Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии на тему

Никишина Ольга Николаевна

Буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-gimnastika.doc479 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 5. «Трубочка».

Цель: выработать активность и подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца  собирается  в  морщинки.

  Рис. 5. «Трубочка»

Упражнение 12. «Молоток».

Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.

Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится  звук  [т].  Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз.

Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т] (звук произносить тихо).  Рис. 12. «Молоток»

     

  20 артикуляционных упражнений являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

ГБОУ Школа 998 ДО 6

Артикуляционная гимнастика при стёртой дизартрии.

Картинка 10 из 608

по книге Е.Ф. Архиповой                                     «Стёртая дизартрия у детей»

Составила:                                                                                                                                                         учитель-логопед                                        Никишина О.Н.

       Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике.                        

      Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

     

      В школьном возрасте стёртая дизартрия проявляет себя не только в устой (невнятная, нечеткая), но и в письменной речи.

     

     В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стёртую дизартрию.

     

     Дети, имеющие стёртую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.  

     

     При стёртой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

-медицинское воздействие;

-психолого-педагогическую                 помощь;

-логопедическую работу.

    Логопедическая работа включает в себя несколько этапов.

      На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит:

-дифференцированный массаж;  

-упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата;

-упражнения по укреплению голоса, дыхания;

-специальные упражнения для улучшения просодики речи;

-упражнения для развития мелкой моторики рук.

    Для нормализации моторики артикуляционного аппарата применяется комплекс из 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой (функциональная нагрузка выражается в утрированном, чётком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции).

     Некоторые из артикуляционных упражнений:

 Упражнение 1. «Забор».

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Рис. 1. «Забор»

Упражнение 4. «Парус».

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким (этого можно добиться если произносить про себя звук «д»), определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Рис. 4. «Парус»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...