Составление рассказа по опорным картинкам с применением методов психологической активации мышления и речевого развития.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Вахнина Алла Анатольевна

Многие известные педагоги  утверждают, что использование  творческого рассказывания  на занятиях, позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), расширять активный и пассивный словарь ребенка. Это  подтверждает  и опыт   моих  коллег, которые активно в своей работе используют методы ТРИЗа. И я тоже решила попробовать, меня заинтересовал  метод фокальных объектов ( МФО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление рассказа по опорным картинкам

с применением методов психологической активации мышления и речевого развития.

      Многие известные педагоги  утверждают, что использование  творческого рассказывания  на занятиях, позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), расширять активный и пассивный словарь ребенка. Это  подтверждает  и опыт   моих  коллег, которые активно в своей работе используют методы ТРИЗа. И я тоже решила попробовать, меня заинтересовал  метод фокальных объектов ( МФО).

   В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

        Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов.

   Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

    Задачи  МФО:

        Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии, активизация творческого мышления детей.

        Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д. У нас получается  целый рассказ, а то и необычная, весёлая сказка!

    Алгоритм работы по МФО:

  1. Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  2. Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  3. Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  4. Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  5. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

Адаптировав этот  алгоритм работы  по  МФО  для  работы с дощкольниками, я  применила его для коррекции связной речи детей по составлению творческих рассказов.

   

    Работа состоит из нескольких этапов:

  1. Выбирается  картинка-понятие  по лексической теме, о которой  будет составлен рассказ. Она закрывается белым листом и помещается в верхней центральной части доски.
  2. Детям предлагаются  другие картинки-понятия, к  которым они подбирают  характерные  определения ( для себя ребята могут делать подсказки-рисунки, т.к. они ещё не умеют читать и писать)
  3. Далее открывается верхняя картинка и детям предлагается соотнести  её  с придуманными  ранее  словами \характерными  определениями. Работа проводится в виде упражнения « Почему так? Что так?»
  4. После  этого детям предлагается  свои  ответы  объединить в  рассказ. Необходимо предупредить ребят, что их рассказ может быть необычным, или шутливым, или сказочным и т.д.
  5. Картинки –понятия дети используют как  опорный план, а придуманные ими характерные определения развивают у них ассоциативную память.

Пример практической  работы  по составлению  творческого рассказа с использованием метода фокальных объектов.

Картинки по запросу картинка мама

  1. Центральная картинка (закрытая):  мама 
  2. Картинки-понятия: бумага, кошка, солнцеC:\Users\allal\Desktop\ландыш\статья\Фото0010.jpg

Характерные определения:

бумага – тонкая, белая

кошка – пушистая, мурлычет

солнце – греет, светит

  1. Упражнение « Почему так? Что так?»

Тонкая(что?) талия, белая (что?)  кожа, пушистые (что?) волосы, мурлычет (что?) песенки, солнце (что делает?) греет, светит.

  1. Рассказ:

У  моей  мамы  тонкая талия и  белая красивая кожа . У мамы  пушистые  волосы. Когда у мамы хорошее настроение, то она тихонько мурлычет себе песенки. Мамочка греет нас своим теплом. Мы  любим нашу маму , и  она   светит (освещает)  нам  нашу  жизнь  как  (путеводная ) звезда.  

После  составления  детьми  рассказа, логопед  может  подкорректировать  его, предложив  ребятам заменить кое-какие слова или добавить  недостающие.

По такому же  алгоритму  мы работали  с  детьми  по теме « Цветущая весна».  У нас получился  рассказ об одуванчике, который мы и представляем вашему вниманию.

http://winalite.cc/photo1/oduvanchik-lekarstvenniy-risunok.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\Три_богатыря_(персонажи_мультфильмов).jpghttp://prosto-interesno.ru/_tbkp/4/chto_oznachaet_na_chasakh_am_i_pm.jpg

