«Совместное планирование работы по развитию речи, формированию произношения, подготовке к овладению грамоте»
консультация по логопедии на тему

Джанкабулова Дианна Кайржановна

«Совместное планирование работы по развитию речи, формированию произношения, подготовке к овладению грамоте на 1-й период обучения» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_uchitelya_logopeda.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
  2. «Центр развития ребенка - детский сад № 19 «Василек»
  1. Консультация
  2. Тема: «Совместное планирование работы по развитию речи, формированию произношения, подготовке к овладению грамоте на 1-й период обучения»

                                               

  1.         Подготовила и провела:
  2.                                                 учитель-логопед                                                                    Джанкабулова Д.К.

Якутск 2016

 Повестка дня:

  1. Обсуждение (по результатам логопедического обследования) речевых нарушений детей, планирование работы фронтальной, в подгруппах и индивидуально.
  2. Ознакомление с речевыми диагнозами (Поставлены ПМПК и ПМПк №1 от 09.09.16г.).
  3. Составление и утверждение расписания НОД с детьми.
  4. Принятие плана совместной деятельности в  старшей логопедической группе специалистами, воспитателями, работающими в этих группах.

1. Сообщение учителя-логопеда.

  • в старшей логопедической группе- 20 детей с речевыми диагнозами: ОНР 2, 3 уровень, осл.диз.компонентом, из них 10 человек- наблюдение и лечение у психиатра, невролога, рекомендованы занятия с психологом.
  • Фронтальные, подгрупповые занятия, индивидуальные занятия будут проводиться все дни, кроме среды. В среду индивидуальные с детьми, имеющими диагнозы: ОНР 2-й уровень и дизартрический компонент. По средам консультации с родителями. Дети на индивидуальные логопедические занятия берутся с прогулки и с других занятий.
  • Логопедические группы работают по «Адаптированной программе коррекционно- развивающей работы для детей с ОНР», которая составлена в соответствии с :

1.Программой  логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»  Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.

2.Программой «Подготовка к школе детей с недостатками речи » Г.А. Каше .

3.Примерной основной общеобразовательной программой  «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е издание, исправленное и дополненное.

4.Методикой О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».

5.Методикой Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей»

6.Методикой Глухова В.П. «Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи» принята на педсовете и утверждена заведующим МДОУ «01»сентября 2016 года.

  • Перспективное планирование остаётся прежним. Задачи коррекционно- воспитательные по периодам обучения раздам отдельно.
  • Предлагаю обсудить приблизительный план совместного планирования мероприятий на 2016-17 уч.год., в который входят консультации с родителями, открытые занятия и проектная деятельность.
  • Индивидуальная работа воспитателя с детьми проводится по заданию логопеда во второй половине дня и выполнение фиксируется в «Тетради взаимосвязи»
  1. Допролнительная кружковая деятельность. Сообщение по теме инструкторов по физической культуре.
  2. Обсуждение воспитателей планирования и подгрупповой НОД с детьми логопедических групп, сообщений для родительских собраний и консультаций.
  3. Подведение итогов.

  1. Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

* подготовку к овладению диалогической формой общения;

* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке

* усвоение навыка составления короткого рассказа.

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

* закрепление правильного произношения звуков;

* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;

* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

  1. Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);

* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;

* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);

* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;

* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;

* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

  1. Третий период — апрель, май, июнь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Содержание данных занятий включает в себя:

* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);

* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);

* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);

* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;

* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);

* уточнение значений обобщающих слов;

* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;

* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

* составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;

в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);

* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);

* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);

* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:

1. усвоение звуков, в твердом и мягком звучании в прямом слоге;

2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);

3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы по развитию речи детей младшего возраста

Тематическое планирование рабоы с безречевыми детьми младшего дошкольного возраста...

Планирование работы по развитию речи у детей по возрастам

Актуальные задачи развития речи детей дошкольного возраста....

Перспективное планирование работы по развитию речи на тему "Работа со сказкой с средней, старшей и подготовительной группе"

Перспективное планирование разработано на основе  русских народных  и литературных сказок. В планировании представлена работа со сказкой на месяц, как в первую, так и во вторую  половин...

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи, формированию фонематических процессов, развитию графо-моторных навыков в подготовительной группе

календарно-тематическое планирование образовательной области речевое развитие в подготовительной группе...