Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме «Новый год»
картотека по логопедии (старшая группа)

Жадеева Наталья Валерьевна

Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме "Новый год"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме «Новый год»

1.«Один-много» упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.  Например: снеговик – снеговики, снежинка – снежинки, шар – шары, звезда – звёзды и т.д.; много украшений, нет шаров и т.д.

2.«Большой-маленький» продолжать учить образовывать существительные  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например: ёлка – ёлочка, шар – шарик, звезда – звёздочка и т.д.

3.«Что делает? Что делают?» употребление  глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени. Например: поёт – поют – танцует - танцуют и т. д.

4.«Скажи по другому» учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету. Например: дети веселятся, поют, танцуют, радуются, водят хоровод и т.д.

5.«Какая ёлочка?» упражнять в образовании уменьшительно – ласкательной формы прилагательных. Например: елочка колюченькая, пушистенькая и т.д.

6.«Скажи наоборот» составление сложносочиненных предложений с союзом,  а по образцу. Усвоение слов-антонимов. Например: шарик круглый, а шишка овальная, яблоко большое, а орех маленький, сосулька стеклянная, а снежинка бумажная и т.д.

7.«Где, куда, откуда?» упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С (СО), ПОД, ЗА и т.д. Например: шары висят  на ёлке, сняли игрушки с ёлки, подарки лежат  под ёлкой, подарки достали из мешка и т.д.

8.«Весёлый счёт» учить согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными. Например: одна хлопушка, две хлопушки, пять хлопушек, один шар, два шара, пять шаров и т.д.

9.«Кто пришёл на ёлку?» упражнение в согласовании числительных от 1 до 5 с существительными. У каждого ребёнка картинка с «гостем»; педагог показывает карточку с цифрой, а ребёнок составляет предложение по своей картинке, например: На праздник пришли 2 лисы(3 снеговика…).

10.«В лесу» упражнение в образовании и употреблении приставочных глаголов. Педагог начинает предложение, а ребёнок заканчивает его словом, похожим на слово-действие «рубить».

Лексический материал

Дед Мороз ... (срубил) елку в лесу.

Браконьеры ... (вырубили) все елки на поляне.

Папа ... (отрубил) у елки сломанные ветки.

Лесник делал ... (зарубки) на елках, которые он выбрал для праздника.

11.«Скажи правильно» упражнение в образовании прилагательных от существительных. Ребёнок слушает фразу и повторяет её правильно. В случае затруднения педагог помогает вопросом какой? (Какая? Какое? Какие?)

К нам приходил (добро) Дед Мороз. Какой к нам Дед Мороз приходил? Добрый. К нам приходил добрый Дед Мороз.

Снеговик принес (холод) сосульку. Какую сосульку принес Снеговик? Холодную. Снеговик принес холодную сосульку.

Снегурочка принесла (красота) звезду. Какую звезду принесла Снегурочка? Красивую. Снегурочка принесла красивую звезду.

12.«Назови ласково» упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: елка – елочка,      иголка – иголочка, ветка – веточка, шишка – шишечка, шар – шарик.

13.«Какое слово длиннее» развивать умение определять количество слогов в слове, (первую пару слов педагог произносит по слогам и сопровождает хлопками) снег-снежок, ёлка-хоровод, Снегурочка-снеговик.

14.«Что на елке, а что (кто) пол елкой?» закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход игры: Педагог просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.  

15.«Сложи ёлочку» научить правильно, выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.

Оборудование:  треугольники  разного размера.

Ход игры: Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).

16.«Укрась ёлочку» автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия и зрительной памяти. 

Оборудование: силуэт елочки, “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки на звуки: [С] – [З]; [Ш] – [Ж]; [Ч] – [Щ]; [Л] – [Р].

Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать для елочки шары с определенным звуком. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка вспомнить, какие картинки он запомнил.

17.«Подарки» учить определять первый звук в слове, место звука в слове, автоматизировать поставленные звуки на материале слов и фраз.

Ход игры: ребёнка просят отобрать только те подарки, в названии которых есть звук «Р» (или другой), а затем определить место звука в словах.

Словарь

Подарки: альбом, обруч, торт, книга, хомяк, лента, юла, самокат, зонт, зеркало, барабан, лошадка, расчёска, часы, щенок, домино, матрёшка, ножницы.

18. Игра-ходилка «Дружные снеговики» автоматизировать поставленные звуки, дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости.

Материал: фишки (вместо фишек можно использовать фигурки снеговиков),игральный кубик.

Ход игры: игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребёнок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твёрдый звук (например, Р), если на зелёном, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придёт к финишу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи:Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.Ход игрыДети выбирают фотогр...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»

В данном занятии, помимо основных образовательных и воспитательных, решаются такие коррекционно - развивающие задачи, как: Разитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания,...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему «Наши защитники».

В картотеке собраны игры, которые помогут педагогам и родителям при ознакомлении детей с темой "Защитники Отечества"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Новый год»

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий  по лексической теме «Новый год» для детей с ОНР в старшей группе ....

Дидактические игры на формирование грамматического строя речи. (подготовительная логопедическая группа) по лексической теме: «Новый год»

Дидактические игрына формированиеграмматического строя речи. (подготовительная логопедическая группа)  по лексической теме: «Новый год»...

Конспект логопедического занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Насекомые»

Конспект итогового логопедического занятиянепосредственной образовательной деятельности по развитию речив старшей логопедической группепо лексической теме: «Насекомые»Ход занятияСоздание м...