Конспект организованной образовательной деятельности индивидуального занятия по совершенствованию фонетико-фонематической стороны речи с применением веселых прищепок и тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебные прищепки» для детей с заде
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishchepki.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной  образовательной деятельности

индивидуального занятия  по  совершенствованию

фонетико-фонематической стороны речи

с применением  веселых прищепок

и тренажера  - перчаток «Умнички».

Тема: «Волшебные прищепки»

для детей с задержкой психического

развития в возрасте 5-7 лет.

 (Образовательная область: «Речевое развитие»)

                                                           Выполнил:

                                                                            учитель - дефектолог

                                                                                      Якунина Наталья Павловна

                                                                        г. Туймазы.

Цель: Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников.

Коррекционно-образовательные задачи:

- совершенствовать фонетико - фонематические системы языка (автоматизация поставленных звуков в речевой деятельности, обеспечение усвоения слоговой структуры слова);

- формировать родовые и видовые обобщающие понятия;

- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

- совершенствовать развитие слухового внимания при восприятии звуков;

- обогащать активный словарь по теме «Зима» в процессе использования малых  фольклорных жанров  (чистоговорки, пальчиковая гимнастика, потешки);

- совершенствовать развитие связной речи и речевого общения (продолжение развития диалогической формы речи, стимулирование собственных высказываний детей);

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать фонематический слух, мышление, внимание;

- автоматизировать гласные звуки через использование художественного в слогах, словах;

- совершенствовать использование фонетической ритмики для улучшения ритмико-интонационной стороны речи;

- развивать мелкую моторику;

- развивать речевое дыхание;

- тренировать зрительную память, наглядно-словесное мышление, фонематическое  восприятие;

- способствовать переносу ранее усвоенных знаний детей по лексической теме «Осень»  в новые условия;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать навыки совместной деятельности; чувство эмоционального удовлетворения; уважение друг к другу, умение слушать собеседника;

- поддерживать эмоциональный настрой детей;

Интеграция областей по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы: отгадывание загадок, игры и игровые упражнения, физминутка, конструктивная игра, беседа, решение проблемных ситуаций, пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение, музыкальное сопровождение, пояснение, указания, речевой образец, объяснение.

Оборудование: прищепки разных цветов, прищепки с буквами, дидактические игры «Волшебный поясок» (наборное полотно с разными картинками), «Гнездо, улей, нора», картинки с изображением детей и схемами их имен, карточки со схемами слогов и звуков, тренажер – перчатки «Умнички».

Ход непрерывной  образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Учитель – дефектолог:

Сегодня утром на улице было очень тихо, падали на землю снежинки. Я засмотрелась на белый ковер под ногами и среди снежинок увидела, как  - что- то блеснуло. Наклонилась и увидела конверт. Конверт, но не простой, а золотой, волшебный. Откроем конверт и посмотрим, что же в нем лежит?! Ребята, а конверт с сюрпризом!

Нас приглашают в Страну веселых игр. Но сначала, нам надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.

Приветствие «Чуткие руки».

 Что за чудо - чудеса,

 Раз рука и два рука.

 Вот ладошка правая,

 Вот ладошка левая.

 - И скажу, вам не тая,

 - Руки всем нужны друзья.

Учитель – дефектолог:

Посмотрите, здесь ребятки
Разноцветные перчатки.
Их на ручку натяни,
То, что будет, посмотри.
Надеваем наши волшебные перчатки и делаем  самомассаж.

  1. Самомассаж лица и шеи.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке, клювики потянем

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Уголками губ мы щечки подниманием

А потом от носа мы к губам стекаем

Губки пожуем мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручками стекаем.

Учитель – дефектолог: В стране веселых игр часто случаются чудеса.

Если только захочу,
Руку в травку превращу.

( Дети вместе с педагогом в перчатках делают упражнения, вместе раскрывают пальцы и шевелят ими ) 

Учитель – дефектолог: Сможет повторить рука,
Как распустится бутон цветка.

(Вместе они имитируют, как распускается цветок. Пальцы сложены, медленно раскрываются).
Учитель – дефектолог: Синичка  вдруг появилась,
В нее ручка превратилась.

( Складывают кисти рук накрест, машут ими).
Учитель – дефектолог:
Посмотрите, что я под снегом нашла. Показывает детям коробочку, закрытую крышкой. Трясет коробочку и предлагает детям отгадать на слух, что там находится. Как вы думаете, что это может быть?

Отгадайте загадку:

Она пальчик щиплет крепко,

И белье хватает цепко.

Называется ... Ответ: Прищепка

Учитель – дефектолог: Правильно, это прищепки. Они предлагают вам  игру «Волшебный поясок».

(наборное полотно с разными картинками).

Задания:

1.Отметить прищепками грибы. Какой из них несъедобный? Как называется?    Как называется второй гриб? Какой он? (съедобный).

