Путешествие в страну шипящих звуков
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Корнева Светлана Александровна

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление правильного произношения звука [ш]. Упражнения: в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах на слух и в произношении; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец); в определении количества слогов в словах. Упражнения: в подборе признаков к предмету и предметов к действию; в составлении  предложений по опорным картинкам и составлению схем к  этим предложениям. Обучение: синтезу слов  ШУБА, ШАПКА по первым буквам заданных предметов; совершенствованию звукобуквенного анализа этих слов; чтению составленных слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического слуха, памяти, тонкой и общей моторики, мышления, творческого воображения посредством ТРИЗ; связной речи посредством загадок, мнемотехники и ТРИЗ.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_stranu_shipyashchih_zvukov.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш» муниципального образования

Городской округ Симферополь Республики Крым

Тема: «Путешествие в страну шипящих звуков»

Конспект открытого фонетического занятия с элементами современных образовательных технологий мнемотехника, ТРИЗ, ИКТ  в  старшей логопедической  группе.

Выполнила:

учитель-логопед

высшей категории

Корнева С.А.

Симферополь 2017

«Путешествие в страну шипящих звуков»

Конспект открытого фонетического занятия с элементами современных образовательных технологий мнемотехника, ТРИЗ, ИКТ в старшей логопедической группе.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление правильного произношения звука [ш]. Упражнения: в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах на слух и в произношении; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец); в определении количества слогов в словах. Упражнения: в подборе признаков к предмету и предметов к действию; в составлении  предложений по опорным картинкам и составлению схем к  этим предложениям. Обучение: синтезу слов  ШУБА, ШАПКА по первым буквам заданных предметов; совершенствованию звукобуквенного анализа этих слов; чтению составленных слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического слуха, памяти, тонкой и общей моторики, мышления, творческого воображения посредством ТРИЗ; связной речи посредством загадок, мнемотехники и ТРИЗ.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование. Ноутбук, экран, дидактические игры «Разложи картинки в домики!», «Разложи цветы в вазы», «Кто больше?», «Буква спряталась», «Расшифруй слово!», фишки для звукового анализа слов, карточки для слогового анализа слов, полоски и кружочки для определения места звука в словах (игра «Поймай звук!»), наборы для составления схем предложений, мнемотаблица для пересказывания сказки «Петушок и бобовое зернышко», мнемоквадраты для составления мнемотаблицы детьми, индивидуальные зеркала, фломастеры, заготовки для игры «Буква спряталась!»

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики, динамической паузы «Вышли мышки как-то раз…». Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», пересказ сказки по мнемотаблице.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед объявляет детям, что из «Страны шипящих звуков»  пришло сообщение, в котором жители просят помочь найти сказки и рассказы, которые забрал Дед Буквоед (слайд 2).  Дети решают отправиться в путешествие, на помощь.

2. Задание «Подготовка к путешествию».

  • Скороговорка для определения звука [Ш], как часто произносимого.

Тише, мышки, не шумите,

Кошку Машку не будите.

  • Характеристика звука  [Ш]  (артикуляция, дыхание, твердый, глухой, шипящий, согласный).

3. Задание «Произнеси правильно!»

Логопед. Чтобы попасть в «Страну шипящих звуков, нужно правильно «спеть песенки».

Ша – шо – шу - ши

Шо – шу – ши – ша  и др.

Логопед произносит слоговые ряды, дети повторяют за ним и «оказываются»  в  волшебной стране. Все вместе находят задания от Деда Буквоеда и начинают их выполнять. После выполнения каждого задания дети получают фишку. В конце занятия фишки они обменяют на сказки и рассказы.

4. Игра «Разложи картинки в домики».

Логопед предлагает перед игрой  разминку, называя слова со звуком [ Ш] и без него.

Логопед. Нужно сделать хлопок в ладоши, если в слове будет  услышан звук [Ш].

Дети выполняют.

Логопед. А теперь каждый берет  картинку и кладет ее в синий домик, если в слове есть  нужный звук и  в  красный домик, если звука нет.

5. Игра «Поймай звук!» (ИКТ)

Логопед.  Сначала отгадайте загадку:

Два брюшка, четыре ушка,

А спит на ней Андрюшка.

Дети. Подушка (слайд3).

Логопед обращает внимание детей на экран - помощник, где появляется «отгадка».

Логопед. А теперь определите позицию звука [Ш] в слове – отгадке. Воспользуйтесь специальной полоской с кружочком.

