладоши.
Побежали в гости к кошке. Пальцами «пробежаться»» по столу.
Мышка мыла лапку (ы, а)
Мышка мылом мыла лапку, Одной рукой «мыть» другую.
Каждый пальчик по порядку. Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки.
Вот намылила Большой, Всеми пальцами сначала правой, а потом
Сполоснув потом водой. левой руки «намыливать» большие пальцы.
Не забыла и Указку, То же - с указательными пальцами.
Смыв с него и грязь,
И краску.
Средний мылила усердно То же - со средними пальцами.
(самый грязный был, наверно).
Безымянный терла пастой - То же - с безымянными пальцами.
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик быстро мыла: Быстро и осторожно «намыливать» мизинцы.
Очень он боялся мыла!
Дружная семья (э, а)
- Эх! - вздохнул Большак,- Сжать кулаки, поднять большие пальцы.
Устал! Согнуть большие пальцы.
Много дров я накидал. Постучать выпрямленными большими пальцами
по столу.
- Эй! Указка! Просыпайся! Большими пальцами постучать по указательным.
Быстро в школу собирайся. Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом.
Этак можно все проспать! Махнуть руками.
Середняк, кончай зевать! Большими пальцами постучать по средним.
Безымянный, марш во двор! Большими пальцами постучать по безымянным.
Повалился наш забор. Кистями обеих рук «упасть» на стол.
Вам с Мизинчиком - чинить, Большими пальцами постучать по мизинчикам.
Мне же - кашу вам варить. Большим пальцем правой руки на ладони левой «варить кашу».
Согласные звуки
Наши пальцы (п - б)
Пальцы встали дружно в ряд: Показать ладони с выпрямленными пальцами.
Десять крепеньких ребят. Сжать пальцы в кулаки.
Эти два - всему указки. Показать два указательных пальца.
Все покажут без подсказки. Пальцы придерживать большими.
Пальцы - два середнячка, Показать два средних пальца.
Два здоровых бодрячка. Пальцы придерживать большими.
Ну, а эти - безымянны, Показать безымянные пальцы. Остальные
Молчуны, всегда упрямы. придерживать большими.
Два мизинца - коротышки, Показать мизинцы. Все: остальные пальцы
Непоседы и плутишки. придерживать большими пальцами.
Пальцы главные средь них,- Показать два больших пальца, остальные
Два больших и удалых. сжать в кулаки.
Дом на горе (к- г)
На горе мы видим дом Кистями рук сложить «домик».
Много зелени кругом. Волнообразные движения кистями рук.
Вот - деревья, вот - кусты. Руками сделать «деревья», «кусты».
Вот - душистые цветы. Пальцами показать «бутон», «распускающийся
цветок».
Окружает все забор. Пальцами показать «забор».
За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.
Мы ворота открываем, Кистями рук показать «ворота»; «ворота открываются».
К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.
В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.
«Тук-тук-тук!»
Кто-то к нам идет на стук... Ладонь приставить к правому уху, «прислушаться».
В гости к другу мы пришли Вытянуть руки вперед, как будто преподнося
И гостинцы принесли. что-то.
Угощение гномов (к, г)
Стали гномы гостей Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди
Приглашать, на подушечки пальцев левой руки.
Стали гномы гостей
Угощать. Затем - наоборот.
Каждому гостю «Намазывать» варенье на кончик каждого пальца.
Досталось варенье.
Пальчики склеило Последовательно, начиная с большого, «склеить»
То угощение. соответствующие пальцы на обеих руках.
Плотно прижалась Прижать ладони одна к другой.
Ладошка к ладошке.
Гости не могут Плечи приподнять,руки слегка развести в
Взять даже ложки! стороны - «удивиться».
Чехарда (к, г}
У кошки было пять котят, Показать пять пальцев на правой руке, сделать из них «кошку».
А у гусыни - пять гусят. Показать пять пальцев на левой руке, сделать из них «гуся».
Детишки резвые в саду Кистями рук «перепрыгивать» одна через
Сыграть решили в чехарду. другую несколько раз (на столе).
У гусят-то - крылышки, Кисти рук скрестить: «Птичка машет крыльями»;
У котяток - лапки. «Цапки-царапки».
На крылышках-то - перышки, Пошевелить пальцами обеих рук.
На лапочках - царапки. Показать «цапки-царапки».
Перышки-то - мягкие, Погладить каждый палец сначала на правой,
Легкие пушинки. потом на левой руке.
Коготки-то острые «Цапками-царапками» поскрести по столешнице.
Больно ранят спинки.
Бойцы-молодцы (г, к, м)
Пальцы эти - все бойцы, Растопырить пальцы на обеих руках.