Яркое                           Смелые, храбрые               Точные http://aababy.ru/sites/default/files/styles/content_263/public/2_0.jpg?itok=dev5L9lihttp://solnet-polog.ucoz.ru/animcartin/ildzh.jpeghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6802/160780412.bac/0_159bf1_1b88894d_XL.pnghttp://bolzheludka.ru/doctor.pnghttp://8lap.ru/upload/iblock/f5e/f5ebb5705c9d3b4808525194a4c63ff2.jpg

Волшебный,       Жёлтый           Лечит              Пушистый                            

   фокусник     http://25mb.ru/img/picture/Oct/20/c94fdaab37bc7e5076d3ce021d8aae10/3.jpghttp://os1.i.ua/1/101/113279.jpg

http://povart-club.ru/foto/ceuMPXdK0lQ.jpg

 

  Лёгкий                            Летает                          Вкусный

Упражнение «Почему так? Что так?»

  • Одуванчик яркий, как маленькое солнышко;
  • Одуванчики  смелые, потому что появляются ранней весной   и  храбрые, потому что не боятся  морозов ;
  • Одуванчики как часы : вечером закрывают свои цветы, а утром открывают;
  • Фокусник показывает чудеса, и одуванчик может превращаться из желтого в белый как фокусник;
  • Потому что одуванчик и цыплёнок – жёлтые;
  • Потому что одуванчик  может лечить как  доктор;
  • Когда  у одуванчика цветы белые, он пушистый как котёнок;
  •  Пушинки одуванчика  лёгкие как пёрышко;
  • Потому что  семена одуванчика умеют летать как  самолёт;
  • Из одуванчика  можно приготовить разные вкусные блюда  

ЧУДО – ЦВЕТОК.

   Наступила весна. Солнышко стало греть сильнее,  появилась зелёная травка. И на зелёных полянках, как маленькие солнышки, появились  яркие  весенние цветы – жёлтые  одуванчики. Эти цветы очень смелые и храбрые, потому что  не боятся  холодной погоды.

     Одуванчик - это  чудо-цветок!  Сначала он желтый, а потом , как  фокусник, превращается  в пушистую  белую головку. Если  дунуть на одуванчик, его  пушинки , лёгкие  как  пёрышки,  оторвутся от цветка и улетят в дальние страны, как настоящие самолёты.

       Одуванчик любит солнце, когда оно уходит, он закрывает свои цветы, а  утром снова открывает, по  этому  цветку  можно  узнавать  время:  закрыт – вечер, ночь, открыт- утро, день. Также  по  одуванчику  можно  точно  предсказать погоду :  перед  дождём он тоже закрывает свои  цветы.

      С помощью  лекарств  из одуванчиков можно лечить много болезней: они  борются с вирусами, лечат кашель, помогают убрать веснушки, улучшают аппетит. А если  у  человека хороший аппетит, то он может много съесть . И поможет ему в этом тоже  одуванчиик!  Потому что из одуванчиков можно приготовить  разные вкусные блюда:  из цветков одуванчика люди варят варенье, из  листьев  делают полезный салат.

      И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый нектар, а  пчелы потом из него делают одуванчиковый мед.

       Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Весна".

Домашнее задание для детей с ЗПР на тему "Весна": закрепление признаков, названий месяцев, составление рассказа-описания по опорным картинкам....

Составление рассказа по опорным картинкам

Составление рассказов с использованием опорных картинок и схем у детей с ОНР...

Составление рассказа по опорным картинкам «Насекомые весной»

Программное содержание: Совершенствовать навык чтения; звуко - буквенного анализа и синтеза слов; развивать фонематическое восприятие; продолжать учить детей составлять рассказ,  подр...

Составление рассказа по опорным картинкам

Составление  рассказа по опорным картинкам на тему "Осень"....

Методика работы по обучению детей составлению рассказа по опорным картинкам

В консультации описана классическая методика работы с детьми по всем возрастным группам. Будет полезна молодым специалистам, а так же воспитателям с целью уточнения методов и приемов....

НОД "Весеннее происшествие. Составление рассказа по опорным картинкам".

Коммуникация. Развитие речи . "Весеннее происшествие. Составление рассказа по опорным картинкам"....