Логопедические игры на развитие восприятия
картотека по логопедии на тему

Серкова Анастасия Александровна

Логопедические игры на развитие восприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo-igry.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Лого-игры на развитие восприятие у детей с нарушениями речи.

1. «Волшебный мешочек» 

Цель: развитие тактильно-пространственного восприятия, памяти, зрительных представлений и экспрессивной речи учащихся.

Материалы: разные мелкие предметы и игрушки в непрозрачном пакете или матерчатом мешочке.

Количество предметов – 4-6, в зависимости от возраста ребенка.

Инструкция: Смотри, какой мешочек я нашла сегодня в кабинете. Давай посмотрим, что там. Засунь руку в мешочек, только не подглядывай! возьми один предмет и опиши его, попробуй сказать, что это.  (Если ребенок не понял инструкции, задание выполняется по подражанию.)

Ход занятия: ребенок нащупывает предмет и описывает его: размер, поверхность, форма, пытается угадать, что за предмет, достает и вместе с логопедом проверяет.

2. Удивительные звуки

Цель: развитие слухового восприятия у детей.

Материалы: музыкальные инструменты или предметы бытового окружения, которые издают характерные звуки (кастрюля, деревянный кубик, лист бумаги, пластмассовая доска и т.п.)

Инструкция: Послушай, как звучат эти предметы. А теперь попробуй догадаться, от какого предмета этот звук? (покажи или скажи, что это за предмет, инструкция в зависимости от того говорящий ребенок или нет.

Ход занятия: Логопед показывает как звучат предметы, затем убирает их за ширму и снова стучит по предметам, предлагая ребенку угадать, что это был за предмет.

3. Угадай, чей голосок. (игры для группы детей)

Цель: развитие слухового восприятия; умения слушать других.

Материалы: необходимое количество свободного места.

Ход занятия: Один ребенок стоит в кругу(угадывающий), логопед закрывает ему глаза. Остальные дети встают в круг. Логопед читает текст:

Мы немножко порезвились

По местам все разместились

А как скажем….

(Логопед показывает на одного из детей)

и ребенок(на кого показали) произносит «Скок, скок, скок».

Логопед: «Угадай, чей голосок». Открывает ребенку глаза и тот угадывает, кто из детей сказал «скок, скок, скок».

4. «Перевернутые изображения»

Цель: развитие зрительного целостного восприятия предмета.

Материалы: Изображения цифр, букв, простых предметов в перевернутом и нормальном виде.

Инструкция: Посмотри внимательно и скажи, что здесь нарисовано. (если ребенок не говорит, он должен показать на изображение предмета в нормальном состоянии)

Ход занятия: если ребенок говорящий, логопед показывает ему изображения перевернутых предметов, цифр, букв (в зависимости от возраста и возможностей ребенка) и ребенок их называет.  Если ребенок не говорящий, то перед ним кладутся изображения предметов в нормальном состоянии и он кладет на них перевернутые.

5. Ошибки художника.

Цель: развитие зрительного восприятие.

Материалы: картинный материал «Где ошибся художник».

Инструкция: Художник очень торопился, когда рисовал эту картину. Посмотри и найди ошибки.

Ход занятия: Ребенку показывается картинный материал с нелепицами и предлагается найти ошибки, которые совершил художник. По возможности, просят объяснить почему это ошибка.

Лого-игры на развитие памяти у детей с нарушением речи.

1. Послушай и запомни.

Цель: развитие памяти; развитие экспрессивной речи.

Материалы: картинный материал.

Ход занятия: Подбирается четыре- пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча - дождь, ночь - луна, постель - сон, солнце - день, лампа - свет. ребенку предлагается прослушать их два-три раза. Затем логопед называет по одному слову из каждой пары. Задача ребенка - вспомнить второе слово. Если возникают трудности со слуховым восприятием, на начальных этапах можно использовать картинный материал. 

Инструкция: Послушай и запомни. А теперь договори за мной: постель - …, лампа - …. И т.д.

2. Посмотри и запомни

Цель: развитие памяти.