Удалые молодцы. Сжать пальцы в кулак.
Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу.
Два - больших и крепких малых Приподнять два больших пальца.
И солдат в боях бывалых.
Два - гвардейца-храбреца, Приподнять указательные пальцы.
Два - сметливых молодца. Приподнять средние пальцы.
Два - героя безымянных, Приподнять безымянные пальцы.
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца - коротышки - Приподнять мизинцы.
Очень славные мальчишки! Хлопнуть ладонями по столу.
Мишки (т, д, ш)
Мама мишек будит рано. Пальцами обеих рук изобразить «мишек».
Не встают они с дивана! Удивленно пожать плечами.
- Эй, Большак! Вставай скорей! Встряхнуть большой палец сначала на левой, а затем на правой руке.
Ждут друзья уж у дверей! Указать руками на дверь.
- Ну, а ты, лентяй Указка,- Встряхнуть указательные пальцы.
У тебя засохла краска! Изобразить руками ведро.
Вы должны с Середняком Встряхнуть средние пальцы.
Побелить амбар и дом. Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху - вниз, снизу - вверх.
Безымянный, мой бедняжка! Погладить безымянный палец пальцами
Знаю, болен был ты тяжко. Другой руки
Пожалею я тебя, Прижать безымянный палец к ладони и
Полежи еще два дня. Погладить его.
Ты, Мизинчик-малышок, Встряхнуть мизинцы.
Роста у тебя - вершок! Показать, какого «роста» мизинчик.
Но зато проказ и драк Погрозить мизинцу пальцем.
Сосчитать нельзя никак! Сосчитать на пальцах «проказы» мизинчика.
Листочки (е, л)
Ветер северный подул - Подуть на пальцы.
С-с-с»,- все листья Произнести звук «с-с».
С липы сдул...
Полетели, закружились Ладони обеих рук зигзагами плавно
И на землю опустились. опустить на стол.
Дождик стал по ним стучать: Постучать пальцами по столу.
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
Град по ним заколотил, Постучать кулаками по столу.
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил, Плавные движения кистями рук вперед -
назад - вперед...
Одеялом их накрыл. Ладони крепко прижать к столу.
3айка (с, з)
3айка - скок, зайка - скок! «Зайка» из пальцев скачет по столу.
За кусток - и молчок. Кисть левой руки - «куст», кисть правой
«зайка». Он прячется» за куст.
Из-за кустика выглядывает, Показать названные действия руками.
На ребятушек поглядывает.
3оя пальчиком грозит, Погрозить «зайке» пальцем.
3айке спрятаться велит:
«Бродит серый волк в лесу, Пальцами правой руки показать «волка».
Он поймал вчера козу. Пальцами левой руки - «козу».
Та его - рогами в бок! «Коза... бодает» ладонь правой руки.
Волк отпор ей дать не смог.
А коза давай бодать, «Коза бодается».
По кустам его гонять! Вокруг «кустов» бегает «волк~.
Волк помчался по дороге, Пальцами «пробежаться» по столу.
И едва унес он ноги!»
Цыпплята (ц)
Пять цыпляток, Большой и указательный пальцы – «клювик», остальные прижаты к ладони – «головка цыпленка».
Пять комочков Все пальцы сжаты в кулак.
Во дворе стоят у бочки. Пальцами изобразить «бочку».
Захотелось им напиться. Приоткрыть пальцы-«клювики».
Из щелей течет водица. Перебирать пальцами, опуская руки сверху
вниз,- «струйки воды».
Возле лужицы Показать, как пьют цыплятки,
Цыплятки пьют. запрокидывая головки назад.
У всех озябли лапки. Пальцы дрожат мелкой дрожью.
Вот поджали коготочки, Прижать скрюченные пальцы к ладони.
Побежали греться «Пробежаться» пальцами по столу.
К квочке.
Мышка и кошка (ш, ж)
Мышку кошка обижала, Пальцами правой руки изобразить «мышку»,
пальцами левой - «кошку».
Мышка в норку забежала. «Мышка» забегает в «норку», сделанную из
пальцев левой руки.
Погрозила кошке злой: Погрозить пальчиком правой руки ~кошке».
«Разберусь еще с тобой!
Станешь чистить свою шубку, Обеими руками изобразить движения «Кошка
умывается».
Я с тобой сыграю шутку! Хлопнуть ладонями о стол.
Вылью быстро банку с клеем, Пальцами изобразить «банку», наклонить
Коготки твои я склею. ее.
Пальцы на обеих руках «склеились».
Долго в душе будешь мыться, Потереть каждый палец на обеих руках по
Но не сможешь ты отмыться!» очереди.
Женины гости (ж)
К Жене гости прибежали. Пальцы «бегут» по столу.
