Логоритмические упражнения для логопедической группы
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему

Жилинская Анна Сергеевна

С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде  всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии детей посредством сочетания слова и движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritm.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические упражнения

                                                        Дождик

Капля раз,                                Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два,                                Еще один прыжок.

Очень медленно сперва.                                4 прыжка.

А потом, потом, потом        и                         прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,                        Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли.                                Сомкнуть руки над головой полукругом,

                                                        Листья

Листья осенние тихо кружатся,                Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся.        Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,                Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят.                Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

                                                Листья

В Летнем саду листопад.                        Дети кружатся на месте.

Листья в саду шелестят.                        Приседают,    водят   руками   по

полу.

В канавке Лебяжьей купаются листья.        Снова кружатся.

Газоны от листьев дворники чистят.        Машут воображаемой метлой.

Грустные статуи в тихих аллеях.                Встают на носочки и замирают.

В тихих аллеях осенью веет.                        Снова кружатся.

Н. Нищева

                                                Туман

Туман повис клоками                                Дети присели на карточки, выполняют

в саду и во дворе,            ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.

Поймать туман руками                                Ритмично сжимают и разжимают ку-

решил я на заре,                    лачки.

Я взял его ладошкой                                Медленно крепко сжимают ку~

и крепко-крепко сжал,                лачки.

Но прыткий он как кошка.                                «Бегают» пальчиками по полу.
Он взял... и убежал.

Висит туман над речкой                                Встают,  поднимают руки  и

и дышит как живой,        качают ими из стороны в сто
рону

Как белая овечка с кудрявой головой.                Смыкают руки над головой.

И маленькие рожки на этой голове.                Показывают «рожки».

Но поутру остались лишь капли на траве...        Выполняют ритмичные прыж-

Н. Нищева                        ки на носочках.

__________________________

                                                Осенью

Вдруг закрыли небо тучи,                        Дети встают на носочки,  поднимают

вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.                Прыгают на носочках,  держа руки на

Долго дождик будет плакать,                поясе.

Разведет повсюду сляко        ть.                        Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,                                Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.

Н. Нищева

_______________________

                                                        Осень

Осень. По утрам морозы.                        Дети встают на носочки и поднимают

руки вверх, а потом приседают.

В рошах желтый листопад.                        Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Листья около березы                                Приседают, делают плавные движения

Золотым ковром лежат.                        руками перед собой влево-вправо.

В лужах лед прозрачно-синий        .                Бегут по кругу на носочках.

На листочках белый иней.                        Останавливаются, приседают.
Е. Головин

                                        Ветер и листья

Ветер по лесу летал,                                Дети бегут по кругу на носочках и взма-

Ветер листики считал.                                хивают руками.

Вот дубовый,                                                        Встают лицом в круг, загибают по одно-

Вот кленовый,                                                     му пальцу на обеих руках на каждую

Вот рябиновый резной,        строку.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                               Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил,                                      Снова бегут по кругу на носочках и взма-

Ветер с листьями дружил.                          хивают руками.

Вот дубовый,                                                      Встают лицом в круг, загибают по одно-

Вот кленовый,                                                   му пальцу на обеих руках на каждую

Вот рябиновый резной,        строку.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.                         Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок                                       Приседают, опустив руки.

Рядом с листьями прилег.                               Сидят лицом в круг и загибают по одно-

Вот дубовый,                                                     му пальцу на обеих руках на каждую

Вот кленовый,        строку.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки                           Ложатся на спину, расслабляются, за-

Тихо дремлет на тропинке.               крывают глаза.
И. Нищева

                                        За грибами

Все зверюшки на опушке                                     Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                                              Скачут вприсядку, срывают воображае-

Рыжики срывали.        мые грибы.

Лисичка бежала,                                                 Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала.        грибы.

Скакали зайчатки,                                              Скачут    стоя,    срывая   воображаемые

Искали опятки.        грибы.

Медведь проходил,                                      Идут вразвалку, затем топают правой

Мухомор раздавил.        ногой.
Н. Нищева

                                                Лягушка

На болотистой лужайке                                 Совершают прыжки на обеих ногах, при-

Забренчала балалайка.                                 сев на корточки, уперев руки в колени,

                         двигаясь по кругу друг за другом.

