Использование интерактивного оборудования и игр в развитии устной речи детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

Известно. что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей с различной речевой патологией, увеличивает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы. Одним из способов повысить эффективность коррекционной работы является использование интерактивных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_int_igr_soobshchenie.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивного оборудования и игр в развитии устной речи детей старшего дошкольного возраста

Подготовила Митракович Л.В, учитель-логопед

Март 2017

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Е. Щукина.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей с различной речевой патологией, увеличивает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

В ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Поэтому этому разделу уделяется особое внимание.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие» Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Федеральный государственный образовательный стандарт в образовательной области «Речевое развитие» предполагает достижение данной цели через решение задач, которые вы видите на слайде.

Задачи

  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

У детей, с которыми я занимаюсь, как правило нарушены все эти параметры. Работа по коррекции речевых нарушений построена мною по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Сотрудничество с родителями воспитанников.

Коррекционная деятельность ориентирована на развитие словаря, фонематических процессов, грамматического строя, в то же время способствует развитию культуры речи в ходе активного взаимодействия друг с другом.

Одним из способов повысить эффективность коррекционных занятий является использование интерактивных игр.

Интерактивные игры

• мотивируют познавательный интерес;

• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

• могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

• развивают мелкую моторику, координацию;

• повышают работоспособность головного мозга;

• готовят руку к письму.

Различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

•дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу,

•обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

•педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

 В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа.
Она осуществляется с опорой на наглядность. Для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов.

Мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения на логопедических занятиях становятся достаточно привычным явлением и неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса с детьми с нарушением речи. Информационно-коммуникационные технологии, интерактивные средства обучения, несут в себе огромные потенциальные возможности для развития ребенка с речевым нарушением.

Одним из самых прогрессивных и эффективных интерактивных средств  обучения на сегодняшний день, на мой взгляд, являются интерактивные доски и интерактивные приставки, превращающие обычную белую магнитно-маркерную доску в интерактивную.    

 В моём кабинете имеется ноутбук и проектор, которые успешно используются для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками.

Данные средства обучения значительно повышают эффективность занятия, позволяют сделать его ярче, эмоциональней, насыщенней, увлекают и заинтересовывают ребёнка,  способствуют повышению динамики коррекционного процесса, помогают детям лучше усваивать новую информацию. Дети с большим желанием работают с компьютером. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действие ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью.

Специфичной для логопедического занятия является необходимость многократного повторения речевого материала, что зачастую приводит к повышенной утомляемости ребенка, потере интереса к происходящему.  Использование проектора, ноутбука (кроме классических способов закрепления материала) позволяет использовать речевой материал с максимальной отдачей, включать его в совершенно разные по задачам, характеру представления информации и игровым действиям, задания. Для меня, как учителя-логопеда, очень важно «выжать» из каждого игрового упражнения максимум возможностей, и данное средство обучения позволяет сделать это

Где используются интерактивные игры

  • при проведении подгрупповой и индивидуальной работы с детьми:
  • при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики;
  • В коррекционной деятельности по подготовке к обучению грамоте:
  • осуществляют звуковой анализ слов,  читают  схемы, слова, предложения;
  •  подбирают и группируют картинки на заданный звук; разгадывают кроссворды, ребусы и т.д.
  •  определяют первый, последний звук в словах.
  • при развитии связной речи и формировании лексико-грамматических категорий:

Вывод: Таким образом, опыт моей работы позволяет сделать вывод. Использование интерактивных игровых технологий оказывает позитивное влияние на успешное развитие речи старших дошкольников, создаёт комфортную среду для проявления индивидуальных особенностей (ситуацию успеха), способствует развитию коммуникативных компетенций.

Литература:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. М., 1999.
  2. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР. М.: ТЦ Сфера, 2012. (Библиотека логопеда).
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
  4. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Вопросы гуманитарных наук 2004 год № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование универсального конструктора Г.В. Урадовских как средства развития устной речи детей младшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по внедрению в образовательный процесс универсального (лоскутного) конструктора, разработанного Г.В. Урадовских...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...

Использование интерактивной доски как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дети с речевыми нарушениями проявляют мало интереса к художественной литературе, их диалогическая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея б...

Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...

Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества

Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...