Мониторинг логопедической работы
материал по логопедии (подготовительная группа)

Осадчая  Марина Николаевна

 

Мониторинг 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring1.doc1.04 МБ
Файл analiticheskiy_otchyot.docx74.65 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мониторинг логопедической работы  подготовительной группы

компенсирующей  направленности  

за 2020 / 2021 уч. г.г

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в подготовительной группе компенсирующей направленности  являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Планирование коррекционной образовательной деятельности было  составлено на основе программы:

-Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи  у детей (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова).

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
  • Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК);
  • Возможность освоения детьми с нарушениями речи  основной общеобразовательной программы ДОУ  и их интеграции в образовательном учреждении.

Цель и задачи

В соответствии с ФГОС ДОУ основная  цель  речевого развития детей-дошкольников-формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:

  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной  монологической и диалогической  речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Знакомство с книжной культурой, детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической  активности   как предпосылки обучения грамоте;
  •  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Учебный год длится девять месяцев и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится  для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, уточнения логопедических заключений, составления индивидуальных планов коррекционной работы на год и заполнение речевых карт. В этот период времени проводилась  индивидуальная  комплексная  диагностика  каждого ребенка.

С  середины  сентября была организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы:  фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществлялась  через регламентируемые (НОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

Контингент детей подготовительной к школе   группы компенсирующей направленности.

Подготовительную к школе    группу компенсирующей направленности  в течение года посещали 7  детей с разными речевыми патологиями:

ОНР(общее недоразвитие речи) III  уровень речевого развития -4 человека

ОНР(общее недоразвитие речи) II  уровень  речевого развития-1 человек

СНР (системное недоразвитие речи) у ребёнка с расстройством аутистического спектра-2 человека.

В рамках коррекционно-развивающего направления работы в течение года решались следующие цели и задачи:

  • Нормализация мелкой и артикуляционной моторики, коррекция дыхания и голоса.
  • Постановка и автоматизация нарушенных в произношении звуков, дифференциация смешиваемых звуков.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи.
  • Обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
  • Обучение связной речи.
  • Обучение грамоте.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета и группы

  Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе  и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство в группе   организованно  таким образом, что каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и при самостоятельной деятельности.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:

  • Материалы по обследованию речи детей;
  • Методическая литература по коррекции речи детей;
  • Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
  • Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

  1. Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

  1. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.

  1. Зона подгрупповых занятий.

Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, интерактивной доской, детскими столами.

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

        Копии протоколов территориальной ТПМПК, на основании которых дети поступают в группу компенсирующей направленности;

            Речевая карта на каждого ребёнка зачисленного в группу;

           Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда (куда входят годовой, перспективный, календарный  планы);

            Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы);

            Индивидуальные тетради у каждого ребёнка.

  Формирование предпосылок к учебной деятельности достигается за счѐт реализации коррекционно-образовательных целей и задач, которые предполагают оценку индивидуального развития детей с нарушениями речи. Оценка развития производится учителем-логопедом в рамках психологопедагогической диагностики (оценки индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).Поэтому, как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство его оптимизации, выступает мониторинг уровня речевого развития воспитанников.(Приложение 2)

   Мониторинг проводится дважды в год: в начале  учебного года с целью выявить проблемы, и в конце   года с целью определения степени освоения детьми коррекционно-развивающей программы и  влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие детей.

   Обследование проводится по следующим параметрам:

• звукопроизношение;

• фонематические процессы;

• слоговая структура слова;

• грамматический строй речи;

• связная речь;

• мелкая моторика.

   Форма проведения мониторинга представляла собой наблюдение за ребенком в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы (дидактические игры, задания, беседы с использованием стимульного материала), организуемые учителем-логопедом с

использованием специальных методик:

  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
  • Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха   и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Сравнительные результаты стартовой и итоговой диагностики показывают положительную динамику в речевом развитии детей.

Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи

  1. Звукопроизношение        

1 – Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (плохо различает на слух и при произношении). Нарушена просодика речи. Речь смазанная, неразборчивая.

2 – Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная. Может по подражанию повторить некоторые звуки правильно, но в спонтанной речи стойкие нарушения.

3 – Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается недифференцированность  в определенных фонетических группах. Звуки определённых групп смешивает, различает на слух плохо.

4 – Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.

5 – Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

  1. Фонематические процессы и слуховосприятие

1 – Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.

2 – Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.

3 – Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

4 – Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Допускает некоторые ошибки. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

5 – Все фонетические процессы в норме.

  1. Лексика

1 – Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.

2 – В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики.

3 – Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика. Владеет мало обобщающими понятиями. Испытывает затруднения при подборе синонимов, некоторых антонимов.  Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.