Все друг другу руки жали. Рукопожатия.Попеременно то правая,то левая
рука сверху.
- Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди «здороваются» с большими
- Здравствуй, Жанна! пальцами обеих рук.
- Рад, Сережа!
- Рад, Снежана!
- Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить «пирожок».
- Может, коржик? Показать раскрытые ладошки.
Иль рожок? Пальцы сложить в виде рожка.
Вот драже вам на ладошку. Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки.
Все берите понемножку. Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) брать с ладошки «драже».
С ручек все стряхнули крошки Энергично встряхнуть кистями рук.
И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.
Овечки (ч)
У овечек на шубках - колечки. Из пальцев по очереди делать «колечки».
Те овечки пасутся у речки.
Их пасут две собачки лохматые, Пальцами обеих рук изобразить «собак».
Что виляют хвостами мохнатыми. Кистями рук помахать, как хвостиками.
А пастух на пригорке у дерева Руками изобразить «гору», затем – «дерево».
На свирели играет затейливо. Пальцами обеих рук «играть на воображаемой
Быстро бегают ловкие пальчики, свирели».
На полянке цветут одуванчики. Обеими руками изобразить «цветок».
Колокольчик под ветром колышется. Покачать из стороны в сторону кистями рук.
Нам мелодия чудная слышится. Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.
Щели (щ)
Вот забор. Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу- «забор».
В заборе - щели. Раздвинуть пальцы.
Пальцы в них
Пролезть хотели.
Сунул голову Большак - Просунуть большой палец левой руки между
большим и указательным правой.
Дальше не пройти никак! Крепко зажать большой палец.
Вслед за ним застрял Указка. Указательный - между указательным и средним.
Середняк хотел - напрасно! Средний - между средним и безымянным.
Безымянный - безуспешно! Безымянный - между безымянным и мизинцем.
Хоть один прошел? Конечно!
Щуплый маленький мальчишка,
Брат Мизинчик, коротышка, Мизинец несколько раз согнуть - разогнуть.
Весь прошел забор, и вот -
По двору уже идет. Помахать мизинцем.
Помощь братьям оказал: Каждый палец по очереди освободить из «плена».
Из щелей их всех достал.
Щука (ч, щ)
Щука хищная, зубастая, Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.
Для лещей, плотвы опасная. «Щука» щелкает «зубами»-пальцами.
Ищет, чем бы поживиться? Две ладони сложить «лодочкой», руками
Кто-то там в воде резвится... совершать движения, напоминающие движения рыб в воде.
Чей-то рядом хвост мелькает. Помахать кистями рук, как хвостом.
Хвать! Туг щука не зевает! «Пасть» щуки захлопывается.
Но попалась на крючок. Указательным пальцем изобразить «крючок».
Тащит щуку рыбачок. Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку».
Хризантемы (х)
АХ! Какие хризантемы! Пальцами показать, как «цветок распускается».
Мы сорвем их без проблемы. Обеими руками срывать воображаемые цветы.
УХ! Охапку мы набрали! Обеими руками показать «охапку».
ЭХ! Прихватим и для Вали! Махнуть рукой и «рвать» цветы дальше.
ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало. Удивленно пожать плечами, развести руки
Их и раньше было мало... в стороны.
ОХ! Зачем мы их сгубили? Прижать к щекам обе руки и горестно
Ведь не мы же их растили! покачать головой.
Десять котят (л,р)
На сельский двор пришли играть Пальцами «шагать» по столу.
Все десять маленьких котят. Показать десять пальцев, затем сделать из них «кошку».
Один залез в хозяйский дом, Показать один палец. Сделать из пальцев «дом».
Уснул на куче там с бельем, Ладони под щеку.
И их осталось девять. Показать девять пальцев.
Второй пошел на сеновал Показать два пальца.
И к мышкам угодил на бал. Пальцами показать, как ~мышки танцуют».
И вот уже их восемь. Показать восемь пальцев.
А третий стал ловить гусят. Показать три пальца. Изобразить «гусят».
Гусь защищал своих ребят. «Гусь» вытягивает шею, щиплется.
И стало их лишь семь. Показать семь пальцев.
Четвертый вздумал хвост поймать Показать четыре пальца.
И стал на лапы все хромать. Пальцы «идут», «хромая», по столу.
Котят осталось шесть. Показать шесть пальцев.
Тут пятый прыгнул на забор, Показать пять пальцев. Пальцами изобразить «забор».
Перемахнул в соседний двор. Правая рука «перепрыгивает» через левую и «шлепается» на стол.
Друзей всего лишь пять. Показать пять пальцев.
