Рабочая программа 2021г.
рабочая программа по логопедии

Рыль Наталья Александровна

Рабочая программа учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                   Дзержинский детский сад №3 «Тополек» комбинированного  вида

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ детский сад №3 «Тополек»

__________Т.А.Шилкина

Приказ №---------------

от «_____»  ____________2021г.

Принято на Педагогическом совете

                                       Протокол №         от        

Рабочая программа

учителя-логопеда Рыль Натальи Александровны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (срок реализации 2 года)

С. Дзержинское 2021г.

Содержание:

  1. Целевой раздел программы
  1. Пояснительная записка ……………………………………………………3

1.2.     Цели и задачи реализации программы……………………………...........4
1.3.     Принципы и подходы к формированию программы……………………6
1.4.     Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста..6
1.5.     Планируемые результаты………………………………………………..10

2. Содержательный раздел программы

Содержание и организации коррекционно-образовательного процесса

2.1. Интеграция образовательных областей в логопедической работе………13      2.2. Взаимодействия учителя – логопеда с педагогами ДОУ и семьями воспитанников…………………………………………………………………...15 2.3.Организация коррекционно-развивающей работы с детьми……………..16       2.4.Приложения………………………………………………………………….25

3.Программно методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда……………………………………………………………….40

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе образования России в последние годы происходят существенные изменения. Они касаются содержания образования, которое в соответствии с Законом РФ «Об образовании» обновляется и упорядочивается посредством введения государственных образовательных стандартов к образовательным программам. Актуальность обновления содержания, форм и методов коррекционно — развивающей работы в ДОУ связана с развитием теории и практики образования детей с особыми образовательными потребностями.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Тополек» комбинированного вида Дзержинского района , «Примерной адаптированной «коррекционной развивающей программой в логопедической группе детского сада для детей  с ОНР от 4 до 7 лет» под редакцией Нищевой Н.В., Л.Б.Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина «Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР», «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточность» Л.Б.Баряева  в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и с учетом следующих нормативных документов:

1.« Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ

2. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва « Об утверждении СанПин 2.4.1 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

4. Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014г. № 919 « О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. « Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Принята резолюцией 44.25 Ген. Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.

Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Тема, ее продолжительность, последовательность, может корректироваться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа рассчитана на два года обучения.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей-дошкольников является:

ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:

— овладение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря;

— развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

— развитие речевого творчества;

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; — формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в содержательном компоненте программы.

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫК ФОРМИРОВАНИЮ «ПРОГРАММЫ»

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

— принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

— принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

— принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

— принципы интеграции усилий специалистов;

— принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

— принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

— принцип постепенности подачи учебного материала;

— принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.4.ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.

У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Характеристика контингента воспитанников

В МБДОУ №3 «Тополёк» комбинированного вида  функционирует 3 группы комбинированной направленности (4, 5 и 6 лет) для детей с ОНР - общим недоразвитием речи – 2, 3, 4 уровень речевого развития, ФФНР, СНР.

При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР 1, 2 уровня, заикание, СНР) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда в управлении образования, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого  развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Характеристика детей с системным недоразвитием речи (СНР)

Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У таких детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

В группе есть дети, имеющие системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости. Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ «ПРОГРАММЫ»

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст ( 6 — 7 лет)

— ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Промежуточные планируемые результаты старший дошкольный возраст (5 — 6 лет)

— ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми;

— эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме;

— ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию;

— показать на предложенных картинках названные взрослым действия;

— показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами;

— понимает различные формы словоизменения;

— понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;

— понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь;

— без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;

— уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;

-ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов;

— обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;

— не допускаетошибок при назывании действий, изображенных на картинках;

— называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;

— уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме;

— ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах;

— имена существительные множественного числа в родительном падеже;

— согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;

— без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными;

— образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;

-уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме;

— без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану;

— составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану;

— составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану;

— знает и умеет выразительно рассказывать стихи;

— не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов;

— объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации;

— ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа.

2.1 Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическое развитие

Развивать координированность и точность действий.

Формировать правильную осанку при посадке за столом.

Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- пальчиковая гимнастика

- речь с движением

- физкультминутки

- беседа

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте.

Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

- игровые ситуации

- мини инсценировки

- настольно-печатные дидактические игры

- театрализованные игры

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

- беседа

- поручения

- игры с мелкими предметами

- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов)

Речевое развитие

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

Познавательное развитие

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков в словах

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

Художественно-эстетическое развитие

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок.

Развивать графомоторные навыки.

- дидактические игры и упражнения

- штриховка

2.2Взаимодействие с педагогами ДОУ  и родителями

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

Психолог:

  • психодиагностика;
  • выявление компенсаторных возможностей;
  • тренинговые упражнения.

Логопед:

  • диагностика, постановка и автоматизация звуков;
  • фронтальные коррекционные занятия;
  • индивидуальные коррекционные занятия;
  • экскурсии, наблюдения;
  • комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • подвижные  игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • игры на развитие пространственной ориентации;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • игры, упражнения на восприятие цвета и формы.
  • развитие фонематического слуха;
  • речевое и языковое развитие.

Родители:

-  игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

- контроль над  выполнением домашних заданий;

- контроль над правильным произношением ребенка;

- выполнение рекомендаций всех специалистов;

- закрепление навыков и расширение знаний.

Музыкальный руководитель:

  • элементы логоритмики;
  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • развитие координации движений;
  • музыкотерапия;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитатель:

  • автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • расширение словаря;
  • развитие связной речи.

Инструктор по физической культуре:

  • развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
  • интеграция речевой и двигательной функции;
  • развитие основных видов движения.

2.3.Организация коррекционно-развивающей работы с детьми

Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. (приложение 1)  Логопедические фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. План коррекционной работы составляется логопедом  на основе анализа карты обследования ребёнка (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОВЗ.

Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.

Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка, посещающего логопункт, оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед  в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В течение дня воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце дня тетрадь передаётся родителям.

Количество занятий: 2-3 раза в неделю. Распределение занятий, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03. Согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.  СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта, функционирования дошкольных логопедический пунктов показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7). В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада комбинированного вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на подгрупповые занятия согласно расписанию, индивидуальные занятия проводятся в соответствии с расписанием индивидуальных занятий. Ежедневно ведется табель посещаемости занятий

Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2 человека). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность микрогрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития. Микрогрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие речи; однотипность нарушения звукопроизношения.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель  - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Задачи и содержание микрогрупповых занятий:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Индивидуальные занятия.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III ур.р.

6-го года жизни,  разделено на 3 периода обучения

I период  – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю         II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю

 III период – март – май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю

Всего 66 занятий в год.

С 15 мая – диагностика.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН , ОНР-III-IV ур.р.

7-го года жизни,  разделено на 3 периода обучения

I период  – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю         II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю

 III период – март – май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю

Всего 66 занятий в год.

С 15 мая – диагностика.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год

ОНР-III ур.р. – 1-2 года.

Индивидуальные занятия.

Организация предметно-пространственной развивающей среды

  1. Зеркало.
  2. Стол, 4 стульчика для занятий у зеркала.
  3. Комплект зондов для постановки звуков.
  4. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
  5. Спирт, стерилизатор.
  6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
  7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)
  8. Логопедический альбом для обследования речи.
  9. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  10. «Алгоритмы» составления описательных рассказов.
  11. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
  12. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
  13. Предметные картинки по лексическим темам.
  14. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
  15. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
  16. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.
  17. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

        Содержание коррекционной работы

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный – 4-12 занятий;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

для всех звуков: «Окошко», « Заборчик»,;

для свистящих: «Месим тесто», «Блинчик», «Загнать мяч в ворота», «Киска»;

 для шипящих: «Качели», «Чашечка», «Дудочка», «Парашютик»;

для Л: “Пароход гудит”, «Поймай мышку»;

для Р, Р': “Маляр”, “Индюки болтают”, “Дятел”, “Лошадка”, “Грибочек”, “Гармошка”, “Барабанщик»”.

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Футбол», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

соноры Й, Л, Р, Р' 

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?» и др..

