Система авторских заданий для родителей по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего возраста с ТНР
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Байкалова Елена Сергеевна

Задания предназначены для зарепления простейших навыков фонематического анализа, сформированных на логопедических занятиях в старшей группе. Может применяться как родителями, так и воспитателями речевых групп. Последовательность занятий соответствует планированию, разработанному О.С.Гомзяк.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук и буква А

  1. Раскрась картинку, которая начинается со звука А.

  1. Какие соки можно приготовить из этих фруктов и ягод?  (Из апельсина – апельсиновый и т.д.) Какие фрукты начинаются со звука А? Раскрась их.
  2. Обведи букву А пальцем, карандашом. Напиши строчку букв А. На что похожа буква А?

  1. Вспомни и назови 4-5 слов ,начинающихся с А. Придумай с каждым словом по предложению.

Взрослый запишет предложения на листок.



Предварительный просмотр:

Звук и буква И

  1. Повтори правило:

Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.

  1. Раскрась обе буквы        Заштрихуй.        Найди и раскрась

красным цветом.                                                        букву И.

Запомни: И — это гласный звук. Он поется. Когда ты его произносишь, воздух выходит свободно, язык, губы и зубы не образуют преграды.

3.

4.Подчеркни такую же букву,                Обведи в кружок все буквы И.

как внизу.

  1. Напиши по образцу.

  1. Прочитай слова. Соедини каждое слово с тем, кто его произнес.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image104.png

УА       АУ      ИА    УИ

  1. Обозначь на схеме, где спрятался звук И в слове:  в начале, в середине, в конце. Раскрась нужную клеточку красным цветом.



Предварительный просмотр:

Звук и буква У

Обведи пальцем букву У.

Скажи, что делают губы, когда ты произносишь звук У (вытягиваются вперед трубочкой).

Обведи букву У карандашом.

В какую сторону повернут хвостик буквы У? (влево).

Например, две улитки, одна удочка... Названия картинок: рак, улитки, удочка, утята, удав, кит.

3. Закрой картинки листом бумаги. Вспомни, какие картинки начинались на звук У? Составь с этими словами предложения (родитель при необходимости помогает наводящими вопросами, например: «Как движется улитка?» (Улитка медленно ползает.)

4. Повтори правила:

Звуки мы слышим и произносим.

Каждое слово что-то обозначает.

При  необходимости взрослый подкрепляет  правила примерами.



Предварительный просмотр:

Звуки А,У

1.Ответь на вопросы:

- Что такое «У» («А»)? (Это звук.) - Какой звук «У» («А»)? Почему они гласные?

- Назови слова, которые начинаются со звука «У» («А»).

2. Повтори правила: Звуки мы слышим и произносим.  Каждое слово что-то обозначает.

3. Сосчитай и назови:

- «АУ» (взрослый произносит медленно, пропевая звуки)  - сколько это звуков? Какой первый звук? Второй?

- «УА» (взрослый произносит медленно, пропевая звуки)  - сколько это звуков? Какой первый звук? Второй?

Составь вместе: - Первый звук «А», второй - «У». Что получится?5sv0hk5bezp44gl22

- Первый звук «У», второй - «А». Что получится?

4. Прочитай. Покажи и скажи, кто как кричит.

C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image73.png5sv0hk5bezp44gl22

                        АУ !                                                         УА !5sv0hk5bezp44gl22

5. Напиши печатными буквами слова. Прочитай их.



Предварительный просмотр:

Звук и буква П5r0c54sbt4wufi2s2

C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image221.png

  1. Послушай, как пыхтит чайник: «П! П! П!»

  1. Запомни! «П» - это согласный, твердый звук, его нельзя
    петь. Обозначаем его синим кружочком.

  1. Произнеси звук «П» столько раз, сколько кружочков (кружочки раскрась синим карандашом).

