Рабочая программа 2021г.
рабочая программа (младшая группа)

Натали Николаевна Никитина

ДЕТИ ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovz.docx837.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

МБДОУ «Анцирский детский сад»

 Канского района,  Красноярского края.

                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

для детей ОВЗ младшего дошкольного возраста

Составлена на основе основной образовательной

программы дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией

Н.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой

 

с. Анцирь, 2021г.

Содержание

1.

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Обоснование актуальности рабочей программы по разделу «Физическое развитие» с точки зрения современного развития дошкольного образования

3

1.3

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа.

4

1.4

Цель и задачи программы в образовательной области «Физическое развитие».

4

1.5

Теоретические основы программы. Обоснование специфики отбора содержания программы.

6

1.6

Возрастные и индивидуальные особенности детей

7

1.7

Условия реализации рабочей программы, раскрывающие особенности организации педагогического процесса

8

1.8

Целевые ориентиры освоения программы в образовательной области «Физическое развитие»

9

 2.

Содержательный раздел

9

2.1

Тематическое планирование работы

9

2.2

Формы, способы, методы и средства реализации раздела «Физическое развитие» рабочей программы

10

 2.3

Отличительные особенности работы с детьми с ЗПР.

14

2.4

Учебный план реализации раздела «Физическое развитие» рабочей программы дошкольного образовательного учреждения

14

2.5

Связь с другими образовательными областями

14

 2.6

Перспективное планирование по физическому развитию детей младшего возраста ОВЗ

16

3.

Организационный раздел

23

3.1

Режим двигательной активности

23

3.2

Щадящий режим (после болезни)

23

3.3

Организация развивающей предметно-пространственной среды

24

3.4

Характеристика принципов построения дошкольной образовательной среды

25

3.5

Взаимодействие  с семьями воспитанников с ОВЗ

28

3.6

Список используемой литературы (электронные версии)

30

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

 1.2.Обоснование актуальности рабочей программы по разделу «Физическое развитие» с точки зрения современного развития дошкольного образования

На современном этапе развития общества происходит модернизация содержания дошкольного образования, основной задачей которой является повышение качества и доступности образования, поставленная правительством Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Модернизация системы дошкольного образования, как определено в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Она затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы. Целостность педагогического процесса в ДОО обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования дошкольной организации, определяющей современное представление о развитии ребёнка, в том числе и физическом.

Понимая значимость совершенствования процесса физического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО, в целях наилучшей реализации оздоровительной и коррекционно-развивающей направленности физического развития дошкольников с ЗПР - задержкой психического развития, с нарушениями речи (общим недоразвитием речи), с проблемами развития опорно-двигательного аппарата, разработана «Рабочая программа физического развития для ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание рабочей программы отражает реальные условия физкультурного зала, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников. «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость;

способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение его элементарными правилами и нормами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (п.2.6.ФГОС ДО).

Рабочая программа спроектирована с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особенностей образовательного учреждения, области, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

Рабочая Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты (целевые ориентиры), содержание и организацию педагогического процесса физического развития для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития (ЗПР) и проблемами развития опорно-двигательного аппарата детей младшего дошкольного возраста.

 

1.3. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа

- Федеральный закон № 27 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 г.);

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Всемирная декларация об обеспечивании выживания, защиты и развития детей;

-  Декларация прав ребёнка;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049-13.

Содержание работы по физическому развитию дошкольников 2-3 лет в данной программе полностью соответствует содержанию образовательной области «Физическое развитие» «Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением речи, задержкой психического развития)»  «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по освоению детьми младшего возраста образовательной области.

1.4. Цель и задачи программы в образовательной области «Физическое развитие»

Цель программы: позитивная социализация ребёнка, создание оптимальных условий для разностороннего развития двигательных и психофизических способностей, укрепление здоровья детей младшего возраста в дошкольной образовательной организации путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений.

Главной задачей программы является создание программного документа, помогающего организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Одной из основных задач программы является создание условий для правильного физического развития ребёнка, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определённых двигательных умений периодов, в том числе развитию речи ребёнка.

Работа по физическому развитию детей младшего предполагает решение как общеобразовательных, так и коррекционных – специальных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создаётся основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Общеобразовательные задачи:

- Охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка.

- Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.

- Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических).

-  Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.

- Формирование широкого круга игровых действий.

- Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

- Ежедневное использование таких форм работы по физическому развитию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игр, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы – таких, как игры-соревнования и эстафеты.

Специальные задачи (коррекционные)

Наряду с первоочередными задачами ДОО общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В связи с этим физическое развитие детей. Исходя из этого, в процессе организованной образовательной деятельности по физической культуре решаются следующие специальные задачи.

