Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (старший дошкольный возраст). Звук (Ж)
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Данный конспект был составлен для проведения открытого мероприятия в рамках нашего детского сада и рассчитан на детей с ТНР (старшая группа). В нем представлены основные этапы логопедической работы с данной категорией воспитанников. Материал будет интересен коллегам: учителям-логопедам, а также всем, кто интересуется вопросами коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pro_formirovaniyu_fonetiko.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия про формированию фонетико-фонематической стороны речи (старший дошкольный возраст)

Тема: Звук (Ж)

Задачи:

- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью приемов кинезиотерапии;

- продолжать развивать мимическую мускулатуру лица с помощью самомассажа;

- продолжать формировать умение правильного дифференцированного носового и ротового дыхания с помощью методики Ипполитовой А.Г.;

- продолжать развивать артикуляционную моторику с использованием приемов биоэнергопластики;

- продолжать развивать слуховое внимание при выполнении физпауз;

- продолжать учить приемам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в т.ч. отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы; суффиксы с увеличительным значением;

- продолжать знакомить детей с понятием «звук», определять признаки звука;

- продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

- продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях в слове; делить слово на слоги.

Оборудование: картинки для выполнения пальчиковой гимнастики; картинки для выполнения артикуляционной гимнастики; пособие с изображением дыхательной гимнастики по Ипполитовой; предметные картинки: ЖАСМИН, ЕЖЕВИКА, ЖАКЕТ, ЖАБА, ЖУК, ПИЖАМА, НОЖИ, ЕЖИ, УЖИ, ЖИЛЕТ; пособие «Птичка» для определения места звука в слове, квадраты синего цвета для обозначения заданного звука.

Ход занятия

1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С КИНЕЗИОТЕРАПИЕЙ

- «Ухо» - «Нос»;

- «Купол» - «Замок»;

- «Купол» - «Ёжик» - «Замок»;

- «Ножницы» - «Дощечка» - «Кулачок»;

- «Кулак» - «Жук»;

- «Зайчики» - «Жуки».

2. МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

- Самомассаж лица и шеи «Мы теплом своих ладошек…» Крупенчук О.И.

Мы теплом своих ладошек

Расслабляем всё лицо,

А потом, учась у кошек,

Книзу делаем кольцо.

Растираем ладони.

Проводим ладонями перед лицом.

Поглаживаем лицо сверху вниз справа и слева.

Лобик гладим, разминаем,

Брови щиплем, а потом

Мы на щёчки убегаем –

Их погладим, разомнем.

Поглаживаем и разминаем лоб.

Пощипываем брови.

Переходим пальцами на щеки.

Поглаживаем и разминаем щеки.

Пощипаем, пощипаем

И по кругу их помнем,

А потом понажимаем

И немножко потрясём.

Пощипываем щеки.

Делаем круговое разминание щек.

Нажимаем пальцами на мышцы щек.

Легко потряхиваем щеки пальцами.

Как из краника водичка,

Мы стекаем прямо вниз,

Кружит пёрышка частичку

Ветра юного каприз.

Поглаживаем носогубные складки сверху вниз.

Делаем спиралевидные движения вниз по носогубным складкам.

Губку верхнюю погладим

И пощиплем, и помнём.

И на нижнюю уходим –

Тоже щиплем, тоже мнём.

Поглаживаем верхнюю губу.

Пощипываем и разминаем верхнюю губу.

Поглаживаем нижнюю губу.

Пощипываем и разминаем нижнюю губу.

А потом их сложим вместе,

Чтобы обе пощипать,

И затем на этом месте

Будем пальцами стучать.

Соединяем вытянутые вперед губы.

Разминаем обе губы.

Делаем пальцевый душ для губ.

Губки гладим. Под губами

Начинаем разминать.

Подбородок нам бы с вами

Оттянуть и постучать.

Поглаживаем губы.

Разминаем подбородок.

Перетираем подбородок между пальцами.

Поколачиваем пальцами.

И щипаем прямо к мочкам,

А потом ладонью всей

Вниз по шее – с проволочкой –

Мы стекаем, как ручей.

Пощипываем нижнюю челюсть.

Поглаживаем шею сверху вниз раскрытой ладонью с отставленным большим пальцем.

3. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика по Ипполитовой А.Г.:

1.

ВДОХ через НОС

ВЫДОХ через НОС

2.

ВДОХ через НОС

ВЫДОХ через РОТ

3.

ВДОХ через РОТ

ВЫДОХ через РОТ

4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ

- «Блинчик плоский» - расслабление мышц языка широким, распластанным.

Выполнение: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 5-7 сек.