Логопед  предлагает проверить правильность выполненного задания, глядя на экран (слайд 3). Логопед дает несколько загадок, одну готовит ребенок.

  • Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш) -  (слайд 4)
  • Скачет зверушка, не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка) – (слайд5)

  • Сижу верхом,                 Знакомца встречу

Не знаю на ком.              Соскочу-привечу. (Шапка) – (слайд 7)

6. Игра «Кто больше?» (ТРИЗ).

Дети сидят вокруг стола. В руках у логопеда стопка карточек. К словам – предметам нужно подобрать слова – признаки назвать словосочетание.

Логопед. Первый игрок вынимает карточку, например «шапка», и придумывает словосочетание, например, «шапка шерстяная». Картинку передает следующему игроку. Последний игрок, назвавший словосочетание, оставляет картинку себе. Побеждает тот, у кого больше картинок.

7. Динамическая пауза.

Вышли мышки как-то раз         Ходьба, продвигаясь вперед по кругу.

Поглядеть, который час.           Повороты влево, вправо, пальцы  «трубочкой»

Раз, два, три, четыре                  Хлопки над головой в ладоши.

Мышки дернули за гири.           Руки вверх и приседание с опусканием рук.

Вдруг раздался страшный звон,    Хлопки перед собой.

Убежали мышки вон.                     Бег на месте или к своему месту.

8. Игра «Разложи цветы в вазы».

Логопед. Чтобы поставить цветок в вазу, нужно определить, сколько слогов в слове: один, два, три. Затем  поставить цветок в нужную вазу, на которой находится схема – подсказка. 

Дети выполняют задание и садятся за столы.

9. Игра «Буква спряталась».

Логопед раздает  каждому  ребенку  задание и фломастер.

Логопед. Нужно отыскать букву  Ш  среди прочих букв и обвести ее фломастером.

10. Игра «Расшифруй слово!» (ИКТ)

Логопед выставляет на доску карточку, с изображением предметов, под предметами  табличка для выкладывания букв.

Логопед. Нужно отгадать первые буквы в названии картинок, выложить эти буквы под предметами и прочитать «зашифрованное»  слово.

Дети выполняют это задание, проверяя правильность отгаданной буквы на экране – помощнике (слайд 7).

Логопед. А теперь возьмите вкладыши и фишки и сделайте звуковой анализ полученного слова.

11. Игра «Кто быстрее?» (ТРИЗ, ИКТ).

Логопед обращает внимание детей на экран – (слайд 8). Там изображены предметы.

Логопед. Я называю слово – действие. Нужно составить предложение с названным словом и предметами, которые вы видите на экране. Задание нужно выполнять быстро и верно.

Дети играют в игру.

Логопед. Выложите схему предложения из двух слов, которое вы называли.

После этого выкладывается схема предложения из трех и более слов каждым ребенком на месте.

12. Игра «Пальчики рассказывают сказки».

Дети выполняют пальчиковые упражнения и одновременно произносят песенку Колобка  из одноименной сказки.

13. Рассказывание сказки  «Петушок и бобовое зернышко» по мнемотаблице.

Дети составляют мнемотаблицу из готовых  мнемоквадратов и пересказывают по ней сказку. Логопед сообщает детям, что они выполнили все задания  Деда Буквоеда и теперь смогут обменять фишки на сказки и рассказы. Дети отдают фишки, получают книги.

Логопед. Ребята, но вот один рассказ частично «съеден». Что делать?

Давайте его  восстановим.

14. Творческая работа «Составь рассказ по заданному началу» (ТРИЗ).

Дети прослушивают начало рассказа  про  Антошу  и предлагают варианты развертывания событий. 

Антошкина мечта.

У Антошки было много игрушек: пушки и машинки,

лото и фигурки животных. Но больше всего Антоша

хотел иметь кошку. Он говорил маме:

Дети предлагают свои варианты окончания этой истории. За помощь жителям  «Страны шипящих звуков» дети получают сладкие призы и возвращаются домой.

15. Итог занятия.

Оценивается  работа детей логопедом. Заслушиваются ответы детей, что им понравилось на занятии, что запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

В стране шипящих звуков

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является коррекция недостатков речи ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт ...

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в страну шипящих звуков»

Данный материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп...

Конспект по звуковой культуре речи « В стране шипящих звуков».

Конспект по звуковой культуре речи « В стране шипящих звуков»....

В стране шипящих звуков

Конспект логопедического занятия...