Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « В стране шумов и звуков».

 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

 Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

 Коррекционно-образовательные задачи:

 ·        формирование у детей восприятия речи на материале неречевых звуков;

 Коррекционно-развивающие задачи:

 

·        развитие речи, внимания и памяти детей;

·        развитие слухового внимания; фонематического восприятия детей;

·        развитие общей и  мелкой моторики у детей;

·        развитие  мимической, лицевой мускулатуры;

 Коррекционно-воспитательные задачи:

 ·        воспитывать интерес к логопедическим занятиям; доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности, инициативности;  навыки сотрудничества; аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом; прививать чувство товарищества и доброты.

 Оборудование:

 Мяч, пакет, мел, бумага, книга, чашка, ложка; мягкие игрушки: мишка, заяц, кот; барабан, погремушка, бубен; раздаточный материал для детей: по 2  круга красного и зеленого цвета; повязка, музыка Э. Артемьева.

 Ход занятия.

 I. Организационный момент:

 Логопед в одежде бабушки-загадушки ведёт занятие. Здоровается с ребятами.

-Здраствуйте, ребята!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то                     
Просто и мудро
При встрече здороваться!                    
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера! 

Меня зовут бабушка- загадушка! Почему меня так назвали?

Ответы детей.

 II.Развитие слухового внимания.

Фонематического восприятия.

  1.Чтение стихотворения «Тишина» Р. Сеф.

 ТИШИНА

Слушай,

Что это звенит?

Может быть,

Ползет в зенит

Реактивный самолет?

Сам летит

И сам поет?

Может быть

Мохнатый жук

Только что

Покинул сук?

Жук ничем не знаменит,

Скучно –

Вот он и звенит?

Нет ни мухи,

Ни жука,

Нет ни грома,

Ни гудка…

 -Скажите, что  же так может звенеть?

После ответов ребят даётся концовка стихотворения:

«Вслушайся: Звенит одна

  В целом мире тишина».

 Послушайте, наверное, мы попали в страну Тишины? Потемнело вдруг.

Дети надевают повязки.

-Тишину нарушили разные звуки и шумы. Угадайте, что же это за звуки и шумы?

2.Д/и « Что ты слышишь?».

Дети с закрытыми глазами должны определить характер шумов и звуков; отгадать и назвать действия.

Логопед (бабушка-загадушка) производит разнообразные действия: переливает воду, сминает бумагу, мешает ложкой в чашке, шуршит пакетом, переливает воду, перелистывает страницы книги, пишет мелом на доске, ударяет мячом об пол и т.д.

-Молодцы, ребята!

-Вслушайтесь, теперь закапал дождь (услышали?), и резко завыла сирена.

-Скажите, какой звук для вас приятнее и почему?

Вдруг постепенно стало светлеть.

Можно снять повязки.

3. Релаксационное упражнение. Развитие мелкой моторики рук.

-Прошёл  дождь, и выглянуло солнышко. А вокруг столько разных звуков! Зарисуйте в своих альбомах нежный и грубый звук ( под музыку                      Э. Артемьева).

 4. Физкульминутка.

         «Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец , как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят ( не убирая рук , повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная
Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям).

-Молодцы, ребята!

 5. Д/И « Кто пришёл, что принёс».

   Бабушка-загадушка сажает за стол плюшевого мишку с погремушкой, зайку с барабаном, кота с бубном.

После этого бабушка-загадушка предлагает детям послушать и запомнить как звучат инструменты. За ширмой звенит погремушкой, бубном, стучит в барабан. Дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки.

-Молодцы, ребята!

 6. Д/и « Просьба».

Бабушка-загадушка предлагает поиграть с ней в игру, которая называется 

«ПРОСЬБА».

Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА».

-Просьба, поднимите руки вверх.

-Руки вниз.

-Просьба, руки в стороны.

-Руки вперёд.

-Присядь.

-Просьба, встань.

-Просьба, попрыгай на одной ноге.

-Просьба, покружись.

-просьба, похлопай в ладоши.

-Опусти руки.

-Просьба, топни правой ногой.

-А теперь левой.

-Сделай наклоны головой вправо и влево.

-Просьба, присядь.

-Встань.

-Поставь руки на пояс и прыгай.

-Остановись!

-Молодцы. Ребята!

7. Самомассаж мышц лица, губ.

Бабушка- загадушка, предлагает детям сесть на ковёр по-турецки, закрыть глазки  под пение птиц и отдохнуть. Далее, предлагается  пожалеть, помассировать наше личико.

 

hello_html_m3e5f7aa6.gifЛоб погладили мы нежно

И расслабились прилежно.

Расположить ладони обеих рук в области головы, на лбу, соединить пальцы в корзиночку, и затем погладить ладонями по лбу, волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

 

hello_html_30aae604.gifУмываюсь я всегда,

Вот какая чистота!

 Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны,

к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

 

hello_html_m234b36ad.gifИ поглажу лоб,Чтоб он хмуриться не мог

Поглаживание лба от центра к вискам.

 

hello_html_m60d52826.gifКак погладить лобик нам

Не сдвигая кожу там.

Круговые растирание от середины лба к вискам.

 

hello_html_m4540f081.gifПостучали пальчики,

Как на барабанчике.

Легкое постукивание или похлопывание

кончиками пальцев по лбу.

 

hello_html_40923fa1.gifМы по складочкам пройдем,

Все морщинки уберем.

Движения: поглаживание, а затем круговое растирание пальцами по трем лицевым линиям.

 

hello_html_m26b9ff0e.gifЩечки крепко разомнем –

Рисовать там круг начнем.

Круговое разминание щек, начиная от жевательных мышц к уголкам рта.

-Молодцы, ребята!

8. Д/и «Бывает - не бывает».

Бабушка-загадушка предлагает поиграть в игру.

-Если действия (или явления), названные мною, могут происходить в реальной жизни («бывает»), вы-приседаете, если не могут происходить («не бывает»), стоите на месте.

-Корова летает.

-Воробей чирикает.

-Курица даёт молоко.

-Кукушка ловит кошку.

-Лошадь спит в берлоге.

-Папа старше сына.

-Мама моложе дочки.

-Жираф ударил тигра своим рогом.

-На плите стоит миска.

-В холодильнике жарится яичница.

-У кошки родились утята.

-Муравей тащит бревно.

-Молодцы, ребята!

9.Д/и « Верно или нет».

Бабушка-загадушка раздаёт детям по 2 кружка (красному и зелёному) и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зелёный кружок, если неправильное-красный. Затем выставляет картинки на которой нарисованы: БАНАН, КЛЕТКА и  громко, чётко произносит звукосочетания БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ДАВАН, БАНАН и т.п.

Дети поднимают соответствующие кружки. Бабушка-загадушка  следит за правильностью реакции детей.

10. Итог занятия.

Оценивается деятельность детей.

Бабушка-загадушка говорит о том, что ей очень понравилось играть с детьми.

-Ребята, вы умные, весёлые, добрые. За вашу находчивость и умение слушать бабушку –загадушку, дарю каждому из вас золотую медаль.                          До свидания  ребята, до новых встреч!

 

 

 

 

поделиться в vk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой детей страшего дошкольного возраста с ОНР

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой(старшая группа – ОНР)...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"

Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:—   познакомить детей со звуком и буквой С;—   научить характеризовать его по акустиче­ским и ар...

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: «Звук и буква П»

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (старший дошкольный возраст). Звук (Ж)

Данный конспект был составлен для проведения открытого мероприятия в рамках нашего детского сада и рассчитан на детей с ТНР (старшая группа). В нем представлены основные этапы логопедической работы с ...