Консультация "Ум на кончинах пальцев"
консультация по логопедии на тему

Игонина Нина Васильевна

Консультация "Ум на кончинах пальцев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_na_konchikah_paltsev.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев .»

В. А. Сухомлинский.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. 

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики координации движения руки является важной частью подготовки ребенка к школе, в частности, к письму.

Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь-один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды.

Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Эти отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.

Чтобы у вашего ребёнка не было таких затруднений, мы бы хотели предложить следующий комплекс игр и упражнений, направленный на развитие мелкой моторики у детей (вне занятия).

 Данная методика состоит из пяти этапов.

1. Подготовительный – направлен на установление эмоционально-политического настроя., повышение самооценки ребенка.

2. Самомассаж кистей и пальцев. Он оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук.

3. Массаж лица. Во-первых, он выполняет релаксационную функцию, снимает напряжение, а во-вторых, развлекательную – создает благоприятную атмосферу.

4. Артикуляционная гимнастика «Испеки пирожок». Данные упражнения играют важную роль в формировании правильного произношения звуков.

5. Упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики.

Вначале мы с детьми устанавливаем эмоционально-положительный настрой (это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребёнка. Каждый ребёнок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный. Тем самым мы выполняем и тактильное упражнение – прикосновение, активизируем внимание детей. Следующим шагом в нашей методике (2 этап) самомассаж кистей и пальцев рук:

— растирание ладоней, руки становятся тёплыми;

— массаж ладонных поверхностей, надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании пальцев другой руки, затем положение рук меняется;

— растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий;

— растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Третий этап массаж лица. Массируем лоб, щёки, ушки, носик.

Четвёртый этап — артикуляционная гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного произношения звуков. Данные упражнения понятны ребёнку и доступны. Мы выполняем с детьми упражнения в комплексе. Комплекс называется «испеки пирожок».

— Насыпаем муку – работаем язычком;

— Размешиваем – болтушка;

— Раскатываем тесто — кусаем язычок;

— Мнём пирожки — укол язычком в щёку;

— Поставим в печь — греем пирожок;

— Поставили стынуть — дуем на пирожок;

— Съели пирожок – круговые движения губами.

Пятый этап – идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными.

Все этапы проходят постепенно. Сначала учатся делать самомассаж пальцев и кистей рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме.

Данная методика должна осуществляться при следующих условиях:

— комплексное воздействие;

— определенная последовательность;

— систематическое, ежедневное проведение с детьми комплекса, с учетом их возрастных особенностей;

— постоянное поддержание интереса к занятиям, с их усложнением.

Нам хотелось бы, чтобы мы не только развивали мелкую пальцевую моторику, но и чтобы эти упражнения выполняли следующие функции:

— развлекательную — создавать благоприятную атмосферу;

— релаксационную – снимать напряжение;

— коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

— воспитательную — формировать моральные и нравственные качества;

— обучающую — давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;

— развивающую — развивать внимание, память, мышление;

— коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребёнка;

— профилактическую – предупреждать появление психосоматических заболеваний;

— лечебную — способствовать выздоровлению.

Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по 10-12 минут.

Общая сумма времени комплекса для развития пальцевой моторики составляет 10-12 мин. Упражнения проводятся или перед обедом, или перед ужином. Тем самым 1раз в день этот комплекс обязательно проводится.

Помимо этого комплекса, уделяем внимание и различным играм:

— «Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);

— « Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке);

— «Из чего предмет» (определи материал предмета);

— « Найди такой же»;

— «Чудесный мешочек»;

— « Строим забор» (игры со счётными палочками);

— «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками;

— «Шнуровки»;

— «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями);

— рисование на песке.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно.

Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком.

Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Пальцы умеют говорить".

Педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, хорошо знают о том, как важна работа по развитию мелкой моторики рук.  Развивая пальчики ребёнка мы тем самым помогаем ему быстрее и ус...

" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...

Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить.

Развитие и совершенствование речевой функции стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. При подготовке ребёнка к активной речи надо иметь в виду не только тренировку артикуляци...

Пальцы разные нужны! Пальцы все очень нужны!

Мамы малышей помнят, а мамы первоклассников знают, что развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значениев письме, речи и чтении!...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...