Развитие речевого дыхания. Невозможно успешно работать над речью, если не развито речевое и физиологическое дыхание. Речь образуется на выдохе. Выдох формируется посредством упражнений дыхательной («Дуем на снежинку (пушинку, пёрышко…»), («Нюхаем цветочек», «Насос» и др.) и фонетической гимнастики («Ветер дует: у-у-у», «Мама укладывает дочку: а-а-а»).

Развитие речевого и фонематического слуха. Большую роль в решении этой задачи играют подвижные игры.

Развитие звукопроизношения. При планировании совместной педагогической деятельности воспитатель определяет (обычно на неделю) дежурный звук.

Развитие выразительных движений. Осуществляется с помощью игровых упражнений, приёмов имитации и подражания («Покажите, как ходит медвежонок, ползёт змея, летает бабочка» и др.)

Развитие общей и мелкой моторики. Происходит с помощью общеизвестных общеразвивающих упражнений (ОРУ) и запланированного педагогом объёма основных движений. Для развития мелкой моторики можно использовать следующее: упражнения с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры; самомассаж ладоней в игровой форме (в том числе с различными пособиями, например резиновыми кольцами, массажными мячами, грецкими орехами и др.); комплексы ОРУ с предметами (гимнастическими палками, обручами, кольцами, флажками, платочками и др.).

Развитие ориентировки в пространстве.  Необходимо формировать у детей пространственные представления так, чтобы они уверенно ориентировались не только в частях своего тела (правая рука, левая нога и др.), но и в пределах физкультурного зала, используя соответствующие команды и распоряжения («Повернуться направо (налево, кругом)», «Разомкнуться в правую сторону» и др.). Широко используются предлоги: в, на, около, перед и др. (например: «Встаньте за линию, присядьте на скамейку» и др.),

Развитие коммуникативных функций. Для решения этой задачи следует нацеливать детей на совместные двигательные действия, воспитывая культуру поведения и положительные взаимоотношения. Коллективное выполнение построек из деталей подвижные игры, способствуют её реализации. С целью нормализации эмоционального статуса и снятия тревожности применяются упражнения на расслабление («Шарик», «Деревянные и тряпочные куклы»).

Развитие музыкальных способностей. Используется выполнение упражнений под музыку, музыкально-ритмические комплексы, музыкальные подвижные игры.

   1.5. Теоретические основы программы. Обоснование специфики отбора содержания программы.

Основной формой работы, в соответствии с рабочей программой, является игровая деятельность. Физкультурные занятия носят игровой и развивающий характер, содержат разнообразные подвижные игры и игровые упражнения различной интенсивности и направленности.

В соответствии со спецификой группы, коррекционное направление работы в ней является приоритетным. В связи с этим следует следить за речью детей и закрепляет речевые навыки.

Принципы дошкольного образования

В основу педагогической деятельности положены следующие принципы дошкольного образования.

-  Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

-  Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- Сотрудничество ДОО с семьёй.

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

1.6.  Возрастные и индивидуальные особенности детей

Возрастные особенности психофизического развития детей младшего возраста

Идея высокой самоценности первых лет жизни ребёнка, как фундамента его общего развития, неограниченных возможностей физического и духовного совершенствования получила подтверждение в научных исследованиях Н.М.Щелованова, Н.И.Красногорского, А.П.Усовой. О характерных особенностях развития ребёнка в отдельные периоды детства писали Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец. Учёными определено и доказано решающее значение активного воспитания и обучения ребёнка в ходе его развития с самых первых дней жизни.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий, в том числе и двигательных.

Одной из особенностей этого возраста является своеобразная эмоциональная направленность малышей. Ребёнка привлекает только то, что ему нравится, интересует его только то, что в данный момент представляет для него более значимый интерес.

Высокая активность для маленького ребёнка является одним из главных источников познания окружающего мира и чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребёнок, тем благоприятнее будут условия его психического развития.

В дошкольном возрасте ещё не закончено окостенение скелета, мышечная система относительно слаба, опорно-двигательный аппарат легко поддаётся деформациям. Активный двигательный режим, как отмечал ещё П.Ф.Лесгафт, во многом содействует развитию костно-мышечной системы.

Это один из наиболее активных периодов формирования произвольных движений, когда закладываются основы естественных навыков в ходьбе, беге, лазании и метании предметов.

Самостоятельная ходьба – огромное достижение в нервно-психологическом развитии ребёнка.

Детьми третьего года жизни ходьба ещё не вполне освоена. Наблюдаются характерные признаки, свойственные ходьбе малышей этого возраста.

-  При перемещении в пространстве у детей нет достаточной устойчивости. Чтобы удержать равновесие, они широко расставляют ноги, увеличивая площадь опоры.

- Во время ходьбы дети наклоняют вперёд туловище, сгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе.

Шаг у малышей неравномерный, неритмичный, семенящий, короткий; ступни развёрнуты внутрь; дети косолапят, они не умеют поднимать ноги.

Постановка стопы на землю по причине недостаточной гибкости в суставах производится без переката с пятки на носок, ребёнок наступает всей ступнёй, шлёпает ею.

