Практический материал для развития речевого дыхания
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

Мацакова Наталья Николаевна

Не секрет, что источником произношения звуков является воздушная струя, которая проходит через гортань из легких и проходящая через полость рта или носа наружу. Речевое дыхание без отклонений создает все условия для нормального звукообразования, громкости речи, четкого соблюдения пауз, интонаций и плавности речи.

Зачастую в своей практике я встречаю детей с очень тихим произношением, затрудняющихся в произнесении длинных фраз. Такие дети, как правило, конец фразы либо произносят совсем шепотом, либо же и вовсе упускают его.

Без помощи взрослых малыши решают свою проблему одним из следующих способов: либо же они начинают говорить на вдохе, от чего речь становится невнятной, либо же делают короткие вдохи в течение предложения, от чего ускоряется темп речи, теряется интонация и, нередко, страдает её содержательность и плавность.

Прежде чем начинать заниматься решением проблемы, важно понимать, откуда исходит проблема. Как правило, такие несовершенства речевого дыхания обусловлены недостаточным вниманием родителей к речи своего ребенка. Причинами подобных проблем могут быть как хронический насморк, так и аденоидные разращения, некоторые сердечно-сосудистые заболевания и общее ослабленное состояние организма в целом.

Приступая к формированию правильного речевого дыхания у ребенка, необходимо сформировать у него правильный ротовой вдох.  Основной целью здесь является обучение ребенка контролю времени вдоха и экономному расходу вдоха. Во время проведения игр важно наблюдать за правильностью дыхания.

Обозначим параметры верного ротового выдоха:

·       Выдоху предшествует сильный вдох через нос;

·       Выдох происходит плавно;

·       Во время выдоха губы складываются трубочкой;

·       Во время выдоха воздух выходит только через рот;

·       Выдыхать происходит до тех пор, пока не закончится воздух.

При проведении подобных упражнений и игр важно помнить, что при этом дети очень утомляются. Именно поэтому игры и упражнения на развитие речевого дыхания обязательно нужно чередовать с другими играми и упражнениями и ограничивать во времени.

Перечислим упражнения, целью которых является развитие сильного плавного непрерывного выдоха и активизация губных мышц:

·       «Веселая карусель»;

·       «Голубка»;

·       «Праздничные шары»;

·       «Снежное облако»;

·       «Варежка».

Важно соблюдать так же следующие рекомендации касательно проведения подобных занятий:

·       Перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение;

·       На ребенке должна быть одежда, не стесняющая движений;

·       Упражнения можно выполнять до приема пищи и никогда – после.

Соблюдение всех рекомендаций, устранение физиологических проблем и систематические занятия с ребенком обязательно приведут к положительному результату.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический материал "Развитие речевого дыхания"

Учебно - методический материал "Развитие речевого дыхания"...

Развитие речевого дыхания детей (материал для родительского уголка)

Развитие речевого дыхания детей (материал для родительского уголка)...

Практические рекомендации по выполнению игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей с дизартрией.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет...

Презентация выступления "Использование дидактического материала в развитии речевого дыхания"

laquo;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют,потому что болеют, а болеют, потомучто не умеют правильно дышать.Научите их этому – и болезнь отступит»А.Н. Стрельникова...

Дидактический материал для развития речевого дыхания

Дидактический материал для развития речевого дыхания "Веселый апельсин"...