Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики. Такая гимнастика способствует созданию благоприятного эмоционального фона, способствует длительному удержанию интереса и повышает мотивационную готовность ребенка к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Применение биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. формирование кинетического и кинестетического артикуляционного праксиса,

2. активизация работы коры головного мозга,

3.  развитие пальцевой моторики.

Данные последних лет свидетельствуют о том, что при поступлении детей в детский сад у многих выявляется общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не только согласных звуков, но и гласных звуков. К тому же, у таких детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость и, как правило, часто болеющие.

Современная логопедическая практика постоянно занята поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу логопеда и облегчить коррекционный процесс для ребенка. Поэтому наряду с общепринятыми приемами, я стала использовать биоэнергопластику, как один из методов здоровьесберегающих технологий.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Все вместе это означает, что в момент выполнения артикуляционного движения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы, тем самым движения руки помогают движениям артикуляционных органов. Другими словами, рука как бы превращается в язычок и повторяет его движения.

Преимущества данного метода - доступность (небольшие финансовые затраты), простота и в то же время вариативность, а также возможность творческого подхода. Такая гимнастика позволяет длительно удерживать интерес ребенка, повышает мотивационную готовность к занятию и поддерживает положительный эмоциональный настрой. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность, позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Биоэнергопластику я использую на этапе постановки звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях, но и при знакомстве с гласными звуками. Весь комплекс упражнений рассчитан на старший дошкольный возраст.

Правила биоэнергопластики:

  1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям 2-3  упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому взрослый и ребенок во время проведения артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка, лицом к нему.

Сначала необходимо познакомить детей с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом, без подключения рук. При этом логопед, показывая артикуляционное упражнение, сопровождает движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.

 Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы выполняемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом необходимо обращать внимание на ритмичность и четкость выполнения упражнений. Для упражнения проводятся под счет, музыку, стихотворные строки. При этом важно следит за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, чтобы движения были плавными и раскрепощенными.

Артикуляционную гимнастику с применением биоэнергопластики рекомендуется проводить в игровой форме, создавая положительный эмоциональный настрой у ребенка. Приведу несколько примеров:

  • «Бегемотик» Широко откроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5. А теперь закроем ротик, Отдыхает бегемотик!
  •  « Слонёнок» «Подражаю я слону, Губки хоботом тяну: «У-у-у!» (ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему)
  • « Лягушка» Тянем губки прямо к ушкам, Как весёлая лягушка! (пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой)
  •  “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
  •  “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
  •  “Маляр” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
  • “Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

В зависимости от возможностей конкретного ребенка и поставленных целей можно придумывать различные сказки. А для повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях я применяются игровые персонажи (например, куклы- рукавички, «Волшебные перчатки»), при этом двумя руками даю четкий образец движения. Например, логопедическая сказка «Прогулка Микки и Мауса», которые очень любили путешествовать. Однажды они проснулись и выглянули в окошечко (упражнение «Бегемотик»), посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку (упражнение «Качели»), посмотрели по сторонам налево, направо (упражнение «Часики»). И поняли, что сегодня хорошая погода для прогулки. Пошли Микки и Маус в парк и там встретили Лягушку  (упражнение «Лягушка»), Лошадку (упражнение «Лошадка»).

Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку, введение звуков в речь. Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

 Вышеназванные формы работы могут быть использованы логопедом на занятиях с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта,  а также родителями, воспитателями групп для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Литература

1. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6  лет. С-Пб, 2004

3. Овчинникова Г. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – КАРО, 2006.- 64 с.

4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....

«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...

Игра, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Систематизация речевого материала, представленного в виде игрового дидактического комплекса, позволяет незатруднительно выбирать игры, соответствующие речевым возможностям ребенка и в соответствии с з...

Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детейправильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом иуровнем развития связной речи, направленного на развитие реч...

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...