- При ходьбе ребёнок не выдерживает указанного направления, он отклоняется то вправо, то влево, его как бы качает.

-  Плохо согласованы движения рук и ног, руки почти не принимают участия в движении.

Бег является одним из основных видов передвижения детей раннего возраста. Во время бега активизируются мышцы, а это хорошо влияет на весь организм.

Наблюдение за этим видом движения выявило следующие результаты: при беге у детей нередко наблюдается мелкий семенящий шаг, нога тяжело ставится на всю ступню, шаркает, движения рук и ног не согласуются; заметны боковые покачивания корпуса. Ребёнок испытывает трудности в сохранении равновесия; скорость бега незначительная; малыш быстро устаёт.

При выполнении общеразвивающих упражнений дети этого возраста испытывали определённые трудности: они ещё не способны расчленять движения на отдельные составляющие; слабо развитая координация не позволяет им управлять движениями отдельных частей тела: рук, ног, туловища. Очень часто дети не могут воспроизвести движение, показанное воспитателем.

Прыжки – наиболее важный показатель физической подготовленности детей. Малыши этого возраста любят прыгать. Тем не менее, результаты обследования показали, что этот вид движения детьми раннего возраста наблюдаемой группы ещё не вполне освоен.

Упражнения в ползании являются корректирующим упражнением, так как уменьшают нагрузку на позвоночник. Дети большей части обследуемой группы (третьего года жизни) ползают с большим удовольствием, быстро и уверенно.

незначительна, и каждый ребёнок выполняет упражнение в индивидуальном темпе.

Потребность что-то катать, бросать, перекладывать, выкладывать у детей этого возраста необычайно велика. Особенное внимание занимают разнообразные действия с мячом. Дети с удовольствием занимаются играми с большими геометрическими телами, строя дорожки, домики с геометрическими фигурами, выкладывая изображения домиков, цветов, машин и т.д.

1.7. Условия реализации рабочей программы, раскрывающие особенности организации педагогического процесса

Программа реализуется:

- в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребёнок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;

- в самостоятельной деятельности детей, где ребёнок может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и др.;

- во взаимодействии с семьями детей.

Срок реализации программы – 1 учебный год (с 1 сентября по 31 мая).

1.8 Целевые ориентиры освоения программы в образовательной области «Физическое развитие»

Ребёнок:

в  2,5 года – подпрыгивает, одновременно отрывая от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом. В 3 года – подпрыгивает на обеих ногах без поддержки; стоит на одной ноге в течение 10 с; уверенно бегает. Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд и т.д. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Умеет ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

- Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, свой пол, имена членов своей семьи.

- Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

2. Содержательный раздел

 2.1. Тематическое планирование работы

При планировании работы по физическому развитию детей необходимо  придерживаться принципов тематического планирования работы, учитывая лексические темы.

Лексические темы

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Октябрь

1-2

Игрушки

3-4

Фрукты - овощи

Ноябрь

1-2

Осень

3-4

Одежда, обувь осенью

Декабрь

1-2

Домашние животные

3-4

Праздник Елки

Январь

3-4

Зимняя одежда

Февраль

1-2

Зимние забавы

3-4

Дикие животные

Март

1-2

Мама

3-4

Транспорт

Апрель

1-2

Птицы

3-4

Одежда и обувь весной

Май

1-2

Посуда

3-4

Деревья, цветы

Задачи физического развития

Оздоровительные

Образовательные

Воспитательные

- охрана жизни и укрепление здоровья,

- обеспечение нормального

функционирования всех органов и систем организма;

- разностороннее физическое

совершенствование

функций организма;

повышение работоспособности 

- формирование

двигательных умений и навыков;

- развитие физических качеств;

- овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме.

- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

- разностороннее, гармоничное развитие ребёнка (умственное, нравственно-патриотическое, эстетическое, трудово)

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации раздела «Физическое развитие» рабочей программы

Оптимальное сочетание различных видов ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижными играми помогает обеспечить рациональную двигательную активность детей. Необходимо предусмотреть такое соотношение всех форм работы по физическому развитию в течение года, квартала, месяца, дня, которое способствует решению образовательных, оздоровительных, воспитательных задач в сочетании с развитием физических качеств, совершенствованием функциональной деятельности детского организма, повышением его работоспособности.

Для решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и специальных задач физического развития детей ЗПР используются различные его формы, учитывающие особенности развития наших детей.

 

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно

образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Физкультурные занятия:

Индивидуальная работа с детьми.

Подвижные игры.

Анкетирование

- классические

Игровые упражнения.

Игровые упражнения.

Консультации.

- сюжетно-ролевые,

Игровые ситуации.

Имитационные движения.

Беседы.

- тематические;

Утренняя гимнастика:

 

Совместные игры.