Внимание: Нижнюю губу не следует подворачивать или натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

- «Наказать непослушный язык» - расслабление мышц языка.

Выполнение: Упражнение «Блинчик плоский», пошлёпать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя» - «ам». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

- «Расчёска»

Выполнение: На счёт «1» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счёт от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторять до 10 раз.

- «Лесенка»

Выполнение: Обнять широким расслабленным языком верхнюю губу, верхние зубы; поднять кончик языка к верхним альвеолам (верхним бугоркам). («Язык на губке, на зубках, за зубками»). Повторять до 10 раз.

- «Кошечка лакает молоко»

Выполнение: Положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой» и вернуть в рот. Повторять до 10 раз.

- «Чашечка» - выработка правильной формы языка для произношения звуков Ш, Ж.

Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости распластать язык, пошлёпав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 сек.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты).

5. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ, РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

- Показ картинок с проговариванием учителем-логопедом: ЖАСМИН, ЕЖЕВИКА, ЖАКЕТ, ЖАБА, ЖУК, ПИЖАМА, НОЖИ, ЕЖИ, УЖИ, ЖИЛЕТ («Какой звук мы слышим во всех этих словах?» (Звук (Ж). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком (Ж)».).

- Характеристика звука (Ж):

* Согласный, потому что воздух встречает преграду;

* Твердый, потому что язычок прямой;

* Звонкий, потому что горлышко поет, голосовые связки работают.

Звук (Ж) – твердый согласный, обозначаем квадратом синего цвета»).

ФИЗПАУЗА

«Сядь, если услышишь звук (Ж):

- ЗВУКОВОЙ РЯД: О, И, Ж, Р, Ш, Ч, Ж, М, С, Щ, Ж

«Закрой глаза, если услышишь звук (Ж):

- СЛОГОВОЙ РЯД: СО, КО, ЖО, МО, ЛА, ЖА, ВА, ША, СУ, ЖУ, ЗА, ЖДУ, ШТЫ, ЗНО, АЖДА

- «Раздели на слоги»: слова для игры ЖАСМИН, ЕЖЕВИКА, ЖАКЕТ, ЖАБА, ЖУК, ПИЖАМА, НОЖИ, ЕЖИ, УЖИ, ЖИЛЕТ

«Горошинки» - необходимо встать в минигруппы по количеству слогов в слове (Например: в слове ЕЖЕВИКА – 4 слога – 4 ребенка в группе).

- «Определи место звука в слове»:  слова для игры ЖАСМИН, ЕЖЕВИКА, ЖАКЕТ, ЖАБА, ЖУК, ПИЖАМА, НОЖИ, ЕЖИ, УЖИ, ЖИЛЕТ

Необходимо раздать детям «Птичек» для определения местоположения звука (Ж) в слове и квадраты синего цвета.

6. РАБОТА СО СЛОВОМ

Работа проводится со словами, указанными выше (ЖАСМИН, ЕЖЕВИКА, ЖАКЕТ, ЖАБА, ЖУК, ПИЖАМА, НОЖИ, ЕЖИ, УЖИ, ЖИЛЕТ).

- «Назови ласково» (Жасмин – жасминчик…);

- «Назови огромный» (Жакет – жакетище…);

- «Классификация»: («Какие картинки из предложенных можно положить вместе и почему?»);

- «Кого/чего не стало?»;

- «Вспомни слова»: необходимо предварительно спрятать картинки и попросить детей их вспомнить

Назови все слова, которые были на картинках»).

7. РЕФЛЕКСИЯ

«С каким звуком мы сегодня знакомились?» («Мы сегодня познакомились со звуком (Ж)»).

«Давайте вспомним характеристику этого звука» («Звук (Ж) – согласный, твердый, звонкий»).

«Квадратом какого цвета мы обозначаем этот звук? Почему?» («Звук (Ж) обозначаем квадратом синего цвета, потому что он твердый»).

«Чем мы занимались еще на занятии?» (Дети вспоминают этапы занятия).

«Что вам больше всего понравилось на занятии?» (Дети перечисляют основные моменты занятия).

«Что было трудно выполнять?» (Дети называют те моменты, которые вызвали у них трудности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

Конспект интегрированной НОД по формированию фонетико-фонематических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной НОД по формированию фонетико-фонематических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Сказочное путешествие...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Образовательные задачи:- показ образования числа десять;- учить детей считать в пределах д...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Цели:Формирование навыка счета у детей старшего дошкольного возраста и (прямой, обратный);Задачи:1. ...

Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности»

Работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности включает в себя несколько направлений:Организация развивающей пр...