Главные вкладки

    Мастер-класс "Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановки и автоматизации звуков"
    классный час по логопедии на тему

    Антюхова Юлия Александровна

    Уважаемые участники!

              Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

            Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

     

    Цитата: «Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

    (Лев Семёнович Выготский)

     

    Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

    сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!

     

    Оборудование:

    1.     Индивидуальные зеркала

    2.     Ватные диски.

    3.     Ватные палочки.

    4.     Напальчник.

    5.     Коктельные трубочки.

    6.     Стаканчики с крышкой,

    7.     Постановочные логопедические зонды.

    8.     Ротовая полость «РАТАТУШКА».

    9.     Театр язычка.

    10. Воздушные шары.

    11. Бабочка из папирусной бумаги.

    12. Вертушка.

    13. Пластмассовые губы для развития воздушной струи.

    14.  Массажный мяч с шипами «Ёжик».

    15.  «Су-джок».

    16. Шар с резинками.

    17. Прищепки.

    18. «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

     

     

     

     

    Программа:

     

    1. Обобщение педагогического опыта по теме.

    2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.

    3. Рефлексия опыта:

    Б) что взял полезного (интересного).

    В) чем запомнился мастер-класс.

     

    Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

    Задачи:

    1.                Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

    2.                Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

             В последние годы наблюдается рост числа дош­кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз­вития. Цепочка неблагоприят­ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

            Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

          Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

    ·                     развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

    ·                     последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.

    ·                     профилактика речевых нарушений.

     

            Работая логопедом в дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед  встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.

           Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОО. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
                 Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. И те и другие лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами.

                Для этого мною был разработан определённый комплекс мастер – классов для педагогов и родителей, который называется «Уроки домашней логопедии». Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».

          Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь?

    (Строим дом)

              А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:

     

    Работа по развитию артикуляционного аппарата

     

         Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

         Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

         Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
     

    Работа над общей и мелкой моторикой

     

          У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

     

    Развитие правильного речевого дыхания

     

              Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

    С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания.

     

     

    Развитие фонематического слуха

     

    Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

    Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.

     

    Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

     

            Проведённая совместная работа с воспитателями  и родителями,  показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

     

             Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

     

     

     

     

     

     

     

    Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

     

     

    Практическая часть

     

     

     

           А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.

     

     

    Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:

     

     

    «Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

     

     

     

     

    1 этап в постановке звуков –

     

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

     

           Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица.  В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить,  и выполнять действие с помощью наших помощников:  у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.

     

     

    1.                 Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.

    2.                 Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.

    3.                 Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.

    4.                 Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».

    5.                 Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.

    6.                 Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.

    7.                 Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.

    8.                 Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.

    9.                 Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

     

            А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

     

               Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

               Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит  из – за укороченной  подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

     

     

     

     

    2 этап –

     

    РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

     

    Упражнения для речевого дыхания

     

    1.               Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

    2.               Сдуть бабочку с кончика носа.

    3.               Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.

    4.               Надуем шарик, не раздувая щеки.

    5.               Вертушка, губы.

     

     

    3 этап -

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

     

    1.                 Массажный мяч.

    2.                 Шар с резинками.

    3.                 Прищепки.

    4.                 Су-джок терапия.

     

     

    5 этап -

     

    ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

     

            Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».

    (показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

     

    4 этап –

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

     

    Услышишь – хлопни

     

     Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

     

    Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

     

             Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

     

    ***

    Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

     

    Игра «Телеграф»

     

             Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

             И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.

     

     

     

    Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.

    «Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

     

    Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.

    1.  ребро – кулак – ладонь – хлопок;

            2.  р – р – р – р;

               ра – ра – ра – ра;

              ро – ро – ро – ро;

             ру – ру – ру – ру;

            ры – ры – ры – ры.

     

    3.                 ра – ро – ру – ры

     

    Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

     

     

     

          И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:

    Терпение и творчество,

    Упорство и победа -

    Вот главные этапы

    В работе логопеда.

    Все Нади, Вани, Вити

    Должны заговорить,

    И от тебя зависит -

    Быть им или не быть.

    Душа болит за каждого.

    Всем хочется помочь.

    Не раз вопрос: «Что делать?»

    Преследовал всю ночь.

    Идешь порою с сумками,

    А язычок «грибком»,

    Или «лошадкой» цокает,

    Иль губы «хоботком».

    Вдруг затрещишь «моторчиком»

    Раз несколько подряд

    И ловишь настороженный

    Идущих мимо взгляд.

    Так день за днем –

    То вниз, то вверх

    Летает язычок,

    Работать так настойчиво

    Из вас не каждый б смог.

    И… появились звуки

    А вслед возможно слоги,

    А там уже слова пошли

    По правильной дороге.

    При самой первой встрече

    Мы часто слышим: «Датте»,

    А на прощанье четкое:

    «Здоровья вам и счастья!»

    И я без ложной скромности

    Признаться не стыжусь,

    Что я своей профессией

    Действительно горжусь!

