МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа) на тему

Зотова Елена Александровна

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Зотова Елена Александровна воспитатель

Детский сад «Светлячок» с. Алексеевка.

Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.

Задачи:

- познакомить родителей с понятием «Биоэнергопластика»;

-обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;

-способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по развитию у детей артикуляционной моторики.

Целевая аудитория: родители.

Место проведения: детский сад

Количество участников:6 человек.

Ход мастер- класса:

Вступление.

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребёнок умнее.

В.А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наиболее распространенным для детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики  укрепление мышц артикуляционного аппарата. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Систематические упражнения с использованием биоэнергопластики позволяют добиться следующих результатов:

  • выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
  • игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
  • ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
  • развивается память детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
  • у детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети учатся «рассказывать» руками целые истории

Образовательная деятельность с использованием артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает следующие этапы:

Первый этап: Подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков.

Способ выполнения. Повторить за педагогом, рука в упражнения не

включается.

Второй этап
Выполнение гимнастики по традиционной методике.
Способ выполнения. Повторить за педагогом, педагог включает в упражнения свою ведущую руку.

Третий этап
Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с Кваком и Квакшей.
Способ выполнения.
Повторить за педагогом, педагог включает в упражнения свою ведущую  руку с перчаткой.

Четвёртый этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием ведущей руки ребёнка).
Способ выполнения.
Повторить за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения ведущую  руку ребёнка с перчаткой. Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол вы можете в домашних условиях взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Пятый этап                                                                  

 Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием другой руки ребёнка).
Способ выполнения.
Повторить за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения другую руку ребёнка с перчаткой

Шестой этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием обеих рук ребёнка).
Способ выполнения.
Повторить за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения обе руки ребёнка с перчатками.

Седьмой этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с
биоэнергопластикой с использованием обеих рук.
Способ выполнения.
Педагог рассказывает сказку, дети самостоятельно
выполняют упражнения обеими руками.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам выполнить несколько упражнений с использованием биоэнергопластики, а затем мы с вами обыграем фрагмент сказки «Как зайчишке Тошке скучно было» на автоматизация звука «ш».

                      Сопряженная гимнастика для языка и пальцев

№ п/п

Содержание

Движения артикуляционного аппарата

Движения кистей и пальцев рук

1

На лесной опушке

«Блинчик»

Ладони, локти соединить

2

В маленькой избушке

Широкий передний край языка положить на верхнюю губу

Руки «домиком»

3

Жил-был зайчишка Тошка

«Заборчик»

«Зайчик»

4

Каждое утро мама-зайчиха пекла для него вкусные бублики

«Бублик»

Пальцы соединены, образуя круг

5

Тошка за обе щёки уплетал бублики

«Пожевывание»

Поочередное надувание щек

Пальцы рук сжимаются в кулачки и разжимаются.

6

Прихлебывал горячий чай из красивой чашечки. Ароматный запах разносился по всему лесу

«Чашечка»

Пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»

7

В гости к зайцам заглянула веселая змейка. Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке: ш-ш-ш, а после угощения благодарила: ш-ш-ш

Произнесение звука  [ш] длительно, коротко

Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук [ш], выполняется волнообразное движение руками вперед

Заключительная часть.

Результаты применения биоэнергопластики:  положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;  значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.  обеспечение успешности ребенка;  кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.  выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;  благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья

Подведение итогов.

Уважаемые родители! Сегодня вы увидели мастер-класс по использованию биоэнергопластики как эффективного средства коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.

- Прошу вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо»:

- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающегося смайлика.

- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустного смайлика.

- Спасибо Вам за активное участие в мастер - классе. В своей работе Вы можете воспользоваться предложенными буклетами.

Литература

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  3. Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М: Вентана – граф, 2015.
  4. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...

Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детейправильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом иуровнем развития связной речи, направленного на развитие реч...

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...

Тема по самообразованию: «Применение биоэнергопластики как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе....

Логомодули - как эффективная форма коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР

Ежегодно отмечается рост количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. Общее недоразвитие речи (ОНР) – одно из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, имеющих те ...

Прзентация "БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В презентации раскрывается термин Биоэнергопластика, что это за метод,  этапы образовательной деятельности с использованием артикуляционной гимнастики и метода биоэнергопластики....