- музыкально-ритмические;

- классическая;

 

Участие в открытых занятиях,

- интегрированные;

- игровая;

 

физкультурных досугах,

- игровые (на основе подвижных

- музыкально-ритмическая;

 

праздниках.

игр);

- полоса препятствий;

 

Занятия в спортивных секциях.

- познавательные (фольклор,

- имитационные движения.

 

Посещение бассейна.

Олимпийское движение, и др.);

Физкультминутки.

 

Походы.

Оздоровительно-коррекционные

Динамические паузы.

 

 

занятия с включением

Подвижные игры.

 

 

корригирующей гимнастики:

Игровые упражнения.

 

 

- игровые;

Игровые ситуации.

 

 

- сюжетно-игровые;

Проблемные ситуации.

 

 

- сюжетно-ролевые.

Имитационные движения.

 

 

Общеразвивающие упражнения:

Физкультурные праздники и

 

 

- с предметами;

досуги.

 

 

- без предметов;

Гимнастика после дневного сна:

 

 

Методы физического развития

Наглядные:

•   наглядно-зрительные приемы (показ

физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);

•   наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);

•   тактильно-мышечные приемы

(непосредственная помощь воспитателя)

Словесные:

•   объяснения, пояснения, указания;

•   подача команд, распоряжений, сигналов;

•   вопросы к детям;

•   образный сюжетный рассказ, беседа;

•   словесная инструкция

Практические:

•   повторение упражнений без изменения и с изменениями;

•   проведение упражнений в игровой форме;

•   проведение упражнений в соревновательной форме

Методы реализации раздела «Физическое развитие»

 

 Практические методы

Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

Повторение упражнений

Сначала, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идёт освоение элементов техники.

Проведение упражнений в игровой форме

Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях (например, внезапные изменения ситуации по ходу игры побуждают действовать быстрее, боле ловко).

Проведение упражнений в соревновательной форме

При выполнении физических упражнений в соревновательной форме возникает особы физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм ребёнка, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т.д.).

Но соревновательный метод следует использовать осторожно. Он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей.

   Наглядные методы

К этой группе методов относятся: показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии и т.д.), имитации (подражания), зрительные ориентиры (предметы, разметка зала), звуковые сигналы.

 Словесные методы

К данной группе методов относятся следующие: название упражнений, описание, объяснение, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и другие.

В работе словесные методы сочетаются и используются вместе с практическими и наглядными. Словесные методы активизируют мышление ребёнка, внимание, память, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным. Благодаря такому сочетанию в дальнейшем легко удаётся оживить след зрительного образа движения путём оживления следа словесного обозначения (название упражнения вызывает отчётливое представление о нём). И наоборот, при наблюдении за выполнением физических упражнений оживляется след словесного обозначения. Таким образом, словесные обозначения могут быть такими же раздражителями, как и физические упражнения. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства:

- физические упражнения, эколого-природные факторы (естественные силы природы), психогигиенические факторы. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по- разному влияет на организм человека.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляют обязательное условие для решения задач физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.

Эколого-природные факторы (естественные силы природы) - солнце, воздух, вода - усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества - фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина «Д» под кожей, убивают различные микробы и охраняют человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует использовать все естественные силы природы, целесообразно их сочетая.

                        

                        

 

2.3. Отличительные особенности работы с детьми ОВЗ

Отличительными чертами работы с детьми нарушениями речи, задержкой психического развития являются следующие:

-  большее количество повторений при показе упражнений;

-  более продолжительный показ и неоднократное объяснение при показе фотографий, рисунков, схем и т.д.;

-  более длительное запоминание детьми расположения в зале зрительных ориентиров, часто замедленная реакция на звуковые сигналы;

- более длительные объяснения, описания упражнений и т.д.

2.4 Учебный план реализации раздела «Физическое развитие» рабочей программы дошкольного образовательного учреждения

 

Возрастная группа

 

Продолжительность занятия

 

Количество занятий в неделю

Младшая

 

10 минут

 

2

 2.5. Связь с другими образовательными областями

Образовательная область

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; участие в игровой деятельности, проявление заинтересованности совместной игрой, владение навыками общения со сверстниками и взрослыми, согласование в игровой деятельности своих интересов и интересов партнёров, в играх с правилами выполнение нормативных требований, в общении стремление к взаимопониманию, использование в общении общепринятых форм этикета; бережное отношение к вещам и предметам, выполнение трудовых поручений (уборка вещей и предметов на место).

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Развитие восприятия предметов по форме, цвету, величине, расположению в пространстве, развитие глазомера; понимания смысла пространственных отношений (направо, налево, кругом). Упражнения в количественном и порядковом счёте.

Проявление познавательной активности, наблюдательности, представление о сезонных изменениях в неживой природе, освоение сенсорных эталонов

Речевое развитие

Поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности: проговаривание действий и название упражнений и игр, считалок, закличек, выразительное рассказывание наизусть стихов; обсуждение пользы занятий физической культурой

Художественно-эстетическое развитие

Развитие творческой двигательной деятельности: творческих импровизаций в движении; владение техническими и изобразительными умениями при передаче художественного образа. Содействие развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений при выполнении упражнений под музыку.