  1. Рассмотри картинки и послушай слова: суп, укроп, стоп, джип, клоп. Повтори слова так, чтобы четко слышался звук П в конце.

http://www.toyway.ru/upload/iblock/f16/f1672997d75ccc85357de6b6e7b25749.jpg

  5r0c54sbt4wufi2s25r0c54sbt4wufi2s2Похожее изображениеhttps://cdn.homedezign.net/fast-growing-herbs-and-medicinal-herbs/dill-uses.jpgКартинки по запросу рисованные картинки джип

.

  1. Вот буква П (произносим коротко, как звук -П). Раскрась букву синим карандашом.
    - Скажи, на что похожа буква П.
    C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image224.png

  1. Послушай стихотворение:

Подходящие ворота,
Проходи, кому охота. (Г. Виеру)

- На что похожа буква П по мнению поэта?

  1. Напиши буквы П карандашом.



Предварительный просмотр:

Звук и буква Т

1.Колеса поезда стучат: Т, Т, Т.

Какой звук ты слышишь?

Т — это согласный звук. Его нельзя спеть, язык

прижимается к верхним зубам и образует преграду.

2.Назови картинки (кит, компот, салат, свет). Четко произноси при этом звук Т. Где «спрятался» звук Т в слове «кит»: в начале, конце , середине слова?

                

3.Раскрась буквы Т                 Поставь                        Найди и раскрась

синим цветом.                      в букве точки.                букву Т.

 

4.Раскрась кружочки под буквами нужным цветом: гласный звук –красным, согласный –синим цветом. Объясни, почему ты так сделал.

     УТ            ТА

5.Прочитай слоги

АТ  УТ  ОТ  ИТ

АП  УП  ОП  ИП

ТА  ТУ  ТО  ТИ

НА  НУ  НО  НИ

6.Назови картинки (туфли, нитки, кот). «Надави» голосом на звук Т.

 Подумай и ответь: ты слышишь звук Т в начале, конце или середине слова «туфли» (нитки, кот)?

Впиши букву Т в начало (середину, конец) полоски.

Раскрась буквы Т              Поставь                        Найди и раскрась

синим цветом.                в букве точки.                букву Т.

 

Подчеркни такую же букву,        Обведи в кружок все буквы Т.

как внизу.

Допиши букву Т.                                        Зачеркни букву,

отличающуюся от остальных.

Напиши по образцу. Назови букву.

.



Предварительный просмотр:

Звук и буква М

  1. Раскрась букву   М                           Поставь                                    Найди и раскрась

синим цветом.                                   в букве точки.                             букву М.

М — это согласный звук.

Его нельзя спеть, губы при

произношении М образуют

преграду.

  1. Прочитай слоги

АМ  УМ  ОМ  ИМ

АП   УП  ОП  ИП

МА  МУ  МО  МИ

ПА  ПУ  ПО   ПИ

  1. Раскрась кружочки под буквами нужным цветом: гласный звук –красным, согласный –синим цветом. Объясни, почему ты так сделал.

     УМ           МА

4. Определи, где спрятался звук М: в начале, середине или конце слова. Для этого произнеси слово, «нажимая» голосом на М. Напиши в нужном месте букву М.



Предварительный просмотр:

Звук и буква Н

  1. Нина ноет: н-н-н-н.

Какой звук она произносит?

Н — это согласный звук. Его нельзя спеть, язык

прижимается к верхним зубам и образует преграду.

                

  1. Раскрась  буквы Н                          Заштрихуй.        Найди        

синим цветом                                                                      и раскрась

.                                                                                                      букву Н        

  1. Прочитай слоги

АН  УН  ОН  ИН

АП  УП  ОП  ИП

НА  НУ  НО  НИ

 ПА  ПУ  ПО   ПИ

  1. Обведи картинки со звуком Н

Определи, где  «спрятался» звук Н: в начале, середине или конце слова. Для этого произнеси слово, «нажимая» голосом на Н.

  1. Раскрась кружочки под буквами нужным цветом: гласный звук –красным, согласный –синим цветом. Объясни, почему ты так сделал.

     УН           НА

  1. Составь предложения с маленьким словом НА.

