Конспект интегрированной НОД по формированию фонетико-фонематических представлений для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект интегрированной НОД по формированию фонетико-фонематических представлений для детей старшего дошкольного возраста. 

Тема: Сказочное путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannoy_nod_po_formirovaniyu_fon.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по формированию фонетико-фонематических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Сказочное путешествие.

Цель – закрепление произношения звуков Л, Л’ в речи.

Задачи:

  1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
  2. Закрепить представление об артикуляционном укладе звука Л.
  3. Развивать фонематический анализ, слух и восприятие.
  4. Развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.
  5. Развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние
  6. Закреплять умение классифицировать, обобщать.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран), презентация к сказке, игрушки би-ба-бо героев сказки, зеркала (по количеству детей в группе), мяч, проволока, рисунки (по количеству детей), карандаши,

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед вместе с детьми входят в познавательный центр, где их встречает педагог-психолог. На экране изображены герои сказки «Колобок».

Педагог-психолог: Доброе утро! Сегодня мы с вами попадем в сказку. А кто догадался в какую?

Дети: Про колобка!

Учитель-логопед: Молодцы! Давайте вспомним героев сказки:

Ок-ок-ок - вышел в поле … колобок. На экране появляется изображение колобка.

Олк-олк-олк – на поляну вышел … волк. На экране появляется изображение волка.

Едь-едь-едь – вышел из лесу … медведь. На экране появляется изображение медведя.

Са-са-са – бегала в лесу … лиса. На экране появляется изображение лисы.

Айка-айка-айка – повстречался в лесу … зайка. На экране появляется изображение зайца.

Дети договаривают конец чистоговорок.

Педагог-психолог: Давайте расскажем сказку на новый лад! Жили были…. (на экране появляется изображение старика со старухой).

Дети: Дед и баба!

Учитель-логопед: А как по-другому можно назвать этих героев сказки?

Дети: Старик и старуха!

Педагог-психолог: Вот однажды старик попросил старуху испечь … (на экране появляется изображение колобка).

Дети: Колобка!

Педагог-психолог: Старуха по амбарам …. (на экране появляется изображение метлы).

Дети: Помела!

Педагог-психолог: По сусекам поскребла, да и набрала … (на экране появляется изображение муки).

Дети: Муки!

Педагог-психолог: Чтобы испечь колобок.

Учитель-логопед: Поможем старухи замесить тесто и испечь колобка?

2.Пальчиковая гимнастика.

Дети вместе с учителем-логопедом выполняют движения в соответствии с текстом.

Учитель-логопед:

Тесто мнем, мнем, мнем, (Энергичные пожатия одной руки другою)

Тесто жмем, жмем, жмем, (Энергично сжимают в замочек кулаки и распрямляют пальцы)

Колобка мы испечем. (Имитация скатывания шара)

Остудили (Вдох через нос – длительный выдох через рот)

На окно положили. (На раскрытую ладонь «положить» кулачек «колобок»)

Колобок лежал-лежал, (На ладони правой руки пальчики левой в кулачке, затем на ладонь левой руки правая «кладет» колобок)

Да и в лес он убежал. (По ладони левой руки «бегут» пальчики правой)

З. Мимическая гимнастика.

Педагог-психолог: Вот досада! Убежал! Покажите, как расстроились старик со старухой. (На экране появляется изображение мимики колобка (грусть) и дети показывают ее). Безобразник! Убежал! Покажите, как рассердились старик со старухой. (На экране появляется изображение мимики колобка (гнев) и дети показывают ее). Что же будет с ним? Покажите, как старик со старухой испугались за колобка. (На экране появляется изображение мимики колобка (страх) и дети показывают ее).

Учитель-логопед: А вы хотите приключений? Давайте догоним колобка и отправимся в приключение вместе с ним! Покажите, как обрадуется колобок, когда нас увидит. (На экране появляется изображение мимики колобка (радость) и дети показывают ее).

4.Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед предлагает детям сесть за столы и взять зеркала.

Учитель-логопед: К прогулке надо как следует подготовиться – замесим тесто, напечем блинов («Месим тесто», «Печем блинчики»). Слижем вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Запьем блины чаем, подуем на чашку («Чашка»). Почистим верхние зубки («Чистим зубки») и отправимся в лес догонять колобка («Лошадка»). А теперь в путь!

Звучит музыка «Песенка Колобка».  Дети вместе со взрослыми выполняют движения под музыку. На экране появляется лес.

5.Повторение артикуляции звука.

У педагога-психолога в руках появляется заяц и подходит к экрану, на котором изображен колобок.

Педагог-психолог: Ко обок, Ко обок, я тебя съем!

Учитель-логопед: Ты заяц такой грозный, а говорить как следует не научился! Дети, а какой звук не умеет говорить заяц?