2.6 Перспективное планирование по физическому развитию детей младшего возраста ОВЗ

Период

Направления работы

Педагогические

ориентиры

Содержание работы

Сентябрь

Обследование физической подготовленности детей по образовательной области «Физическое развитие».

Обследование. Наблюдение. Использование тестовых упражнений для контрольных испытаний детей данного возраста.

Участие в педагогическом совещании по итогам обследования.

Октябрь

Ходьба, бег, равновесие

Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Прыжки

Учить прыжкам на двух ногах на месте.

Катание, бросание, ловля

Побуждать детей к захвату и энергичному отталкиванию большого мяча.

Ползание и лазанье

Упражнять детей в подлезании под препятствия, не задевая их.

Построения

Побуждать к совместным действиям со взрослым и другими детьми.

Общеразвивающие упражнения

Укреплять крупные мышцы плечевого пояса, кистей рук.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

 

Ходьба и бег стайкой и врассыпную.

 

Ходьба с перешагиванием через мешочки с песком.

 

 

Прыжки на двух ногах на месте.

 

Упражнения с большим мячом (захват двумя руками с боков; держать, переносить, класть).

 

Ползание на ладонях и коленях. Подлезание под натянутую верёвку (высота 50 см).

 

Построение в круг при помощи воспитателя. ОРУ с погремушками.

Подвижные игры «К куклам в гости», «Через ручеёк».

Ноябрь

Ходьба, бег, равновесие

Приучать детей во время бега энергично размахивать руками вперёд-назад.

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Прыжки

Учить выполнять пружинистые движения в коленях при приземлении после прыжка, приземляться на переднюю часть стопы.

Катание, бросание, ловля

Развивать умение энергично отталкивать мяч вперёд- вверх.

Ползание и лазанье

Упражнять детей в ползании с перелезанием.

Построения

Побуждать к совместным действиям со взрослым и другими детьми.

Общеразвивающие упражнения

Укреплять крупные мышцы живота, спины, ног.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

 

Ходьба и бег друг за другом по краю зала.

 

Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба на носочках.

Прыжки на месте на двух ногах.

 

 

Броски большого мяча воспитателю двумя руками снизу. Перебрасывание большого мяча через шнур (высота 50 см).

 

Ползание (3 м) с перелезанием через бруски из набора «Альма».

 

Ходьба друг за другом с перестроением в круг с помощью воспитателя.

 

 

ОРУ с большим мячом.

 

Подвижные игры «Прокати мяч», «Солнышко и дождик»

Декабрь

Ходьба, бег, равновесие

Продолжать учить детей ходить и бегать друг за другом по краю зала.

Развивать функцию равновесия при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Прыжки

Приучать сочетать пружинистые полуприседания с подпрыгиванием на месте на двух ногах.

 

Катание, бросание, ловля

Побуждать выполнять энергичный бросок мяча.

Ползание и лазанье

Упражнять в подлезании под дугу, не задевая препятствие.

Построения

Учить детей построению в круг

Общеразвивающие упражнения

Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым

содержанием, несложными движениями.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба врассыпную. Ходьба по доске, лежащей на полу.

 

Полуприседания и прыжки на месте на двух ногах. Перепрыгивание через шнур, лежащий на полу.

 

Бросание маленького мяча одной рукой через шнур (высота 40 см), стоя на коленях, и ползание за мячом на ладонях и коленях.

 

Подлезание под дугу (высота 40 см).

 

 

Ходьба друг за другом с перестроением в круг с помощью воспитателя.

ОРУ без предметов, с флажками.

 

 

Подвижные игры «Догоните меня!», «Целься вернее».

Январь

Ходьба, бег, равновесие

Учить ходьбе и бегу друг за другом, врассыпную с остановкой по сигналу.

Развивать функцию равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке.

Прыжки

Упражнять в энергичном отталкивании и мягком приземлении при выполнении прыжков в обруч, из обруча в обруч.

Катание, бросание, ловля

Побуждать детей к энергичному отталкиванию при прокатывании большого мяча.

Ползание и лазанье

Учить детей ползать разными способами.

Построения и перестроения Учить детей перестраиваться в круг Общеразвивающие упражнения

Укреплять и развивать мышцы плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

 

Ходьба и бег  за воспитателем с остановкой по сигналу. Ходьба по гимнастической скамейке с поддержкой воспитателя.

 

Прыжки на двух ногах из обруча в обруч (2 обруча). Прыжки из одного обруча в другой, выпрыгивание из последнего.

 

 

«Докати мяч до стены (расстояние 2 м). Прокатывание большого мяча в ворота шириной 60 см с расстояния 1 м.

