Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Имашева Айгуль Жумабековна

Цели:

Образовательные:

  • закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;
  • закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.
  • упражнять в анализе и синтезе звукокомплексов из 2-х и 3-х гласных звуков.
  • закреплять умение производить слухо-произносительную диффренциацию звуков ;
  • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  • закрепить графические образы гласных букв.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки диафрагмального дыхания;
  • развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков;
  • развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие;
  •  развитие тонких движений пальцев рук, координации речи с движением;
  • развивать артикуляционную моторику. 

Воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  • воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  • совершенствовать  навыки самостоятельности, доброжелательных отношений, усидчивости, самоконтроля.

Образовательные области:  развитие речи, познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._zanyatie_glasn._zv.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «Д/с комбинированного вида

«Капелька»

Конспект

непосредственной  образовательной деятельности

по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей  старшего дошкольного возраста

Тема:  «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ИБУКВЫ»

Автор-составитель:

учитель-логопед Имашева А.Ж

пгт. Пойковский, 2014г.

Цели:

Образовательные:

  • закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;
  • закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.
  • упражнять в анализе и синтезе звукокомплексов из 2-х и 3-х гласных звуков.
  • закреплять умение производить слухо-произносительную диффренциацию звуков ; 
  • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  • закрепить графические образы гласных букв.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки диафрагмального дыхания;
  • развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков;
  • развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие;
  •  развитие тонких движений пальцев рук, координации речи с движением;
  • развивать артикуляционную моторику.  

Воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  • воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  • совершенствовать  навыки самостоятельности, доброжелательных отношений, усидчивости, самоконтроля.

Образовательные области:  развитие речи, познание.

Оборудование: : ПК, презентация Microsoft Office  Power Point: «По следам Буратино»; мешочек с игрушками: гриб, слон, мышь, шар, лук, страус Эму. Символы гласных звуков красного, синего цвета (для звуковой дорожки).

Плакат с текстом. Магнитная доска. Мяч для игры.

Раздаточный материал: предметные картинки- схемы,  медали с изображением символов гласных звуков на каждого ребенка. Нитки. Листы  бархатной бумаги .

 НОД

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся! Присаживайтесь на места.

Задание «Узнай гласные звуки».

Логопед беззвучно артикулирует ряд гласных звуков: а о у и т.д. Дети воспроизводят голосом звуковой ряд.

Логопед: Ребята давайте попробуем поиграть в эмоции.

- Мы умеем удивляться!

- Удивитесь! (Дети удивленно поднимают брови).

- Наверное, нас ждет что – то интересное. Давайте покажем как мы этому рады. Улыбнитесь! (Дети улыбаются).

- К сожалению, наше хорошее настроение омрачает мороз и холод. Давайте посмотрим в окно и нахмурим брови. (Дети нахмуривают брови).

- А теперь повторим еще раз:

Мы умеем удивляется, (удивились).

Мы умеем улыбаться, (улыбнулись).

Мы умеем хмуриться! (нахмурились).

Знакомство с темой занятия. 

-  Слайд1 Ребята, сегодня к нам в детский сад  пришло сообщение. Смотрите – это оно. Здесь написано: «Поселок Пойковский, улица шестая, дом 3,  Детский сад «Капелька». Ребятам в  подготовительную  группу. Раз это письмо предназначено для нас,  давайте посмотрим, что же там?  Слайд 2

Дорогие ребятишки, Помогите шалунишке! Я Путешествовал по Стране гласных звуков и потерял ключик свой. Где мой ключик золотой? Как же мне его найти? Чтоб домой к себе зайти. Карту я вам покажу. Где дорогу укажу, По которой я гулял И свой ключик потерял! 

- Ну что, ребята, поможем Буратино отыскать ключик? Давайте собираться в путь!

- Мы отправляемся в Страну гласных звуков. Попасть в эту страну могут только те, кто знает секрет гласных звуков.

Дети дают характеристику гласным звукам.

Дети: Когда мы произносим гласные звуки, во рту нет преград, голос звучит, воздух выходит легко, свободно.

Логопед. Молодцы! Верно.