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы»,

«Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. номинативный словарь;
  2. предикативный словарь;
  3. словарь признаков;
  4. числительные и местоимения;
  5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. словоизменение;
  2. согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. пересказ;
  2. рассказ по серии сюжетных картин;
  3. рассказ по сюжетной картине.

Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.)  

6.Приложения

Приложение 1

Речевая карта, разработанная в соответствии с «коррекционной развивающей программой в логопедической группе детского сада для детей  с ОНР от 4 до 7 лет» под редакцией Нищевой Н.В.

РЕЧЕВАЯ КАРТА №______
РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 года)

Фамилия, имя ребенка____________________________________________

Дата рождения__________________________________________________
Домашний адрес________________________________________________
 Сведения о родителях:
Мать______________________________________________________________
Отец______________________________________________________________
Речевой анамнез :
гуление (с 2-х м.)_________ лепет (с 4-6 м.)____________
первые слова (около года)__________ первая фраза (с 1.5 до 2 л)___________
как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
с какого возраста нарушения речи_____________________________________
речевая среда_______________________________________________________
занимался ли с логопедом____________________________________________
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)______________________________________
2.Исследование слухового восприятия:
Узнавание и различение контрастного звучания 2-х игрушек_____________
3.Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание и различие величин_____________________________________
б) восприятие и различение основных цветов (к,ж,с,з,б,ч)________________
в) восприятие и различение геометрических фигур_____________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:
а) складывание предметных картинок из частей (2-4ч)____________________
б) выкладывание из счетных палочек по образцу(4-5п)____________________
в) ориентировка в пространстве (верх-низ, впереди-сзади, право-лево (рука-нога)) ___________________________________________________________
5.Строение органов речевого аппарата:
Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы, шрамы_______________________
Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов___________________________________________
Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный____________________________________________
Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная____
Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______
Язык массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка_
Подъязычная связка короткая, укороченная __________________________
6.Состояние общей моторики:
а) попрыгать на 2-х ногах___________________________________________
б) бросить мяч от груди и поймать мяч________________________________
в) похлопать в ладоши и потопать одновременно_______________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости____________________
7.Состояние ручной моторики:
а) сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой________________________________________________
б) по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой_____________________________________________________________
в) умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии. кружки)____________________________________________________
д) умение лепить __________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению__________
8.Состояние мимической мускулатуры:
а) надуть щеки, наморщить нос______________________________________
б) закрыть правый, левый глаз________________________________________
в) поднять брови, нахмурить_________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.
9. Состояние артикуляционной моторики:
а) «Улыбка»______________________________________________________
б)«Хоботок»_______________________________________________________
в)«Лопата»_________________________________________________________
г)«Иголка»_________________________________________________________
д)«Качели»________________________________________________________
е)«Маятник»_______________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.
10.Исследование импрессивной речи:
а) понимание существительных (предметы на картинках)_________________
б) понимание обобщающих слов  (игрушки, одежда, обувь, посуда) ________
в) понимание действий (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)____________________________________________________
г) пассивный словарь (выполнение поручений по инструкции)_____________
д) понимание грамматических форм словоизменения:

1) ед. и мн.число сущ.(дом,кот,кукла,груша,ведро)__________________________________
2) предложно-предложные конструкции (в,на,у)________________________
3)уменьшительно-ласкательные суффиксы_____________________________________________________          е) понимание текста знакомой сказки «Репка»______________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:
Характер речи однословная, фразовая, связная.
Состояние лексики (сущ,глаг,прил.)_______________________________________________
__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:
а) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа_________________________
б) употребление сущ. в косвен.падежах (что,чего,кому,что,чем,о ком)______________________________________________________________
в) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и
ж.рода____________
г) употребление предложно-падежных конструкций_____________________
д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами________
е) образование названий детенышей животных_________________________

Состояние связной речи. Пересказ текста «Котенок»

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Исследование фонетической стороны речи:
Звукослоговая структура слов(кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька) __________________________________________________________________
Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха____________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса__________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________
Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.
13.Исследование фонематических функций
повторить: ба-па, га-ка, да-та, ма-ба, ва-ка, ня-на, па-ба, ка-га, та-да, ба-ма, ка-ва, на-ня.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кот-кит, дом-дым, уточка-удочка, киска-миска, коса-коза, миска-мишка, кочка-кошка.  
14.Логопедическое заключение__________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед: _______________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА №______
РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 лет)