Ползание друг за другом на ладонях и коленях. Ползание на ладонях и ступнях. По возможности

 

 

Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Принеси предмет».

Февраль

Ходьба, бег, равновесие

Продолжать учить ходьбе и бегу с согласованными, свободными движениями рук и ног друг за другом, врассыпную с остановкой на сигнал.

Развивать функцию равновесия.

Прыжки

Учить прыжкам в длину с места, мягкому  приземлению.

Катание, бросание, ловля

Приучать детей использовать переход из положения сидя на пятках в положение стоя на коленях при

бросании мяча вдаль.

Ползание и лазанье

Упражнять в подлезании, не задевая препятствие.

Построения и перестроения

Продолжать учить детей перестроению в круг

Общеразвивающие упражнения

Развивать и укреплять мышцы плечевого пояса, кистей рук.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

Бросание мяча из положения стоя на коленях.

 

 

Подлезание под шнур в ограниченное пространство (между свисающими со шнура ленточками).

 

 

Перестроение в круг с незначительной помощью воспитателя. ОРУ без предметов, с флажками.

 

Подвижные игры «Мой весёлый звонкий мяч», «Поезд».

Март

Ходьба, бег, равновесие

Учить ходьбе друг за другом, врассыпную с выполнением заданий, с изменением темпа; бегу врассыпную с остановкой и подпрыгиванием.

Упражнять в умении различать действия по названию. Развивать функцию равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке; побуждать к уверенному нахождению на высоте.

Прыжки

Учить прыжкам в длину с места, мягкому приземлению.

Катание, бросание, ловля

Развивать умение при броске малым мячом придавать ему нужное направление.

Ползание и лазанье

Учить детей ползать и лазать разными способами.

Построения и перестроения

Продолжать учить детей перестроению в круг.

Общеразвивающие упражнения

Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

Подвижные игры

Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (катание, прыжки).

Ходьба друг за другом, врассыпную с выполнением заданий, с изменением темпа: «Подойдите ко мне», «Бегите ко мне», «Ползите ко мне». Бег врассыпную с остановкой и подпрыгиванием.

 

Ходьба по гимнастической скамейке и схождение с неё.

 

 

Прыжки на двух ногах через четыре последовательно расположенные гимнастические палки, через дорожку шириной 15 см.

 

Бросание маленького мяча в корзину, расположенную в кругу, вдаль одной рукой.

Подъём на первую ступеньку гимнастической лестницы и спуск с неё. Лазание по гимнастической лестнице.

Подвижные игры «Попади в воротца», «Птички в гнёздышках».

Апрель

Ходьба, бег, равновесие

Учить детей ходьбе парами, врассыпную с высоким подниманием коленей; бегу врассыпную, по краю зала. Развивать умение при ползании по гимнастической скамейке сохранять равновесие.

Прыжки

Упражнять детей в энергичном отталкивании и мягком приземлении в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд.

Катание, бросание, ловля

Приучать детей энергично отталкивать мяч при броске вдаль, выполняя замах рукой.

Ползание и лазанье

Упражнять детей в умении лазать по гимнастической лестнице.

Построения и перестроения

Продолжать учить детей перестроению в круг.

Общеразвивающие упражнения

Учить детей выполнять движения с речевым и музыкальным сопровождением.

Подвижные игры

Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия персонажей подвижных игр.

Бросание маленького мяча вдаль от плеча одной рукой.

 

 

Лазание по гимнастической лестнице.

 

 

Перестроение в круг с незначительной помощью взрослого. ОРУ с обручем, музыкально-ритмическая гимнастика «Дружба».

 

Подвижные игры «Заинька», «Птички летают».

Май

В течение первых двух недель проводится итоговое обследование физической подготовленности детей по образовательной области «Физическое развитие».

Ходьба, бег, упражнения в равновесии

Упражнять детей в ходьбе друг за другом по краям площадки, на носках, приставным шагом вперёд, в стороны. Бег друг за другом, между двумя линиями (расстояние между ними 25-30 см).

Развивать функцию равновесия, выполняя медленное кружение в обе стороны.

Прыжки

Развивать умение мягко приземляться и энергично отталкиваться одновременно двумя ногами при прыжке в длину с места.

Катание, бросание, ловля

Упражнять детей в энергичном отталкивании

большого мяча от груди руками при броске вдаль.

Закреплять умение выполнять знакомые движения в новых условиях.

Ползание и лазанье

Учить детей ползать и лазать разными способами.

Построения и перестроения

Упражнять детей в умении перестраиваться круг.

Общеразвивающие упражнения

Учить детей выполнять движения с речевым и

музыкальным сопровождением, начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием, передавать образы.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

   Пролезание в вертикально поставленные обручи из набора «Кузнечик». Перестроение в круг с незначительной помощью взрослого.

ОРУ без предметов, музыкально-ритмическая гимнастика «Мишка косолапый».