Стадо целое лягушек                                 Меняют направление движения.

Отдыхает на опушке.                  

«Раз, два. Раз, два.                                 Встают, поворачиваются лицом в круг,

Кваки-кваки-кваки-ква.                                 совершают прыжки вприсядку.

Мы, лягушки-попрыгушки,                          Вновь прыгают по кругу на корточках.

Молодые и старушки,

Громко квакаем в болоте.                          Опять меняют направление движения.

Где таких певиц найдете?

Раз, два. Раз, два.                                       Встают, поворачиваются лицом в круг,

Кваки-кваки-кваки-ква».                                        совершают прыжки вприсядку.

Н. Нищева

                                                Садовник

Мы вчера в саду гуляли,                Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.                Изображают, как копают яму и сажа
ют в нее куст.

Яблони белили мы                Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.

Починили мы забор,                Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор:                Стоят лицом в круг. В центр выходит

—                Ты скажи,        один ребенок. Ведут диалог.
Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

—                Дам в награду        На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых,                          по одному пальцу на обеих руках, начиная
Груш медовых,                        с больших.

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Г. Сатир

                                        Овощи

Как-то вечером на грядке                Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук                центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки,                завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:                Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,      Разбегаются,   приседают,   водящий   их

Ну а ты иди искать.                                ищет.

        

                                        Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик,                Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум!                        игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,                        Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!        

Очень яблоки любил он,                        Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум!                        рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он,                        Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,                Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум!                        месте.

И удары раздавались,        

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,                Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

                                                Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук!                        Ритмичные   удары   ребром   ладони   по

Раздается в доме стук.                        столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,                        Хватательные движения обеими руками.

Посолили                        Указательный и средний пальцы трутся

о большой.

И набили плотно в кадку.                Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке!                Отряхивают руки.

Н. Нищева


        

                                        Яблоня

-        Яблоня! Яблоня!                                Дети   идут   по  кругу,   взявшись  за руки.
Где же твои яблоки?                                В центре стоит один ребенок — «яблоня».
Заморозил их мороз?                                Дети останавливаются, на каждую строку
Или ветер их унес?                                Загибают по одному пальцу на обеих руках.
Или молния спалила?

Илиградом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?                                
Опускают руки, пожимают плечами.

-        Не морозил их мороз,                Эти слова произносит ребенок-«яблоня».

И не ветер их унес,                                Дети загибают по одному пальцу на обеих

Не спалило их огнем,                                руках, начиная с больших.
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали...

Дети оборвали!                                Дети разбегаются, ребенок-«яблоня» пыта-

Сербская песенка                ется их запятнать.

                                        За малиной

За малиной в лес пойдем,                Дети водят хоровод, взявшись за руки.

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем.        Идут по кругу, наклоняясь, как бы соби
рая ягоды.
Солнышко высоко,                        Встают лицом в круг, тянутся руками

вверх.

А в лесу тропинка.                        Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя,                        Идут по кругу, взявшись за руки.

Я годка-мал инка.

Русская народная песня

                                        По ягоды

Мы шли-шли-шли,                        Маршируют по кругу,  держа руки на

поясе.

Много клюквы нашли.                        Наклоняются,   правой  рукой   достают

носок левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,                Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать.                        Наклоняются,   левой   рукой   касаются

В. Волина                        носка правой ноги, не сгибая колен.

                                        Боровик

По дорожке шли —                                Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Боровик нашли.        

Боровик боровой                                Приседают, опускают голову.

В мох укрылся с головой.                Опускают голову еще ниже, группируются.

Мы его пройти могли,                                Вновь идут по кругу.

Хорошо, что тихо шли.

                                        Это я

Это глазки. Вот. Вот.                Дети показывают сначала на левый, потом на

правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот.                Берутся сначала за левое ухо, потом за пра-

вое.

Это нос. Это рот.                        Левой рукой показывают на нос, правой — на

рот.

Там спинка. Тут живот.         Левую ладошку кладут на спину, правую — на

живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп        .        Протягивают вперед обе руки, два раза хло-

пают.

Это ножки. Топ, топ.                Кладут ладони на бедра, два раза топают но-

гами.