Фамилия, имя ребенка______________________________________________

Дата рождения____________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
 Сведения о родителях:
Мать______________________________________________________________
Отец______________________________________________________________
Речевой анамнез :
гуление (с 2-х м.)_________ лепет (с 4-6 м.)____________
первые слова (около года)__________ первая фраза (с 1.5 до 2 л)___________
как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
с какого возраста нарушения речи_____________________________________
речевая среда_______________________________________________________
занимался ли с логопедом____________________________________________
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)______________________________________
2.Исследование слухового восприятия:
Узнавание и различение контрастного звучания 3-х игрушек______________

Восприятие и воспроизведения ритма_________________________________
3.Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание и различие величин_____________________________________
б) восприятие и различение основных цветов (к,ж,с,з,б,ч,о,г,р)_____________
в) восприятие и различение геометрических фигур______________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:
а) складывание предметных картинок из частей (4-6ч)____________________
б) выкладывание из счетных палочек по образцу(6-7п)___________________
в) ориентировка в пространстве (верх-низ, впереди-сзади, право-лево (глаз-ухо)) ____________________________________________________________
5.Строение органов речевого аппарата:
Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы, шрамы________________________
Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов_________________________________________
Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный__________________________________________
Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная____
Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______
Язык массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка_
Подъязычная связка короткая, укороченная ___________________________
6.Состояние общей моторики:
а) попрыгать на прав. и лев. ноге______________________________________
б) бросить мяч из-за головы и поймать мяч______________________________
в) перепрыгнуть ч\з игрушку_________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости____________________
7.Состояние ручной моторики:
а) проба «кулак-ребро-ладононь» ведущей рукой________________________
б) одновременно вытянуть указат. и сред. пальцы правой руки, левой_______
в) умение держать карандаш, рисовать волнистые и кривые линии__________
д) умение лепить __________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению___________
8.Состояние мимической мускулатуры:
а) надуть (втянуть) щеки, наморщить нос______________________________
б) закрыть правый, левый глаз_______________________________________
в) поднять брови, нахмурить_________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.
9. Состояние артикуляционной моторики:
а) «Улыбка»________________________________________________________
б)«Хоботок»_______________________________________________________
в)«Лопата»_________________________________________________________
г)«Иголка»_________________________________________________________
д)«Качели»________________________________________________________
е)«Маятник»_______________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.
10.Исследование импрессивной речи:
а) понимание существительных (объекты на картинках)___________________
б) понимание обобщающих слов  (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы) _______________________________________________________________
в) понимание действий (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)________________________________________________
г) пассивный словарь (выполнение поручений по инструкции)_____________
д) понимание грамматических форм словоизменения:

1) ед. и мн.число сущ.(глаз, стул,  лист, окно)___________________________
2) предложно-предложные конструкции (в,на,у,под,за,по)_________________
3)уменьшительно-ласкательные суффиксы_____________________________                 е) понимание текста знакомой сказки «Колобок»____________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:
Характер речи однословная, фразовая, связная.
Состояние лексики (сущ,глаг,прил.)_______________________________________________
__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:
а) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа______________
б) употребление сущ. мн.ч. в род.п.(Много чего?)________________________
в) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и
ж.рода____________
г) употребление предложно-падежных конструкций______________________
д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами________
е) образование названий детенышей животных__________________________

Состояние связной речи. Пересказ текста «Рыбалка»

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Исследование фонетической стороны речи:
Звукослоговая структура слов (самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка, сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________
Звукопроизношение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха____________________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса_________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________
Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.
13.Исследование фонематических функций
а) повторить: ба-па-ба, да-та-да, га-ка-га, за-са-за, та-тя-та, па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка,
__________________________________________________________________

б) повторить: мышка-мишка, почка-бочка, катушка-кадушка, корка-горка, речка-редька, цвет-свет, челка-щелка, рейка-лейка