Пусть мама (папа) их запишет.

1)

2)

3)

4)



Предварительный просмотр:

Звук К. Буква К.

  1. Рассмотри картинку. Как капает дождик? ( К – к - к).

Какой это звук? (Согласный) Докажи, что он согласный (его невозможно спеть, язык, поднимаясь «горкой» образует преграду)

  1. Напиши букву К по образцу. Как ты думаешь, на что она похожа?

  1. Закройте полоской бумаги напечатанные слоги.

Послушай слог : АК. Сколько звуков ты услышал(а)? (два).

Назови первый звук (А). Каким цветом ты раскрасишь кружок? (красным, потому что А –гласный звук)

Назови второй звук (К). Каким цветом ты раскрасишь кружок? (синим, потому  что К – согласный звук).

Раскрась кружки. Аналогично проанализируйте слог КА.

АК               КА

  1. Найди, где «спрятался» звук К: в начале, середине, конце слова.

Впиши букву К в начало, середину или конец полоски. Слова для анализа: бочка, рыбак, карандаши.



Предварительный просмотр:

Звуки Г и ГЬ. Буква Г.

  1. Рассмотри картинки.  Назови картинки.

Назови первый звук в слове «голуби» (Г), в слове «гири» (ГЬ).

Раскрась кружки под картинками синим и зеленым цветом.

Какой звук Г? (Согласный, твердый) Докажи, что он согласный (его невозможно спеть, язык, поднимаясь «горкой» образует преграду). Какой звук ГЬ? (Согласны. мягкий) Докажи, что он согласный (его невозможно спеть, язык, поднимаясь «горкой» образует преграду).

  1. Заштрихуй букву Г. На что она похожа?

  1.  Прочитай слоги Раскрась кружки нужным цветом.

ГА     ГИ              

  1. Назови картинки. Определи, какой звук в слове: твердый Г или мягкий ГЬ. Где он находится: в начале, середине, конце слова.

Нарисуй кружок синего или зеленого цвета в начале, середине или конце полоски.



Предварительный просмотр:

Звук Бь

1.Маленький барабан у зайчика стучит мягко: Бь,Бь,Бь..

Бь — это мягкий согласный звук. Его нельзя спеть, губы смыкаются и образуют преграду.

2.Назови картинки (Береза, белка, бинт, бегемот). Четко произноси при этом звук Бь. Где «спрятался» звук Бь в этих словах?

                

3.Раскрась кружочки под буквами нужным цветом: гласный звук –красным, согласный –синим( твердый звук), зеленым цветом (мягкий звук). Объясни, почему ты так сделал.

     БИ           БА

4..Назови картинки (билет, обезьянка). «Надави» голосом на звук Бь.

 Подумай и ответь: ты слышишь звук Бь в начале, конце или середине слова «билет» (обезьянка)?

Картинки по запросу билет

Картинки по запросу обезьянка

Раскрась зеленым цветом  начало (середину, конец) полоски.



Предварительный просмотр:

Звук Ль. Буква Л.

У палатки стенки гладки,

Буква Л- фасад палатки.

На что еще похожа буква Л?

Сколько нужно палочек, чтобы ее выложить?

Напиши букву Л.

Обозначь место звука ЛЬ в слове зеленым кружком или зеленой буквой Л. Слова: лев, картофель, лестница.

Раскрась большую букву        Заштрихуй.        Найди и раскрась

синим, а маленькую —                                                букву Л.

зелёным цветом.

Л — это согласный звук.

Соедини с буквой Л только те предметы, названия которых начинаются со звуков Л или Ль.

Соедини точки        Чем отличаются?

по порядку номеров

и раскрась то, что получилось.

Сделай фигуры одинаковыми.                        Зачеркни букву,

отличающуюся от остальных.

Напиши по образцу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

Консультация для родителей на тему: «Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителейна тему:«Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста»....

Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме   " Детский сад. Профессии работников детского сада"  для детей 5- 6 лет....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего  возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы»....