    На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_logoped.docx34.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

     «Детский сад № 11 «Василек» ст.Дондуковской         Гиагинского района

    Мастер – класс

    Тема:

    «Секреты учителя-логопеда,

     в индивидуальной работе по постановке

    и автоматизации звуков».

                Подготовила:

    Учитель - логопед Антюхова Ю.А.                                                                                                                                        

                                                                     

                                                                     2018 г.

    Уважаемые участники!

              Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

            Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

    Цитата: «Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

    (Лев Семёнович Выготский)

    Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

    сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!

    Оборудование: 

    1. Индивидуальные зеркала
    2. Ватные диски.
    3. Ватные палочки.
    4. Напальчник.
    5. Коктельные трубочки.
    6. Стаканчики с крышкой,
    7. Постановочные логопедические зонды.
    8. Ротовая полость «РАТАТУШКА».
    9. Театр язычка.
    10. Воздушные шары.
    11. Бабочка из папирусной бумаги.
    12. Вертушка.
    13. Пластмассовые губы для развития воздушной струи.
    14.  Массажный мяч с шипами «Ёжик».
    15.  «Су-джок».
    16. Шар с резинками.
    17. Прищепки.
    18. «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

    Программа:

    1. Обобщение педагогического опыта по теме.

    2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.

    3. Рефлексия опыта:

    Б) что взял полезного (интересного).

    В) чем запомнился мастер-класс.

    Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

    Задачи:

    1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
    2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

             В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

            Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

          Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

    • развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
    • последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
    • профилактика речевых нарушений.

     

            Работая логопедом в дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед  встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.

           Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОО. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
                Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. И те и другие лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами.

                Для этого мною был разработан определённый комплекс мастер – классов для педагогов и родителей, который называется «Уроки домашней логопедии». Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».

          Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь?

    (Строим дом)

              А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:

    Работа по развитию артикуляционного аппарата

         Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

         Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

         Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

    Работа над общей и мелкой моторикой

          У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

    Развитие правильного речевого дыхания

              Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

    С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания.

    Развитие фонематического слуха

    Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

    Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.

    Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

            Проведённая совместная работа с воспитателями  и родителями,  показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

             Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

    Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

    Практическая часть

           А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.

    Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:

    «Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

    1 этап в постановке звуков –

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

           Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица.  В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить,  и выполнять действие с помощью наших помощников:  у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.

    1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
    2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
    3. Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
    4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
    5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.
    6. Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
    7. Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
    8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
    9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

            А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

               Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

               Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит  из – за укороченной  подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

    2 этап –

    РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

    Упражнения для речевого дыхания

    1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
    1. Сдуть бабочку с кончика носа.
    2. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.
    3. Надуем шарик, не раздувая щеки.
    4. Вертушка, губы.

    3 этап -

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

    1. Массажный мяч.
    2. Шар с резинками.
    3. Прищепки.
    4. Су-джок терапия.

    5 этап -

    ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

            Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».

    (показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

    4 этап –

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    Услышишь – хлопни

     Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

    Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

             Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

    ***

    Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

    Игра «Телеграф»

             Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

             И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.

    Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.

    «Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

    Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.

    1.  ребро – кулак – ладонь – хлопок;

            2.  р – р – р – р;

               ра – ра – ра – ра;

              ро – ро – ро – ро;

             ру – ру – ру – ру;

            ры – ры – ры – ры.

    1. ра – ро – ру – ры

    Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

          И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:

    Терпение и творчество,

    Упорство и победа -

    Вот главные этапы

    В работе логопеда.

    Все Нади, Вани, Вити

    Должны заговорить,

    И от тебя зависит -

    Быть им или не быть.

    Душа болит за каждого.

    Всем хочется помочь.

    Не раз вопрос: «Что делать?»

    Преследовал всю ночь.

    Идешь порою с сумками,

    А язычок «грибком»,

    Или «лошадкой» цокает,

    Иль губы «хоботком».

    Вдруг затрещишь «моторчиком»

    Раз несколько подряд

    И ловишь настороженный

    Идущих мимо взгляд.

    Так день за днем –

    То вниз, то вверх

    Летает язычок,

    Работать так настойчиво

    Из вас не каждый б смог.

    И… появились звуки

    А вслед возможно слоги,

    А там уже слова пошли

    По правильной дороге.

    При самой первой встрече

    Мы часто слышим: «Датте»,

    А на прощанье четкое:

    «Здоровья вам и счастья!»

    И я без ложной скромности

    Признаться не стыжусь,

    Что я своей профессией

    Действительно горжусь!

    На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для учителей- логопедов ДОУ «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

    Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.В последние годы наблюдается рост  числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагопри...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"

    КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

    Организация индивидуальной работы по постановке и автоматизации шипящих звуков.

    В статье отражены основные этапы коррекционной работы на шипящими звуками....

    Мастер-класс «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

    Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи:1.    Создание условий дл...

    картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

    Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...

    Мастер – класс Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

    Мастер класс от логопеда.тема: "Секреты учителя - логоопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

    Мастер- класс для родителей «Секреты учителя – логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

    Мастер- класс для родителей «Секреты учителя – логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»....