в) выделить начальный звук: астра,  осень,  улей,  иглы,  арка,  озеро,  уши,  искры
14.Логопедическое заключение__________________________________________________
____________________________________________________________
_________________________________________________________
15.Рекомендации________________________________________________
__________________________________________________________________
Учитель-логопед: _____________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА №______
РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 лет)

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения____________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
 Сведения о родителях:
Мать______________________________________________________________
Отец______________________________________________________________
Речевой анамнез :
гуление (с 2-х м.)_________ лепет (с 4-6 м.)____________
первые слова (около года)__________ первая фраза (с 1.5 до 2 л)___________
как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
с какого возраста нарушения речи_____________________________________
речевая среда_______________________________________________________
занимался ли с логопедом____________________________________________
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)______________________________________________________________________________________________________________________
2.Исследование слухового восприятия:
Узнавание и различение контрастного звучания 4-х игрушек_____________

Восприятие и воспроизведения ритма__________________________________
3.Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание и различие величин_____________________________________
б) восприятие и различение основных цветов (к,ж,с,з,б,ч,о,г,р,к,с)__________
в) восприятие и различение геометрических фигур______________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:
а) складывание предметных картинок из частей (6-8ч)____________________
б) выкладывание из счетных палочек по образцу(6-7п)____________________
в) ориентировка в пространстве (верх-низ, впереди-сзади, верхний правый, нижний левый и т.д _________________________________________________________________
5.Строение органов речевого аппарата:
Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы, шрамы________________________
Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов____________________________________________
Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный_____________________________________________
Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная____
Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______
Язык массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка_
Подъязычная связка короткая, укороченная ____________________________
6.Состояние общей моторики:
а) прыгнуть в длину с места_________________________________________
б) подбросить и поймать мяч_________________________________________
в) влезть на гимн.стенку и слезть______________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости____________________
7.Состояние ручной моторики:
а) проба «кулак-ребро-ладононь» 2 руками_____________________________
б) одновременно вытянуть указат. и мизинец  правой руки, левой__________
в) умение держать карандаш, рисовать волнистые и кривые линии__________
д) умение лепить ______________________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению___________
8.Состояние мимической мускулатуры:
а) надуть (втянуть) щеки по очереди, наморщить нос_____________________
б) закрыть правый, левый глаз, прищурить______________________________
в) поднять брови, нахмурить_________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.
9. Состояние артикуляционной моторики:
а) «Улыбка»________________________________________________________
б) «Хоботок»_______________________________________________________
в)«Лопата»_________________________________________________________
г)«Иголка»_________________________________________________________
д)«Качели»________________________________________________________
е)«Маятник»_______________________________________________________

ж) «Вкусное варенье»_______________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.
10.Исследование импрессивной речи:
а) понимание существительных (объекты на картинках)___________________
б) понимание обобщающих слов  (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, д и д птицы, д и д животные, транспорт) __________________________________________________________________
в) понимание действий (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает )____________________________________
г) пассивный словарь (выполнение поручений по инструкции)_____________
д) понимание грамматических форм словоизменения:

1) ед. и мн.число сущ.(рукав, перо, пень, ухо)_______________________________________
2) предложно-предложные конструкции (из-за, из-под, с, над)_____________
3)уменьшительно-ласкательные суффиксы_____________________________            е) понимание текста знакомой сказки «Теремок»____________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:
Характер речи однословная, фразовая, связная.
Состояние лексики (сущ,глаг,прил.)_______________________________________________
__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:
а) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа______________
б) употребление сущ. мн.ч. в род.п.(Много чего?)________________________
в) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и
ж.рода____________
г) употребление предложно-падежных конструкций______________________
д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами________
е) образование названий детенышей животных__________________________

ж)подобрать антонимы друг________, горе_________, легкий________, давать__________, добро_________, горячий____________, длинный_________, поднимать________________

з) образование относительных прилагательных:

стол из дерева____________, аквариум из стекла____________________, стена из кирпича ________________, носки из шерсти________________, сок из яблок__________________.

и) образование притяжательных прилагательных:

 очки бабушки_____________, туфли мамы______________, хвост лисы_______________,

гребень петуха______________, берлога медведя________________, усы кошки_________.

