Речевые игры для детей и их родителей
консультация по логопедии на тему

Консультация для родителей по применению речевых игр с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_dlya_detey_i_ih_roditeley.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для детей и их родителей

Есть развивающие речевые игры, в которые можно играть  между делом и где угодно: дома на кухне, на прогулке, в очереди, в транспорте или дорожной пробке.  Речевые игры не только развлекут вашего ребенка, но и  положительно повлияют на ход его речевого развития.
Какой?
Для обогащения речи именами прилагательными.

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Что могут делать…?
Игра для увеличения запаса глаголов.

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
Слова наоборот
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл –потерял.

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад,  далеко и т. д. 

Слова-товарищи
Эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один – много (можно играть с мячом)
Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога — ноги, окно — окна.

Назови ласково  (также можно играть с мячом)
Например: стол — столик, палец – пальчик и т.д.

Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.

Объясни
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна?

Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.

Игра «Волшебный мешочек».
Эта игра требует небольшой подготовки. Заранее   подготовьте картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, сладостей. Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать. Эта игра позволяет ребёнку усвоить окончание существительных в дательном падеже.

 «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВОМ…»

диван: Я сижу на диване.

«ИСПРАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

росло, в, много, лесу, грибов — В лесу росло много грибов.

«СОСЧИТАЙ И НАЗОВИ»

Мне купили велосипед. Мне — первое слово, купили – второе, велосипед – третье слово. Предложение из трёх слов.

«СЛОВА НАОБОРОТ» (антонимы)

Существительные: день – ночь, пол – потолок, лето – зима, мальчик – девочка, сила — слабость, веселье — грусть, взрослый – ребёнок, день – ночь, утро – вечер, луна – солнце.

Прилагательные (слова признаки): молодой — старый, холодный — горячий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий, здоровый — больной, пустой — полный, первый — последний, твёрдый — мягкий, умный – глупый, молодой – старый, лёгкий – тяжёлый, весёлый – грустный.

Глаголы (слова действия): входить – выходить, застегнуть — расстегнуть, налить — вылить, открыть — закрыть, войти – выйти, смеяться – плакать, молчать – говорить.

«СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ» (синонимы) 

смотреть, как сказать иначе?- глядеть, видеть.

«ПОДБЕРИ СЛОВО — ДЕЙСТВИЕ» 

Что делает самолёт? Летает, приземляется, гудит, взлетает.

Кошка — мяукает, ласкается, царапается, мурлычет.

«ПОДБЕРИ СЛОВО-ПРИЗНАК»

перчатки какие? Кожаные, тёплые, гладкие, шерстяные.

«СКАЖИ ЛАСКОВО»

стул-стульчик, ключ — ключик, лист – листик, листочек.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?» 

стол – стола, цветок – цветка…

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

стол из дерева; какой стол? Деревянный.

Перчатки из кожи, сапоги из резины, стаканчик из пластмассы, ваза из стекла, гвоздь из железа, шуба из меха, самолётик из бумаги, тарелка из фарфора, брюки из шерсти.

«ЧТО БЫВАЕТ,.,» 

Круглым – мяч, солнце, колесо, пуговица..
Зелёным – трава, огурец, листья..
Большим, колючим, страшным, холодным, полосатым, острым и т. д.

«ЧАСТИ И ЦЕЛОЕ» 

Дом – стены, крыша, окна, дверь..
Машина – кабина, колёса, кузов, фары..
Стул – спинка, сиденье, ножки.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Врач готовит обед, а повар лечит людей.
Яблоки растут на грядке, а капуста на дереве.
Летом мы надеваем шубу, а зимой панаму.

«ЧТО МЫ ПРИГОТОВИМ ИЗ…» 

Яблок – компот, сок, повидло…
Муки – хлеб, булочки, пироги, макароны…

«ЧТО ПОЛУЧИТСЯ ИЗ…» (другой вариант предыдущего задания) 

Яйца – вылупится цыплёнок.
Снега – слепим снеговика, построим горку.
Кирпичей – построим дом.

«НАЗОВИ СЕМЬЮ» 

Курица – петух – цыплёнок.
Кошка – кот – котёнок.
Овца – баран – ягнёнок.
Коза – козёл – козлёнок.
Собака — пёс — щенок.
Корова – бык – телёнок.

 «ЧТО ДЕЛАЮТ ЭТИМ ИНСТРУМЕНТОМ?» 

Пилой – пилят
Топором – рубят
Молотком – забивают
Ножом — режут
Лопатой – копают

«СОСТАВЛЯЕМ СЛОВО ИЗ ДВУХ» 

Сам варит – самовар
Сам летит – самолёт
Сам катит – самокат
Сам сваливает – самосвал
Пыль сосёт – пылесос
Везде ходит — вездеход
Хлеб печёт — хлебопечка
Кофе варит – кофеварка
Варит на пару – пароварка
Мясо рубит – мясорубка
Сок выжимает – соковыжималка
Рыбу ловит – рыболов
Пчёл разводит – пчеловод
Землю копает – землекоп
Пешком ходит – пешеход
Лес рубит – лесоруб
Трубы чистит – трубочист
Листья падают – листопад

Составитель учитель – логопед Родина И.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:Речевые игры для детей 5-6 лет

Описание дидактических речевых игр для родителей....

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 - 7 лет

Игровой материал для развития речи детей старшего дошкольного возраста...