Конспект подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности коррекционной направленности по формированию фонетико – фонематической стороны речи Тема: «автоматизация звука [ Л ] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии

конспект по автоматизации звука Л в словах, фразах, предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_l.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 91» г. Ярославль

Конспект подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности коррекционной направленности по формированию фонетико – фонематической стороны речи

Тема: «автоматизация звука [ Л ] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях»

Подготовила:

Учитель – логопед

Левшина Ольга Викторовна

Цель: автоматизация звука Л со стечением согласных  в словах, фразах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

  • Автоматизировать звук Л в разных видах речевой деятельности на новом и знакомом материале;
  • Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ;
  • Развивать навыки словоизменения и словообразования;
  • Формирование зрительного гнозиса;
  • Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;
  • Совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и собственной речи;

Коррекционно – образовательные:

  • Совершенствовать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;
  • Совершенствовать навык образовывать притяжательные прилагательные;
  • Обогащать словарный запас детей привлечением внимания к уточнению лексического значения слов;
  • Расширять словарный запас антонимами;
  • Обогащать словарь качественных прилагательных, подбирать слова, определяющие качества героев;
  • Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

Коррекционно – воспитательные:

  • Формировать положительную установку на участие в занятии;
  • Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь;
  • Воспитывать умение слушать взрослого;
  • Воспитывать интерес к народному творчеству.

Оборудование:

Мягкая игрушка лошадка, бархатная бумага, пуговицы, бусинки, счетные палочки, фасоль, зашумленная картинка, листочки из цветной бумаги с написанными предложениями, муляжи фруктов (яблоки, сливы), ягод (клубники), корзинки, два детских рюкзачка, кукольные вещи – платье, тапки, футболка, майка, полотенце, юбка, кофта, брюки, ложка, вилка, тарелка, барабаны, мяч.

Ход занятия:

Ребята сегодня у нас в гостях лошадка Лаки. Она очень любит ходить в поход и предлагает вам отправиться вместе с ней.  Хотите пойти в поход?

- да;

А вы знаете, что такое поход?

- путешествие с рюкзаками…..

 Поход — передвижение  группы людей с какой - то целью и в установленном порядке.

Ребята, а какой звук мы слышим в слове «лошадка», «Лаки»?

- Л

- правильно. Лаки очень любит звук Л, и вы его тоже уже научились говорить правильно. Давайте с вами вспомним как правильно произносится этот звук.

Цель: уточнение артикуляции звука Л

Где находится язычок? Какое положение принимают губы?

Описание правильной артикуляции звука Л:

Губы раскрыты.

Зубы разомкнуты.

Язык  свободный, распластанный лопаткой, кончик языка поднят и прижат к шейкам верхних резцов; боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые свободно проходит воздух.

Отправляемся в поход, но чтобы не заблудиться, нам потребуется карта.

По  пути нас ждут интересные привалы.

Кто мне скажет, что такое привал?

- нет

Привал — перерыв на отдых в пути.

«карта»

Цель: развитие мелкой моторики.

Вам необходимо выложить маршрут нашего похода. Выберите материал, который вам понадобится (пуговицы, фасоль, счетные палочки, бусинки, бархатная бумага).

Молодцы! Теперь можно отправляться.

Первый привал

«паутинка»

Цель: формирование зрительного гнозиса.

Для того, чтобы нам отдохнуть, нам нужно сначала очистить все от паутины. На картинках спрятаны разные предметы, посмотрите внимательно и перечислите все предметы.

Молодцы! Справились, отдохнули, отправляемся дальше.

Второй привал

«опавшие листья»

Цель: совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой речи.

На полянке разбросаны листья. На каждом листике написано предложение, в котором перепутались слова. Вам необходимо собрать листья. Я вам буду зачитывать  предложение, а вы попробуйте исправить ошибки.

- халат надел маму.

- на белке сидела елка.

- стол поставили на лампу.

- у голубого платья есть кукла.

Ладони вымыли Аллу мылом.

Хорошо, справились и с этим заданием.

Третий привал

«лесное кафе»

Цель: совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные

Здесь вам придется приготовить самим себе сок. Для этого потребуется много фруктов и ягод. Берем корзинки. Набираем те фрукты или ягоды, из которых хотите сделать сок. (яблоки, сливы, клубника)

дети проговаривают сначала, какие фрукты или ягоды они взяли, а потом,

Очень хорошо! Отправляемся дальше.

Четвертый привал

«раскладываем вещи в рюкзаки»

Цель: совершенствование звукового анализа.

Лаки споткнулась и упала, вещи из ее рюкзаков рассыпались. Давайте, ребята, поможем лошадке. Соберите вещи. В один рюкзак мы положим предметы, в названии которых есть звук Л, а в другой – где нет этого звука. (платье, тапки, футболка, майка, полотенце, юбка, кофта, брюки, ложка, вилка, тарелка)

(уточняем у детей, где стоит звук в слове – в начале, середине или конце).

Молодцы! Помогли Лаки. Отправляемся дальше.

Пятый привал

«музыкальная минутка»

Цель: развивать восприятие ритма.

Возьмите барабаны, палочки и повторяйте за мной по очереди.

  1. !!
  2. !!!
  3. !! !!!
  4. ! !!
  5. !! ! !!
  6. ! !! !

Веселая остановка получилась, но надо отправляться дальше.

Шестой привал

«игра: все наоборот»

Цель: расширять словарный запас антонимами.

Садитесь на пенечки (стульчики).

Я вам буду кидать мяч и называть слово, вы называете противоположное слово и возвращаете мяч обратно.

Горький – сладкий

Добрый – злой

Сильный – слабый

Тонуть – плавать

Хохочет – плачет

Умный – глупый

Очень хорошо. Вот наш поход и подошел к концу, теперь возвращаемся в детский сад. Лошадка Лаки попрощалась и ускакала к себе в конюшню.

Ребята, а кто сегодня приходил к нам в гости?

Куда мы ходили вместе с Лаки?

Как называются остановки во время похода?

Что вам понравилось больше всего?

Что для вас было трудно? А что легко?

Литература

  1. https://ru.wikipedia.org
  2. http://tolkru.com/
  3. http://www.maam.ru/
  4. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях Комарова Л.А. - М.: изд. ГНОМ и Д, 2008.
  5. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: речевые игры на автоматизацию звуков – М.: ТЦ Сфера, 2015. (библиотека логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: «Звук и буква П»

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...