 

 

Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Лови мяч»

3. Организационный раздел

3.1 Режим двигательной активности

Форма организации

Особенности организации

Продолжительность (мин)

1

Утро

2

Зарядка

5 мин

3

Игры - хороводы

2 мин

Образовательная деятельность

4

Физическая культура

10 мин

2 раза в неделю

5

Музыка

10 мин

6

Физминутка

1 мин

7

Подвижные игры и упражнения

5 мин

8

Самостоятельная двигательная

активность

Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в

соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка)

9

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно по 5-10 мин

10

Вечер

11

Бодрящая гимнастика

-

12

Физкультурный досуг

10 мин

3.2 Щадящий режим после болезни

Прогулка

Занятия физкультурой в зале

Занятия физкультурой на улице

Сокращение прогулки на 15 минут на одну – две недели

Снижение нагрузок при проведении физических упражнений, утренней гимнастики: отмена или снижение нагрузки по бегу и прыжкам на 50%.

Освобождение от физкультуры на улице на одну – две недели.

3.3 Организация предметно-пространственной среды

Рациональная предметно-пространственная развивающая среда в физкультурном зале и групповом помещении способствует решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и задач их всестороннего гармоничного развития и формирования личности. Все предметы, используемые в педагогическом процессе, выполняют двоякую функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной двигательной деятельности, с другой – это средства для создания полноценных условий воспитания детей, их физического и психического развития. Развивающая роль развивающей среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность ребёнка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.

При организации предметно-пространственной развивающей среды для детей ОВЗ нужно учитывать плохую координацию движения детей, слабое развитие ручной и общей моторики, одновременно учитывать условия безопасности и в то же время условия, средства и возможности для стимулирования двигательной активности.

При создании предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие ведущие принципы.

Среда должна быть

- содержательно-насыщенной, развивающей;

-  трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной;

- здоровьесберегающей;

  - эстетически-привлекательной.

Предметно-развивающая среда с учётом взросления дошкольников, то есть в соответствии с возрастными особенностями их физического развития и этапами становления различных видов Физкультурно-оздоровительной деятельности наполнена следующим оборудованием.

Особенности предметно-развивающей среды для детей ОВЗ:

- различные варианты материалов по одной теме (объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);

- схемы и алгоритмы действий;

- модели последовательности рассказывания, описания;

- модели сказок.

Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

3.4 Характеристика принципов  построения   дошкольной  образовательной  среды

Название принципов

Их краткая характеристика

Принцип развития

Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип природо-сообразности воспитания

Соответствие педагогического влияния биологической  и  социальной природе  ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

Принцип психологической комфортности

Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия», модель личностно ориентированного взаимодействия, где ребенок рассматривается как субъект воспитания

Принцип взаимодействия

Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

Принцип доверительного сотрудничества

Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;

Принцип диалогического общения

Диалог как способ самоопределения партнеров по общению; - диалог как способ самообнаружения дошкольником своих смысловых позиций

в общении; -  развивающее  содержание общения.

Принцип взаимного  развивающего  влияния педагога и ребенка

Взаимная связь воспитателя и воспитуемого; творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка в ходе совместной деятельности; установление в общении пространства взаимного личностного роста воспитателя и детей.

Принцип ненасилия в воспитании

Отсутствие любых форм насилия над ребенком; обеспечение свободы ребенку в выборе содержания, форм и методов деятельности; преодоление у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности.

Принцип приоритетности развития личностно-смысловой сферы  ребенка

Воспитание образованного  и  культурного  ребенка  через приобщение к национальным  и  мировым культурным ценностям; создание гуманных условий для самореализации, самообразования, самовоспитания  ребенка ; - опора на внутреннюю мотивацию  ребенка .

Принцип культурно-деятельностный

Развитие природных задатков  ребенка  в социальноценной  и  личностно значимой деятельности; -  организация  деятельности  ребенка  в пространстве культуры.

Принцип обучения деятельности

Овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению»; обучение умению ставить цели  и  реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у  детей.

Принцип приоритетности общественного  дошкольного   образования 

Гуманистический характер содержания  дошкольного   образования; адаптивность  системы   дошкольного   образования  к индивидуальным особенностям  детей ; гибкое реагирование на социокультурные изменения  среды ;

Принцип преемственности образования

Содержательная преемственность целей, задач, содержания  и  смысловой направленности образовательной деятельности; обеспечение личностного развития воспитанника; создание единого культурно-образовательного пространства личностного развития.

Принцип здоровье-сберегающий

Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка

3.5 Взаимодействие  с семьями воспитанников с ОВЗ

 Одним из актуальных направлений в работе ДОУ является объединение усилий двух равнозначных социальных институтов, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в освоении программного материала.

Важнейшей задачей в рамках данного направления работы является определение и внедрение в практику традиционных форм взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества

      Первым этапом работы является – знакомство. Данный этап подразумевает презентацию дошкольного учреждения на общих и групповых родительских собраниях с привлечением администрации МБДОУ.