Воздух свободно идет через рот,

нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

Прежде чем отправиться в путь давайте решим по какой звуковой дорожке мы пойдем по красной или по синей.

Дети: по красной, потому что мы идем в страну гласных звуков. 

Логопед. Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

Логопед: вспомните пожалуйста какой гласный звук обозначает каждый символ на дорожке? (демонстрирую символы звуков)

 Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать О и закричать А

Грамкий гудок паровозу подать У

Нежно лошадкой могут заржать И

Даже медведем могут рычать Ы

Эхом далеким в лесу отвечать Э

Дети: по одному проходят по «звуковой дорожке»,  пропевая каждый гласный звук.

 Логопед :Слайд 3 Вот мы и в стране гласных звуков

Логопед: Слайд 4 Давайте посмотрим на карту, которую нам показывает Буратино. Смотрите здесь крестиком помечены те места, где он побывал, и первое что мы видим это полянка у холма (подходим к холмику)  Слайд 5

- Ребята здесь какой-то мешочек. Наверное, Буратино его забыл. Может быть, здесь лежит его ключик? Нет, здесь что-то другое. Давайте посмотрим, что там лежит. Доставайте, называйте слово, обозначающее предмет «нажимая» голосом на гласный звук.

Предметы- игрушки:  гриб, слон, мышь, шар,лук, страус Эму.

Логопед: Молодцы! Идем дальше.

Слайд 6 

Логопед: -Так, что там еще показывает нам карта? (смотрим на экран). Если следовать по стрелке то мы должны оказаться в лесу!  

Слайд 7

Логопед: Ой, ребята, а ведь это не простой лес, а волшебный. Здесь происходят разные превращения. Здесь что-то написано:

Изучив все гласные,

Ты можешь без труда

Как маг или волшебник

 Превращать слова

На магнитной доске картинки-схемы с символами звуков.

-Давайте мы с вами станем волшебниками и попробуем превратить одни слова в другие, изменив только один звук в слове! Кто это?  

Дети: Бык

Верно! Здесь один гласный звук- Ы (к схеме на доске ставлю символ звука Ы), в середине слова, сейчас я поменяю его на звук А и тут же бык превращается в ....?

Дети: Бак

Аналогично производится «превращение» следующих слов:

Кот                            Кит

Дым                          Дом

Эхо                               Ухо

Логопед: Ребята, мы с вами  находимся сейчас в лесу, а если громко крикнуть в лесу, что мы можем услышать? Правильно эхо!

- Давайте поиграем в игру «Эхо»? Эхо слушает и повторяет. Представьте, что вы эхо и повторяйте за мной.

Воспроизведение звуковых рядов с изменением силы и высоты голоса АУО   ИЭА   ЫОУ   УОИ    ЭАУ   ОЫА.  Замечательно получилось! 

-Отправляемся дальше? Обратите внимание на карту Слайд 8

- Стрелка указывает нам на цветочную поляну. Следуем по стрелке и оказываемся на цветочной поляне Слайд 9.

- Ага, на этой полянке Буратино играл в мячик. Посмотрите, здесь нет его ключика?

Дети: нет!

Логопед: Зато есть мячик, давайте поиграем с мячиком?!

Логопед кидает мячик ребёнку и говорит: сейчас я буду называть слова и бросать вам мяч,  а вы должны услышать и определить  последний гласный звук в этих словах,  назвать его и возвратить мне мяч.

 Логопед: какаду, кончается на … у

Cлова :  быки, глаза, потому, жуки, дома, кенгуру, дома, коты, эхо, носки, уши, игра.

- Молодцы!

Физкультминутка

Выполнение движений с речевым сопровождением.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий,

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

Логопед: ну вот и размялись немного, теперь можно идти дальше.

- Посмотрите ребята какой путь мы преодолели и оказались у ворот замка. Интересно кто же там живет! Давайте войдем и посмотрим? Проходим на свои места. Слайд 10

- Что вы видите ребята? Верно, это гласные звуки А, И, У. Они предлагают нам поиграть с ними! Поиграем?

- Дидактическая игра «Живые звуки»

Перед началом игры логопед «превращает» детей в гласные звуки [а], [у], [и]….