4 – Называет обобщающие понятия. Определяет и называет

местоположение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов. Допускает ошибки в употреблении сложных предлогов.

5 – Лексика в норме.

  1. Грамматический строй речи

1 – Не различает грамматические формы.

2 – Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют. Речь резко аграмматична.

3 – Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; множ. числа. Допускает ошибки при словоизменении и словообразовании. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

4 – Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и при образовании форм мн. числа прилагательных, т.е. при словообразовании и словоизменении.  Составляет простые, и некоторые формы сложных предложений.

5 – Развитие грамматического строя речи в норме.

  1. Связная речь

1 – Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если использует помощь взрослого - отвечает, но односложно. Связная речь резко аграмматична.

2 – Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов. Использует вопросно-ответную форму. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания.

3 – Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь часто  не последовательна, носит схематичный характер. Могут наблюдаться пропуски или перемещения смысловых звеньев рассказа. Предложения односложные, лексика лаконичная. Не всегда определяет скрытый смысл рассказа.

4 – Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные лексико–грамматические ошибки при построении предложений.

5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.

  1. Пространственная ориентировка

1 – Плохо ориентируется на плоскости и в пространстве.

2 – Владеет понятиями верх-низ, затрудняется в понятиях право-лево.

3 – Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения и допускает ошибки. Часто допускает ошибки в схеме левой и правой сторон тела.

4 – Допускает незначительные ошибки при перекрёстном определении правой и левой стороны. Знает левую и правую сторону тела, показывает правильно на себе.

5 – Пространственная ориентировка соответствует возрасту.

  1. Артикуляционная моторика

1 – Объём артикуляционных движений ограничен. Мимика бедна (не может наморщить лоб, подмигнуть глазом и т.д.). Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата, таких как неправильный прикус (открытый передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, лишние зубы и т.д.), укороченная подъязычная уздечка и т.д.

2 – Неполный объём артикуляционных движений, смазанность. Неточное выполнение статических артикуляционных упражнений. Недостаточная переключаемость артикуляционных укладов. Могут наблюдаться синкинезии (содружественные движения нижней челюсти), незначительный тремор кончика языка.

3 – Статические упражнения выполняет близко к норме, при выполнении динамических испытывает некоторые затруднения и неточности.

4 – Выполняет почти все упражнения, не хватает точности движений, динамичности и переключаемости.

5 – Строение и подвижность органов артикуляции в норме, без особенностей.

  1. Мелкая моторика

1 – Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы. Наблюдается наличие гиперкинезов, тремора.

2 – Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус вялый, сила кисти недостаточна.

3 – Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении ассиметричных движений обеими руками.

4 – Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и переключаемости. Затруднения при шнуровании, ориентировке в  ассиметричных  движениях.

5 – Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.

  1. Слоговая структура

1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.

2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной  слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.

3 – Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.

4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.

5 – Слоговая структура в норме.

Оценочные баллы:

1 – очень низкий

2 – низкий

3 – средний

4 – выше среднего

5 –высокий

Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5.

Для большей наглядности можно составить групповую диаграмму путём выведения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции в начале и конце учебного года:

1 – низкий уровень;

2 – ниже среднего;

3 – средний;

4 – выше среднего;

5 -  высокий

Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу

Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

        

Мониторинг логопедической работы  подготовительной группы

компенсирующей  направленности   «Семицветик»

за 2020 / 2021 уч. г.г

Ф. И.

ребёнка

1.Звуко

произно

шение

2. Фонематические процесс

сы

3. Словар

ный

 запас

4.  Граммати

ческий строй

5. Связная

речь

6. Простран

ств.

ориенти

ро

вка

7. Артикул.

моторика

8. Мелкая моторика

9.Слого

вая структу

ра

Уровень

Начало года

Конец года

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Обучающийся

3

4

3

4

4

5

4

5

3

4

4

5

4

5

4

5

4

5

3.6

4.6

Обучающийся

3

4

3

4

4

5

4

5

4

4

4

5

4

5

4

5

3

4

3.6

4.5

Обучающийся

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

4

3

4

3

4

3

3

3

3,6

Обучающийся

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

4

2

3

3

4

0

0

0,8

1,2

Обучающийся

3

4

0

0

2

3

0

0

0

0

4

5

3

4

4

5

2

3

2

2,6

Обучающийся

3

4

3

4

4

5

3

4

4

4

4

5

4

5

4

5

3

4

3.5

4.4

Обучающийся

3

4

3

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4

4

5

3

4

3.5

4,1

           Итого

Начало года: низкий-14,2%,ниже среднего -14,2%, средний-71,6%, выше среднего-0%, высокий-0%

Конец года: низкий-14,2,ниже среднего -14,2%, средний-14,2%, выше среднего-57,4%, высокий-0%

Уровень  речевого развития


Сведения об участии воспитанников в конкурсах  различного уровня

Наименование конкурса

ФИО ребенка, результат

Руководитель

Городской уровень

1.