Шестой в кладовочку проник, Показать шесть пальцев. Указательным пальцем левой руки «проникнуть» в неплотно сжатый кулак правой.
Но был наказан в тот же миг. Щелчок по указательному пальцу.
Четыре вот уж их. Показать четыре пальца.
Седьмой пошел искать друзей Показать семь пальцев. Пальцы, «петляя», «шагают» по столу.
И заблудился средь полей,
Троих оставив в горе... Показать три пальца.
Восьмой гонялся за осой Показать восемь пальцев.
И в бочку угодил с водой. Из пальцев левой руки изобразить «бочку».
Пальцы правой «падают» в «бочку».
Считаем... Стало двое. Показать два пальца.
Девятый скушал белену. Показать девять пальцев.
В сон провалился, в пелену, Ладони под щеку.
Оставив одного. Показать один палец.
А тот, задравши хвост трубой, Ладонь с выпрямленными пальцами на столе - «хвост».
Помчался к мамочке домой, Пальцы «бегут» по столу.
Свалился кубарем в овраг Руками изобразить «моталочку».
И выбраться не мог никак! Пожать плечами.
ИТАК, ПРОПАЛИ ВСЕ!
Вы зря печалитесь, друзья! Махнуть рукой.
Под вечер в сборе вся семья. Крепко сжать обе руки.
Ведь папа кот и мама кошка Пальцами правой руки изобразить «кота», пальцами левой - «кошку».
Собрали всех котят в лукошко. Сделать «корзиночку-лукошко» из ладоней обеих рук.
Мышки и пышки . (ш, с, ч, л, р)
Десять очень славных мышек Показать десять пальцев, затем на обеих руках показать «мышек».
Десять взять решили пышек. Показать десять пальцев. Ладонями изобразить «пирожок».
Печь горячую открыли, Кистью руки показать, как открывается дверца у печи.
К сковородке подскочили. Пальцы «бегут» по столу.
Лапки все пообжигали. Каждый палец по очереди отскакивает от стола.
В норку к маме побежали. Неплотно сжатый кулак левой руки - «норка»,туда по очереди «забегают» пальцы правой руки, затем - наоборот.
Стала мама всех лечить, Каждый палец правой руки по очереди крепко
Лапки в маслице мочить. прижимается к центру ладони левой руки, затем - наоборот.
Пластырь клеить всем на ранки, Указательным пальцем правой руки «наклеить» на подушечки пальцев левой руки «пластырь», затем - наоборот.
А потом давать баранки. На обеих руках одновременно делать «колечки»: большой - указательный, большой - средний и т. д.
Мак (с, л, р )
На пригорке вырос мак. Пальцами левой руки сделать «бутон».
Он склонил головку так. «Бутон» наклонить.
Бабочка над ним порхает, Кисти рук перекрестить, помахать, как
Быстро крыльями мелькает. бабочки крылышками.
По тугому стебельку Локоть левой руки поставить на стол, рукой
Жук ползет: «Что там вверху?» изобразить «цветок». Правая рука - «жук»,
Вот дополз он до цветка, перебегая пальцами-лапками, ползет
Отогнул два лепестка. вверх по руке-стебельку.
Правой рукой отогнуть на левой руке большой и указательный пальцы.
Внутрь забрался, поворчал,
Круглый домик увидал. Пальцы правой руки вложить в ладошку левой.
Пальцы левой руки сложить щепотью - «коробочка мака».
Лапкой в стенку постучал, Каждым пальцем правой руки постучать в
Но ответ никто не да. «коробочку мака».
Облетели лепестки, Правой рукой отогнуть пальцы левой руки.
Высох домик от жары. Пальцы левой руки сложить щепотью.
Стал греметь, как погремушка. Пальцы левой руки сжать в кулак, «погреметь»,
Вот так славная игрушка! как погремушкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексы упражнений к лексическим темам недели
Комплексы артикуляционных, пальчиковых, дыхательных гимнастик к лексическим темам недели...
Комплексы упражнений к лексическим темам недели "Вот и лето пришло"
Комплекс артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастик к лексической теме "Вот и лето пришло"...
Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран"
Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран"...
Комплекс артикуляционных. пальчиков и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "ВРЕМЕНА ГОДА. ЛЕТО"
Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "ВРЕМЕНА ГОДА. ЛЕТО"....
Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"
Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"...
Картотека физминуток по лексическим темам недели для детей дошкольного возраста
КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20142626","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Он всегда ребятам...
Комплекс артикуляционной, пальчиковой , дыхательной гимнастик, малоподвижных игр и физминуток по лексическим темам для подготовительной логопедической группы группы. Под редакцией Н.В.Нищевой.
Комплекс будет полезен воспитателям логопедических групп, в котором собран материал по лексическим темам....