2. Отметить прищепками  транспорт. Назови (велосипед). Какой это вид     транспорта? (наземный), (самолет – воздушный).

3.Отгадайте загадку:

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Кто это? (волк). Какое это животное? (дикое). Отметьте прищепкой.     Какое дикое животное можно еще отметить? (медведь).

4.Отметить картинку, которая находиться справа от медведя. Что это? (круг). Какую  геометрическую фигуру вы еще видите? (квадрат). Чем они отличаются?

 5.Отметить животное, название которого начинается на звук «К».(кошка). Какое это животное? Отметьте еще одно домашнее животное (собака). На какой звук начинается слово?

6. Отметь картинку, которая стоит слева от медведя, второй (велосипед).

Учитель - дефектолог: игра «Наоборот»

Я на один конец карточки прикрепляю прищепку и говорю слово, вы, прикрепляя прищепку, говорите противоположное слово.

Горячо – холодно

Быстро – медленно

Короткий – длинный

Грязный – чистый

Легкий – тяжелый

Широкий – узкий

Большой – маленький

Старый – новый

Толстый – худой.

Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к правому рукаву своей одежды. (Эта прищепка служит для дошкольника зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже  - правой и левой стороны листа бумаги (плоскости):

У тебя на рукаве огонек горит-

Это ПРАВАЯ рука, он нам говорит.

Игра «Сколько слов в предложении?»

Прикрепите к карточке столько прищепок, сколько слышите слов в   предложение.

Игра «Сколько слогов в слове?».

Прикрепите к карточке столько прищепок, сколько слышите слогов в слове (рыба, арбуз, мухомор). Где находится звук «Р»в этих словах?

Игра «Определи место звука в слове?».

А теперь предлагаю построить мост, по которому мы пройдем в лес.

Игра «Цепочка слов». (заяц, цыпленок, карандаш, шапка, автобус, сыр, рыба). Скрепить картинки прищепками.

Вот и пришли в лес, а лесу животные перепутали свои домики. Дети, вы можете им помочь? Нужно прикрепить прищепкой животное к своему домику.(медведь – берлога, белка –дупло, лиса – лисья нора, муравей – муравейник, лягушка – болото, крот – кротовая нора).

Посмотрите ребята, кроме нас в лесу гуляет девочка. Я знаю эту девочку и зовут её Маша. А вот какая Маша должны сказать вы. Прикрепляйте по одной прищепке и говорите – «какая» Маша.

Игра «Какая девочка».

Маша предлагает поиграть в игру «Он, она, оно».

Дети прикрепляют к карточке со словом «ОН» прищепки и называют слова, соответствующие данному местоимению. (стол – он мой, стул….).

Также Маша предлагает вам игру «Потому-что…»…

К картинке с вопросительным знаком дети прикрепляют прищепки и продолжают предложения…

  • Мама моет посуду, потому что…
  • Я люблю бананы, потому что…
  • Мальчик едет на велосипеде, потому что…
  • Детям, обязательно, нужно ходить в школу, потому что…
  • Папа спит на диване, потому что…
  • Сегодня к нам пришли гости, потому что…  

Игра «Найди ударный звук».

К нам прилетело много синиц, я предлагаю подарить их нашим гостям. Но синицы непростые, на обратной стороне - буква. Подарите синиц гостям и скажите слово  - пожелание, которое начинается на данный звук (У – удачи, улыбок, З –здоровья, Т – тепла, В – веселья…).

Игра «Назови слово».

Вот и закончилось наше путешествие в Страну веселых игр, что больше всего вам запомнилось, какая игра понравилась? Вы выдержали все испытания и заслужили медали и сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н ОД (формирование целостной картины мира) Тема: «Волшебный снежок» (для детей младшего возраста)

Конспект НОД  (формирование целостной картины мира)      Тема: «Волшебный снежок»(для детей младшего возраста)...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «Познание» На тему: «Волшебная капелька» для детей первой младшей группы.

               Цель:     Закреплять знания детей  о свойствах воды с помощью эксперимента, развивать диалогическую речь, закрепить умение ...

Игра "Волшебные прищепки" для детей дошкольного возраста

Игра «Волшебные прищепки" - направлена на развитие мелкой моторики рук, а значит речи, внимания, логического мышления. Детям очень интересно добавлять прищепки, вместо недостающей детали, угадывать кт...

Паспорт дидактического пособия «Волшебные прищепки» для детей раннего возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД  № 7»152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1,...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебница Зима» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет. (Образовательные области: «Познавательн

Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в зимней  природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира с применением  мнемотехники и нетрадиционного оборудования....

Дидактическая игра "Волшебные прищепки" для детей младшего дошкольного возраста

Роль развития мелкой моторики рук столь велика, что трудно представить себе группу младшего дошкольного возраста без игр, способствующих ее развитию.  Все гениальное - просто. Поэтому в своей раб...