Второй этап работы – диагностический.  На этом этапе работа направлена на знакомство с семьей,  которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях, выясняется  социальный запрос на предоставление образовательных  услуг.  

Третий этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяется направление взаимодействия с конкретной семьей,  выявляются проблемы семьи, ребенка,   выбираются адекватные  способы и средства помощи и пути организации совместной деятельности,  и общения семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.
         Четвертый этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:

-теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-педагогического просвещения родителей;

-практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию.

Планирование и организация форм работы исходит из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядные, информационные, познавательные и досуговые:

Наглядные формы работы:

Разнообразноя печатная информационная  продукция для родителей. Папки передвижки, буклеты, памятки. Продуманное художественное и методическое содержание.  

Информационные формы работы:

Консультации и беседы. По своему назначению беседы могут быть ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические. Приглашая родителей на беседу, продумывается тематика и цель визита. Ознакомительные беседы организуются, как правило, по инициативе ДОУ и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты, направления работы.

Информационная беседа, представляет собой сообщение на определенную тему, по запросу родителей либо по желанию специалиста.

Рекомендации по организации воспитания и обучения, проведение досуга, безопасности ребенка в семье содержат рекомендательные беседы.

          Профилактические беседы  направлены на предупреждение     различных проблемных ситуаций:  заболеваний, семейных  конфликтов,  усугубления  сопутствующего  заболевания,  нарушения прав и интересов  ребенка.

- Консультирование (индивидуальное, коллективное). При проведении определяющих консультаций обсуждаются с родителями цели, задачи коррекционно-педагогической деятельности, достигнутые результаты или их отсутствие, дальнейший прогноз, определение совместных действий.

Направляющие консультации, в отличие от определяющих позволяют выяснить и наметить индивидуальные пути преодоления имеющихся у ребенка трудностей.

Познавательные формы работы:

Познавательные формы работы  обусловлены необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию. Это семинары, мастер-классы, родительские собрания.

 

Досуговые:

- Совместные   мероприятия – это проекты, акции, детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными   усилиями педагогов и  родителей наиболее предпочтительны родителями и педагогами.

Выбранные формы и методы работы способствуют укреплению позиции семьи как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения, качественному изменению  условий взаимодействия с родителями.

Все мероприятия способствуют создание благоприятного психологического климата, позитивных родительских чувств, необходимым в инклюзивной практике элементом по преодолению и профилактики нарушений психофизического развития воспитанников.

3.6 Список используемой литературы (электронные версии)

  1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
  2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва: Просвещение, 1983.
  3. Глазырина Л.Д., Овсянкина В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2000.
  4. Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф. 100 комплексов ОРУ с использованием стандартного и нестандартного оборудования. М.:, 2009.
  5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  6. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Вторая младшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  7. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
  8. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Физическое воспитание детей 2 – 7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой/ авт.-сост. Т. Г. Анисимова. – Волгоград: Учитель, 2010.

Для расширения профессиональной компетентности педагогов

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис Пресс, 2005.
  2. Асташина М.П. Фольклорно – физкультурные занятия и досуги с детьми 3 – 7 лет.– Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Бокатов А.И. Сергеев С.А. Детская йога.– М.: Ника-центр, 2006.
  4. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников. – М.: ВАКО, 2007.
  5. Ефименко Н. Е. Театр физического развития и оздоровления детей. – М.: Линка-пресс, 1999.
  6. Иванова Т. А. Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  8. Кузнецова М.Н., Саулина Т.В. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М.; Просвещение, 2009.
  9. Левшинов А. Йога для детей. 100 лучших упражнений для укрепления здоровья. – М.: АСТ, 2011.
  10. Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А.. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПб.: Детство – пресс, 2012.
  11. Останко Л. В. Развивающая гимнастика для дошкольников. – СПб: Литера, 2006.
  12. Останко Л. В. Сто веселых упражнений для детей. – СПб: Корона-принт, 2005.

ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ

  1. http://doshkolnik.ru/index.php Дошкольник.РФ
  2. http://doshvozrast.ru/ doshvozrast.ru
  3. http://detskieradosti.ru/ Детские радости
  4. https://sites.google.com/site/klybnayka/ Педагогический клуб «Наука и творчество»
  5. http://www.detsadclub.ru/ ДетсадКлуб.Ру
  6. http://www.firo.ru/ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования».
  7. http://www.maam.ru/ МААМ.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2021г.

Рабочая программа учителя-логопеда...

Рабочая программа 2021г.

Младшая группа...

Рабочая программа 2021г.

БЕЗОПАСНОСТЬ (младшая группа)...

Рабочая программа 2021г.

ТЕМА самообразования (Нетрадиционные техники рисования)...

Рабочая программа 2021г.

Кружковая работа...