Нормы речевого развития
консультация по логопедии на тему

Менжулина Юлия Александровна
Для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Памятка для родителей 95.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА: ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ Подготовил:Учитель-логопед Менжулина Ю.А

Слайд 2

Первый год жизни ребенка Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: « бобо », « ням-ням ». Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например « г » и « у »: « гу-у ». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: « ма-ма », « ба-ба », да-да ». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Слайд 3

Ясельный возраст Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов. Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: « зюк » - « жук », « сенок » - « щенок ». Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу. Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: « Мама ди » - « Мама иди », « Мама, дай ». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Слайд 4

Младший дошкольный возраст Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой). Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: « обогоню » - « обгоню », « натерять » - « потерять », « колесы » - « колеса », « мой кукла », « много мячев ». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос. Младший дошкольный возраст Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой). Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: « обогоню » - « обгоню », « натерять » - « потерять », « колесы » - « колеса », « мой кукла », « много мячев ». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос

Слайд 5

Младший дошкольный возраст Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком « л »: « лека » - « река », « лыба » - « рыба » или иногда звуком « й »: « устай » - « устал ». Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Слайд 6

Старший дошкольный возраст Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету. Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Слайд 7

Старший дошкольный возраст Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.

Слайд 8

ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся: Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: « ма-ма », « ба-ба ». Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: « мама », « папа », « дай » и не понимает несложных просьб: « иди на ручки », « сядь ». Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.

Слайд 9

ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания. Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков. Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения). Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит. Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, обратитесь за консультацией к логопеду. Своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.