Материалы: предметы или игрушки, хорошо знакомые ребенку.

Ход занятия: На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Инструкция: посмотри внимательно и запомни, что лежит на столе. Теперь закрой глазки (отвернись). А теперь посмотри еще раз, скажи, что изменилось.

3. Дорисуй узор.

Цель: развитие памяти; формирования навыка правильного держания карандаша; развитие мелкой моторики.

Оборудование: изображение простого узора, карточка с недорисованным узором, чистый лист бумаги, простой карандаш.

Ход занятия: ребенку предлагается посмотреть на узор, запомнить его. На карточке с недорисованным узором ребенок пытается закончить узор по памяти. Усложнение: повторить узор на чистом листе бумаги.

4. Постучи, как я.

Цель:  развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.

Оборудование: палочка(карандаш).

Ход занятия:  Логопед предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

5. Магазин.

Цель: развитие памяти, закрепление номинативного словаря на тему «продукты».

Материалы: муляжи продуктов, муляж кассы, воспитатель – «продавец».

Ход игры: ребенка просят сходить в магазин и купить продукты для супа(пример) – лук, картофель, морковь, курицу. Ребенок приходит  к продавцу(воспитателю) и по памяти называет продукты. Если ребенок испытывает трудности, воспитатель помогает зрит. образами(муляжи продуктов).

Лого – игры на развитие внимания у детей с нарушениями речи.

1. Повторяй за мной.

Цель: развитие внимания и координации мелких движений.

Материалы: кубики .

Ход занятия: ребенку предлагается повторить все движения за логопедом. Логопед строит сначала башню из кубиков, затем простые фигуры, ребенок повторяет.

2.  «Найди такой же».

Цель: развитие произвольного внимания.

Материалы: Мелкие игрушки и предметы, хорошо знакомые ребенку и похожие между собой.

Ход занятия: ребенку предлагается выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у логопеда в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать  с ним предметы по очереди и делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

3. Гимнастика внимания

Цель: развитие произвольного внимания; развитие координации движений в пределах своего тела.

Ход занятия: 

раз, два, три, четыре, пять

начинаем мы играть

вы ребята не зевайте

слушайте, что вам скажу

и при этом покажу.

Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем логопед  начинает путать  детей, называя одну часть тела, показывать другую.

4. Светофор

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Оборудование: кружки, цвета светофора.

Ход занятия: Когда ведущий поднимает красный флажок, дети стоят на месте как солдаты, зеленый флажок – прыгают на месте, желтый  – хлопают в ладошки.

5. Запрещенные движения.

Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Ход игры: Участники игры располагаются в кругу.  Логопед сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного.

Лого-игры на развитие мышления у детей с нарушениями речи.

1. Чем похожи и чем отличаются?

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Ход занятия: Логопед поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

2. «Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика) .

Ход занятия: На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

3. «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Ход занятия: Логопед предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

4. Нелепицы

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Ход занятия:  Логопед предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

5. Закрой лишнюю картинку

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Ход занятия: Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии восприятия пространства у дошкольников.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать ка...

Игры на развитие восприятия свойств предметов.

Игры на развитие восприятия: 1. Игра "Угадай и нарисуй" учит рисовать предметы по описанию его отдельных частей;2. Игра "Фрукты и овощи" расширяет представление детей о фруктах, овощах на основе ...

Игры для развития восприятия у детей 4-5 лет

√ «Волшебный мешочек» Возьмите непрозрачный мешочек. Положите в него 5-6 игрушек, изготовленных из разных материалов. Предложите ребенку опустить руку в мешочек, потрогать предмет и назвать вслух...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Памятка для родителей «Сенсорное развитие детей. Игры на развитие восприятия».

В данной памятке   вниманию родителей представлены дидактические игры для развития сенсорных способностей детей . Все эти игры родители могут с легкостью использовать для занятий с детьми до...

Логопедические игры для развития фонематического слуха и восприятия

В сборнике логопедические игры для развития фонематического слуха и восприятия детей...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...