Ой, устали. Вытрем лоб.         Правой ладонью проводят по лбу. Н. Нищева

019                                                Умывалочка

Мы намылим наши ручки,                Круговыми движениями трут одну ладошку

о другую. Раз, два, три. Раз, два, три.        

Два раза выполняют  по три ритмичных

хлопка.

А над ручками, как тучки,                Выбрасывают руки вверх.

Пузыри, пузыри.                        Четыре ритмичных  прыжка,  руки  на

Н. Нищева                        поясе.

                                

                                        Зубная щётка

Эта щетка для Андрейки,                По два движения указательным пальцем

правой руки вдоль левой щенки,  потом вдоль правой щечки.

Чисти зубки поскорей-ка.                Четыре движения горизонтально распо-

ложенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз.

Раз, два, три. Раз, два, три.        Движения указательным пальцем правой

руки вдоль губ.

Вот так зубки! Посмотри!                Упражнение «Улыбка».

Н. Нищева

                                        Мяч

Это мяч, круглый мяч,                        «Рисуют» руками большой круг.

Красный мяч, гладкий мяч.                Два раза «рисуют» полукруг.

Любит мячик прыгать вскачь.        Четыре ритмичных прыжка  на  обеих

ногах, руки на поясе.

Вот так мяч, круглый мяч.                «Рисуют» руками большой круг.

Н. Нищева

                                                Грузовик

Грузовик песок везет.                        Идут по кругу, изображая, что крутят руль.

Удивляется народ:                                Останавливаются,   поворачиваются   лицом   в

круг, разводят руками, делают удивленное лицо.

«Вот так чудо-чудеса,                        Два раза наклоняют голову вправо-влево.

В нем песок под небеса!»                       Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Н. Нищева

                                        Поливальная машина

Эта «тучка» на колесах                        Дети идут по кругу друг за другом, изоб-

Дождь по городу везет.                        ражая, что крутят руль.

Станут чистыми дороги,                        Идут по кругу, изображая, что подмета-

Если тучка их польет.                        ют метлой.

Н. Нищева

                                        Мчится поезд

Чух-чух! Чух-чух!                        Дети бегут по кругу друг за другом, по-

Мчится поезд во весь дух.                ложив руки на плечи впереди стоящего

ребенка.

Паровоз пыхтит.                        Первый ребенок делает круговые движе-

- Тороплюсь! — гудит. —                ним руками, согнутыми в локтях, и про-

Тороплюсь! Тороплюсь!                        износит слова паровоза.

Э. Мошковская

                                                  Шофёр

Качу,        Дети бегут по кругу и крутят вообра-

Лечу        жаемый руль.

Во весь опор.

Я сам — шофер

И сам — мотор.

Нажимаю        Останавливаются,   нажимают   правой

На педаль —        ногой на воображаемую педаль и бегут в

И машина        противоположную сторону.

Мчится вдаль.

                                Самолёт

Самолет построим сами,                        Дети бегают по группе, разведя руки в

Понесемся над лесами.                        стороны.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

А. Барто

                                 Кольца

Прокати меня, Москва,                Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

По колечку, по кольцу!

У тебя большие кольца,                Меняют направление движения.

И тебе они к лицу.

Одно кольцо Садовое,                Останавливаются,         поворачиваются

Садовое — домовое.                лицом  в круг.   Выполняют ритмичные

Там и тут, там и тут                приседания.

На кольце дома растут.

Кольцо другое, новое, —                Бегут по кругу, взявшись за руки.

Метро- метро - метровое.

По кольцу под землей                Выстраиваются «паровозиком» и двига-

Мчится поезд голубой.                ются по кругу.

Е. Аксельрод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме «Новый год»

Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме "Новый год"...

Консультация для педагогов «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы....

Картотека нейрофизиологических упражнений в логопедической группе

Картотека дыхательный, кинезиологических, упражнений на релаксацию с детьми логопедической группы...

Картотека дыхательных упражнений в логопедической группе

Картотека дыхательных упражнений в логопедической группе...

Логоритмические упражнения для подготовительной группы.

Картотека логоритмических упражнений для детей дошкольного возраста....

Конспект логоритмического занятия в логопедической группе «Человек»

Цель: преодоление заикания у дошкольников путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, с соблюдением основных педагогических принципов — последовательности, п...