Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Якушева Наталья Анатольевна

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2_var_1.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по формированию фонетико-фонематической стороны речи

для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)

«Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Цель: формирования фонетико-фонематических представлений по теме «Звук и буква О».

Программные задачи

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком О, способом его характеристики с опорой на артикуляцию;

- дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

- познакомить с буквой О.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематический слух, фонематическое восприятие;

- закрепить понятия «слово» и «гласный звук»;

- развивать моторный праксис, просодические компоненты речи;

- активизировать визуальное и слуховое восприятие информации;

- развивать ассоциативное мышление и зрительную память

-развивать произвольное внимание, восприятие информации.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей речевое внимание.

Оборудование: зеркала по количеству детей, наборы фишек, картинка-символ звука О, образец буквы О, предметные картинки со звуком О в ударной позиции, пособие «Звуковой домик», бумажные листики на ниточках, оформление помещения: макет осеннего дерева, осенние кустики, осенние листочки на полу, стене и мебели, облака на центральной стене.

- Дети, давайте поздороваемся

Собрались все дети в круг(встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Ребята, у меня для вас есть загадка:

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года – …

Если дети не отгадали, загадываю вторую загадку:

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

- Что это? (Осень) Давайте произнесём это слово так, чтобы голосом выделить первый звук этого слова. (Оооосень). Вы догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Правильно, со звуком О. Нас ждет сегодня путешествие со звуком О. А для того, чтобы отправится в путешествие, нам нужны силы. Давайте проверим на сколько мы сильные и сделаем зарядку.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Упражнение «Крокодил». Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт – руки вытянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой.При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.

«Улыбка » – согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны.

«Трубочка» – вытянуть губы вперед трубочкой, соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.

«Болтушка» – рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.

-Молодцы ребята, вижу сил у вас достаточно для путешествия. Ну что, отправляемся! Занимайте свои места на корабле. Для того, чтобы наш корабль отправился, нужен ветер. Ребята, воздух наберем через нос и выдохнем через рот.

- Послушайте, какую сказку прошептал мне осенний ветер:

Жил-был звук О. (Демонстрируется символ звука О – красный круг с лицом, рот в форме овала)

Очень звук О любил петь. Пел он много и с душой. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О,О,О».

Звук О был в восторге от всего : «О! Какая красивая Оооосень! О! Какие красивые Оооовощи! О! Какой глубокое Ооозеро!»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и Осенью, и каждым овощем, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

- Поверните к себе зеркала и пропойте звук О.

Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? А что делает язычок? (он спокойно лежит в рту) … При произнесении звука О воздух не встречает преград и поэтому его можно долго тянуть. Давайте проверим. Взяли «катушечку» и «потянем ниточку». Можно ли звук О крикнуть? А работает ли «голосовой моторчик» при этом? Звук О голосисто поёт, голос у него звонкий, поэтому его называют гласным звуком и носит он красную рубашку, обозначается красной фишкой. (пиктограммы)

Игра «Чуткие ушки».

-Проверим, как ваши ушки слышат звук О. Вы закроете глазки, я буду произносить разные звуки, как услышите звук О – поднимите красную фишку.

А, О, У, И, О, О, У, Ы, О, У, Э, О…

- Знаете, а звук О может передовать разные интонации. Удивляется: ООО, огорчается: ООО, радостно восклицает: ООО! (показ символов эмоций)

Игра «Зажги огонёк».

- Дети, а как вы думаете, зачем нам нужен звук О? (чтобы слова говорить со звуком О). Осенние приключения звука О продолжаются. Давайте ещё раз произнесём слово ОСЕНЬ и определим: где же слышится звук О в этом слове – в начале, середине или в конце слова. Подвиньте к себе «звуковые домики», поставьте пальчик на первое окошко, произносим слово ОСЕНЬ и проведём пальчиком до конца. Как вы думаете, в каком окошке задержался наш пальчик, когда звучал звук О? (в первом) «Зажгите» в нем «огонёк» сигналом звука О.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ну вот мы и приплыли к берегу, выходим из корабля. А дальше мы отправимся в путешествие на ракете. (Дети выходят из-за столов и выполняют упражнение “Ракета”)

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх)

А потом руки вниз. (ладони образуют купол ракеты)

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь!