Дети: Звук Л.

Заяц: Ой, правда! А я замети, что надо мной звери смеются, когда я стихи читаю. Это они из-за звука В. А вы сами-то умеете его говорить?

Дети: Да!

Учитель-логопед: Дети, давайте расскажем зайке, как надо правильно произносить звук.

Дети рассказывают правила произношения звука Л (губы, зубы приоткрыты, язык поднимается вверх, прижимается к альвеолам, воздушная струя теплая, голосок работает). Это звук согласный, бывает твердым и мягким.

Учитель-логопед: Ребята, давайте научим Зайку произносить звук Л.

Игра «Попугай» с мячом (дети повторяют за учителем-логопедом цепочку слогов, соблюдая интонацию и ритмический рисунок, последнее задание предлагается зайцу).

Ла-лу-ло      лу-лю-лу   лы-лы-ли

Эл-ел-ул      ол-ал-ил     ло-ла-ля   лу-ло-ла

Заяц: Спасибо, что научили меня выговаривать звук Л! А Можно мне с вами?

Дети отправляются дальше по узенькой дорожке под песенку Колобка (на полной стопе, на пятках). На экране появляется изображение леса.

6.Развитие фонематического слуха.

У педагога-психолога в руках появляется волк и подходит к экрану, на котором изображен колобок.

Педагог-психолог: Колобок, колобок, я тебя съем!

Учитель-логопед: Не ешь Колобка, пожалуйста, серый волк! Вперед шагать нам не мешай, а лучше с нами поиграй!

Игра «Лови звук».

Дети подходят к столам.

Учитель-логопед:  Ребята, у вас есть кусочки проволоки. Сделайте из нее букву Л, как только услышите звук Л, поднимайте букву над головой.

Л,Л,Р, М,Л,Н,К,Л,Ла,Ру,Пу,Лу,Лы,Вы,Ло, Во.

Сосчитайте, сколько раз прозвучит звук Л.

Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел, покатился, заблудился непослушный колобок. (7)

  1. Развитие фонематического анализа.

Игра «Доскажи словечко» (учитель-логопед читает загадки, дети отгадывают, картинки-подсказки открываются на экране, дети определяют место звука Л в слове, его твердость-мягкость).

Ну и платье, сплошь иголки, его вечно носят … (Ёлки)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались,

Напугал зверят тех …(волк)

На ветке не птичка – зверек невеличка,

Мех теплый, как грелка,

Кто же это? (белка)

Мы всё время стучим, деревья долбим,

Но их не калечим, а только лечим. (дятлы)

Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила, а зовут её … (пчела)

Психолог-волк: Молодцы, ребята! А можно я пойду с вами?

8.Дети отправляются дальше под песенку Колобка. На экране появляется изображение леса.

У учителя-логопеда в руках появляется медведь и подходит к экрану, на котором изображен колобок.

Учитель-логопед (медведь): Колобок, Колобок, я тебя съем!

Педагог-психолог: Не ешь колобка, медведь. А почему ты такой сердитый?

Учитель-логопед (медведь): Я проснулся после зимней спячки и очень голоден.

Педагог-психолог: Дети давайте порадуем медведя и нарисуем то, чем он может полакомиться.

Дети садятся за столы и выполняют графическое задание (соединяют по точкам рисунки: лещ, малина, лягушка, желудь, лист). Выполнив задание, они называют и дарят медведю лакомство.

(Примерный ответ ребенка: «Я нарисовал малину. Я угощаю медведя малиной»).

9.Дети отправляются дальше под песенку Колобка. На экране появляется изображение леса.

У учителя-логопеда в руках появляется лиса и подходит к экрану, на котором изображен колобок.

Учитель-логопед (лиса): Колобок, Колобок, я тебя съем!

Педагог-психолог: Не ешь колобка, лиса. Колобку ты не мешай, лучше с нами поиграй.

Игра «4 лишний». Педагог-психолог предлагает поиграть в игру «4 лишний». На экране появляются изображения.

У учителя-логопеда в руках появляется колобок, а на экране - изображения бабушки и дедушки.

Учитель-логопед (колобок): Ой! Как я соскучился по бабушке и дедушке! Ребята, нам пора домой!

Дети отправляются домой под песенку «По дороге с облаками». На экране появляется изображение дома.

В познавательный центр входит воспитатель в роли бабушки.

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, нас уже встречает бабушка. Давай те ей расскажем, где мы были и что делали. (дети рассказывают бабушке о своих приключениях).

Воспитатель (бабушка): Спасибо, ребята, что привели домой Колобка! За это я вас приглашаю в гости и хочу угостить вкусным печеньем!

Дети вместе с воспитателем уходят в группу и там угощаются.