- Прежде чем начать игру  мы с вами превратимся в гласные звуки (детям раздаются символы гласных звуков). Будьте внимательны, навострите свои ушки и слушайте, как только я называю ваш звук - вы встаете и подходите ко мне.

Логопед произносит звуки: «ау».

Дети: Встают и подходят логопеду, в том порядке в каком были названы звуки.

-Сколько звуков вы услышали?

        Дети. Два звука.

-  Какой первый звук?

Дети. Звук [А],

- Какой второй звук?

Дети. Звук [У].

-Что надо сделать,  чтобы получилось уа?

(Дети меняются местами).

        - Какие звуки получились?

        Дети. Звуки [уа].

        - Какой первый звук?

Дети. Звук [у],

- Какой второй звук?

 Дети. Звук [А].

- А теперь давайте послушаем, как звучат звуки [а..у..и..] Сколько звуков вы услышали?

         Дети. Три звука.

Логопед. Какой первый звук? ( [А]). Второй звук? ([У]) третий? ([И])

Логопед: А теперь давайте встанем так, чтобы звуки встали в том же порядке, котором мы их назвали.

- Хорошо. Молодцы! Садитесь на свои места! Медальки остаются вам на память!

 Аналогично проводится работа с гласными звуками О, Ы, Э.

Закреплять графический образ гласных букв А, У, И, О, Ы, И

Слайд 11

Логопед: Ребята, посмотрите  что это?

 Дети: Это снег идет.

Логопед: Верно. Но снег не простой- буквенный.        

Падают снежинки,

В ладошку поймаю их я.

На каждой снежинке

Буква гласная.

Вот бы узнать,

Где им в слове стоять.

Слайд с картинками 12  (работа с индивидуальными схемами)

Дети рассматривают картинки (Аист, Утка, Бык, Овощи, Эскимо, Индюк) и называют их, выделяют гласные звуки и обозначают их в схеме буквами.

 Логопед: Ребята чем отличаются звуки от букв?

Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

Логопед: Совершенно верно. Молодцы!

 Вы знаете, а ведь обычную нить можно превратить в букву.

Сейчас каждый из вас попробует это сделать. Присаживайтесь на стулья.

Мы с вами знаем, что буква обозначает звук. Ваша задача, вспомнить какая буква обозначает ваш  звук, и превратить нитку именно в эту букв.

Логопед: А какого цвета нить мы возьмем?

Дети: Красного! Потому что эти буквы обозначают гласные звуки!

Логопед: По- моему получилось очень хорошо. Посмотрим на экран, что же нас еще ждет! Слайд 13

   Логопед: Ребята,  а что это там? Да ведь это же портфель Буратино! Наверное, ключик там! Вы видите его? Точно, вот он! (из портфеля виднеется золотой ключик). Мы с вами нашли потерянный ключик Буратино!

 Слайд 14  А вот и сам Буратино!

- Смотрите, ребята, он очень радуется и благодарит вас за помощь!

 Итог логопедического занятия: Вот и все! Мы нашли ключик Буратино, справились со всеми заданиями! А теперь возвращаемся в детский сад, давайте пройдем по дороге гласных звуков и красиво четко их пропоем.

– Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Какие звуки мы сегодня вспоминали? Какие они по характеру? Каким цветом мы их обозначаем? Какие буквы мы сегодня вспоминали! Что вам больше всего запомнилось? А что было для вас трудным?

 - Молодцы! Вы сегодня все хорошо отвечали и играли! Буквы можно забрать с собой на память о сегодняшнем занятии! Покажите своим родным, научите их как еще можно развивать свои пальчики и превращать нитки в буквы.! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"

Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:—   познакомить детей со звуком и буквой С;—   научить характеризовать его по акустиче­ским и ар...

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...

План-конспект образовательной деятельности по развитию фонетико- фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты в старшей группе по теме :"Звук О "

Цель: Создание условий для формирования представлений о звуке О .          Задачи:Уточнить артикуляцию и акустическую характеристику звука [О].Закрепи...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (старший дошкольный возраст). Звук (Ж)

Данный конспект был составлен для проведения открытого мероприятия в рамках нашего детского сада и рассчитан на детей с ТНР (старшая группа). В нем представлены основные этапы логопедической работы с ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...