Дыхательное упражнение «Ракета»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.

Медленный глубокий выдох со звуком О, руки в такт выдоху опускаются вниз

через стороны.

“Вылетаем” из кабинета на ракете, останавливаемся.

  • В огромной, пустынной стране Лимпопо,

Живет одиноко одна буква О

Она сирота: ни друзей, ни реки,

Чахнет О там одна от тоски!

Что делать, ребята?

Страну как найти?

Как бедную О

поскорее спасти?

Подвожу детей к песочнице.

-А вот и страна Лимпопо, где живет печальная буква О

Выставляется образец буквы О. Выяснение, на что похожа буква.

-Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях - О.

- Смелей!

-Ребята, в песках страны Лимпопо вам нужно найти сокровища. (Дети в песке находят картинки на О, назыают их и место звука в слове.

- Букву мы видим, можем написать и прочитать.(пиктограммы: глаз, кисть руки с ручкой). Буква О обозначает звук О.

- Куда смотрит буква О - вправо, влево или прямо? Давайте напишем букву О . Пишем в воздухе букву пальчиком, на спинке у соседа, “носом” в воздухе, на песке.

-Ребята, букве О так не хватает друзей в ее стране, что она просила вас помочь ей. Я предлагаю слепить много букв О, они и станут друзьями .(проходим в кабинет и лепим из соленого теста или пластилина буквы.

- Вот и закончилось наше путешествие со звуком О. Вам интересно было путешествовать вместе с ним? Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам особенно запомнилось? А что вызвало затруднения?

Используемые в работе технологии:

Песочная терапия

Песокмягко воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, тонизирует или наоборот снимает излишнее напряжение (мышечное, психоэмоциональное), помогает развивать мелкую моторику рук, навыки ориентации в пространстве. Песочная терапия благоприятно влияет на эмоционально-волевую сферу и позволяет деликатно, без усилий, в игровой форме корректировать речевые дефекты, учит пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, устраняет психологические блоки.

Мнемотехника

Использование мнемотехник в логопедии помогает:

  • активизировать визуальное и слуховое восприятие информации;
  • развивать ассоциативное мышление и зрительную память;
  • формировать навыки связной речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • совершенствовать звукопроизношение и т. д.

Телесно-ориентированные техники

К телесно-ориентированным методикам, применяемым в работе логопеда, относятся:

  • дыхательные упражнения — способствуют формированию навыков самоконтроля, улучшают ритмику организма;
  • биоэнергопластика — является одной из разновидностей артикуляционной гимнастики, которая подразумевает одновременное выполнение каких-то движений и активизацию речевого аппарата (например, поднять руки и высунуть язык), учит координировать действия, развивает произвольное внимание, восприятие информации, синхронизирует работу полушарий головного мозга, благоприятно влияет на мышление и речь;
  • упражнения для расслабления — развивают навыки самонаблюдения;
  • растяжка — система упражнений, которые направлены на попеременное напряжение и расслабление различных частей тела, эффективное средство против гипер- и гипотонуса мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В мире профессий» для детей старшей группы, возраст 5-6 лет

Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию«В мире профессий»для детей старшей группы, возраст 5-6 лет...

Конспект организованной образовательной деятельности «У воды играем, правила не забываем» для детей старшей группы

Конспект организованной образовательной деятельности «У воды играем, правила не забываем» для детей старшей группы...

Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Лаборатория волшебства и чудес» для детей старшей группы с использованием интерактивных компьютерных технологий Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.Задачи:Познавательное развитие:формировать пред...