Городской  фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Юные таланты города Покачи»  номинация «Семейная»

Аринина Ульяна

Аринин Елисей

Лауреат  I степени

Осадчая М.Н.

Якубова З.Ф.

2.

Городской  фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Юные таланты города Покачи»  номинация «Возможности  без  границ», «Театр»

Коллектив «Семицветик»

Лауреат  I степени

Якубова З.Ф.

Осадчая М.Н.

Региональный уровень

1.

Конкурс чтецов "Природе края строки посвящаем "Марш Парков» г. Нижневартовск

Салихова Лаура

(Участник)

Осадчая М.Н.

2.

Региональный конкурс «Моя Югра»

Окружная онлайн-олимпиада «Буквы и звуки»

Аринина Ульяна

(Победитель-1 место)

Осадчая М.Н.

3.

Региональный конкурс «Моя Югра»

Окружная онлайн-олимпиада «Страна звуков и букв»

Мамедов Телман

(Победитель-1 место)

Осадчая М.Н.

3.

Региональный конкурс «Моя Югра» для дошкольных образовательных организаций и начального общего образования

Аринин Елисей

Проект «Красота Югры»

(Участник)

Осадчая М.Н.

Всероссийский уровень

1.

Международная викторина для детей дошкольного возраста

Аринина Ульяна

(1 место)

Осадчая М.Н.

2.

Международный онлайн фестиваль «Яркий мир»

Аринин  Елисей

(Участник)

Осадчая М.Н.

3.


Сведения об участии педагогических работников в конкурсах, мероприятиях, конференциях, семинарах различного уровня

Наименование конкурса

 Результат

Руководитель

Городской уровень

1.

Семинар в рамках ГМО «Инновационные   методы и технологии в работе с детьми  с РАС.»

«Особые образовательные потребности детей с РАС» из опыта работы

Региональный уровень

1.

Окружная конференция  по вопросам реализации ФГОС для лиц с ОВЗ, в том числе  направлений системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ.

14-15 мая 2021г

АУ «Институт  развития образования»

2.

Семинар: «От компетентного STEM –педагога к новому качеству образования»

28.04.2021г

АУ «Институт  развития образования»

3.

Региональная  педагогическая конференция: «Инновационное развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров»

22-24 марта 2021г

г.Когалым

4.

Семинар: «Оказание коррекционно-развивающей помощи обучающимся с  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации.»

29.10.2020 г

АУ «Институт  развития образования»

5.

Практико-ориентированный семинар «Родной язык в дошкольном образовании: проекты и эффективные практики»

30.10.2020 г

АУ «Институт  развития образования»

6.

Региональная конференция «Развитие личностного потенциала в контексте ценностей современного образования»

 27.08.2020г

АУ «Институт  развития образования»

7.

Окружной конкурс на звание лучшего педагога в 2021г «Лучший педагог (воспитатель) дошкольной образовательной организации»

Результат-31 мая

Всероссийский уровень

1.

Конкурс  педагогического мастерства «Методическая разработка»

Диплом 1 степени

Информационно-методический интернет проект «Globus»

2.

«Педагогический успех»

Развитие социально-коммуникативных качеств у детей

2 место

Педагогический успех

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг логопедической работы

Каждый ребенок обследуется 2-3 раза в год по следующим параметрам:         • звукопроизношение;         • фонемати...

мониторинг логопедической работы

МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫКаждый ребёнок, посещающий логопедические занятия для детей с недостатками устной речи, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:1.Звукопро...

Мониторинг коррекционно-логопедической работы

В мониторинге укаываются критерии, по которым проводится диагностика детей...

Мониторинг коррекционно-логопедической работы

Для определения уровня речевого  развития детей мониторинг проводится дважды в год: в начале  учебного года с целью выявить проблемы, и в конце   года с целью определения степени о...

Мониторинг коррекционной работы и параметры логопедического обследования

Мониторинг коррекционной работы и параметры логопедического обследования...

Мониторинг логопедической работы в ДОУ

Методика обследования речи в дошкольном учреждении...

Мониторинг коррекционной работы по развитию речи в логопедической группе №5 "Сказка" для детей 6-7 лет

Мониторинг коррекционной работы по развитию речи в логопедической группе №5 "Сказка" для детей 6-7 лет...