Состояние связной речи. Составление рассказа по серии картин.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Исследование фонетической стороны речи:
Звукослоговая структура слов (тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, регулировщих. Регулировщик руководит движением на перекрестке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.)
Звукопроизношение_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха___________________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса_________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация___________________________
Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.
13.Исследование фонематических функций
а) повторить: са-ша-са, жа-ша-жа, са-ца-са, ча-тя-ча, ла-ля-ла, ша-са-ша, ля-ла-ля.

б) повторить: мышка-мошка, пашня-башня, сова-софа, крот-грот, лук-люк, марка-майка, ель-гель, плач-плащ.

в) выделить начальный звук: астра,  осень,  улей,  мост,  пол,  дом.

г) выделить последний звук: кот,  сом,  мох,  суп,  лимон,  сок.

д) раздели слова на слоги: бык,   вата,   машина,  луна,   мак,   самолет.

е) определи количество слов в предложении: Кот лакает молоко.          Наступило лето.

ж) определи количество звуков в словах: Кит.      Вата.       Банан.
14.Логопедическое заключение__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
15.Рекомендации___________________________________________________
__________________________________________________________________
Учитель-логопед: _______________________

Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

I. Подготовительный

Задача: Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а)        вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)        развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в)        формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г)        в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д)        укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

 II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а)        устранение дефектного звукопроизношения;

б)        развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционного и акустически;

в)        формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С', 3' ; шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; соноры Й, Л, Р, Р' 

 (способ постановки смешанный).

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для всех звуков: «Окошко», « Заборчик»;

для свистящих: «Месим тесто», «Блинчик», «Загнать мяч в ворота», «Киска»;

 для шипящих: «Качели», «Чашечка», «Дудочка», «Парашютик»;

для Л: “Пароход гудит”, «Поймай мышку»;

для Р, Р': “Маляр”, “Индюки болтают”, “Дятел”, “Лошадка”, “Грибочек”, “Гармошка”, “Барабанщик»”.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

  1. Автоматизация каждого исправленного звука вслогах по

мере постановки может проводиться как индивидуально, так и подгруппе:

а)        С, 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

Данная последовательность определена естественным (физиоло-гическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.

б)        Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых со стечением согласных;

в)        Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

  1. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

  1. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

  1. Дифференциация звуков:

С 3, С С, С-Ц, С-Ш;

Ж 3, Ж-Ш;

Ч-С , Ч-Г, Ч-Щ;

Щ-С, Щ-Т, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Р', Р -Л', Р-Й, Л-Л;

  1. Автоматизация звуков в спонтанной речи(в диалогической речи,в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).

  1. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
  2. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,мышления на отработанном в произношении материале.
  3. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.

Приложение 3

Литература, рекомендуемая для родителей:

  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
  3. Блисковская Ю., Грозовский М., Ворламова Н. Азбука. — М.: Росмэн, 2009.
  4. Бортникова Е. Чудо-обучайка. — Екатеринбург: Литур, 2006.
  5. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М., 1999.
  6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. — СПб., 2001.
  7. Жукова Н. С. Букварь. — М.: ЭКСМО, 2008.
  8. Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.
  9. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4—5лет. — М.: Ювента, 2007.
  10. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет. — М.: Ювента, 2008.
  11. Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. — М.: Ювента, 2001.
  12. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Ювента, 2007.
  13. Скворцова И. В. Логопедические игры. — М.: ОЛМА, 2008.
  14. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. — М.: Книголюб, 2007.
  15. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. — М.: Книголюб, 2005.
  16. Теремкова Н. Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. — М.: Гном, 2007.

7.Список литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс, 2002

2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей

с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.

4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятияв подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

8. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

9. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

10. Поволяева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

11.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.

12. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

13.Ткаченко Т.А. учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,  2004.

14.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного

возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

15.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993

17.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. -М.:АРКТИ,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2021г.

Младшая группа...

Рабочая программа 2021г.

БЕЗОПАСНОСТЬ (младшая группа)...

Рабочая программа 2021г.

ТЕМА самообразования (Нетрадиционные техники рисования)...

Рабочая программа 2021г.

Кружковая работа...