Методическая разработка на тему "Дидактические игры, игры-упражнения, тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе"
методическая разработка по логопедии на тему

Давыдова Татьяна Николаевна

Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описанных в методической литературе, с учетом особенностей детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nsportal.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры, игры – упражнения, тренинги

по обучению грамоте и подготовке детей к школе».

       Среди детей речевых групп значительную часть составляют дети с общим недоразвитием речи. У этих детей, помимо грубых нарушений звукопроизношения, наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, несформированность лексико-грамматического строя речи, нарушение пространственных ориентировок, зрительных представлений, недостаточная сформированность высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, что, в свою очередь, ведёт к нарушениям письма и чтения. На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».

       Речевое недоразвитие детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, которые в норме появляются в период от 2 до 5 лет, недостатки сенсомоторной сферы делают предельно сложным усвоение основ обучения грамоте и русского языка. Эти трудности особенно чётко проявляются на первоначальном этапе обучения.

       Наиболее многочисленную группу ошибок вызывает недоразвитие языкового анализа и синтеза, что проявляется на письме и при чтении в искажениях звуко-буквенной структуры слова. Дети затрудняются в делении предложений на слова, делении слов на слоги, определении количества звуков в слове. Большинству детей доступны лишь элементарные формы фонематического анализа.

       Наиболее характерными являются следующие ошибки: пропуск гласных, перестановка букв, пропуск согласных при их стечении, добавление букв; пропуски, добавления и перестановки слогов; слитное написание слов, чаще всего предлогов с другими словами, раздельное написание слов; раздельное написание приставки и корня.

       В связи с недоразвитием грамматического строя речи в связной письменной речи детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями; последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий. Наблюдаются искажения морфологической структуры слова. На уровне предложения ошибки проявляются в изменении падежных окончаний, нарушении предложных конструкций и согласования; нарушается синтаксическое оформление речи: дети пользуются самыми простыми синтаксическими конструкциями, с трудом конструируют сложные предложения, затрудняются выразить с помощью языковых средств причинно-следственные, временные, пространственные отношения. Дети не дифференцируют грамматические понятия: буква-звук, слог-слово, слог-буква, слог-слово-предложение.

       Значительное место занимают ошибки, связанные с заменой букв на основе графического сходства, что связано с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

       В связи с недоразвитием фонематического восприятия можно выделить большое количество ошибок, которые проявляются в заменах акустически близких звуков. Дети не дифференцируют звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, Р-Л, аффрикаты и компоненты, их составляющие.

       Словарный запас детей с общим недоразвитием речи беден, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, неполноценен качественно, что выражается в неправомерном сужении или расширении значений слов, неточном употреблении близких по значению слов. Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

       Таким образом, нарушение речи у детей с общим недоразвитием речи носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико-грамматического строя, связной речи.

       Звуковая сторона характеризуется несформированностью фонематического восприятия и фонематических представлений, отсутствием чётких фонематических дифференцировок, отсутствием предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

       Лексические средства и грамматический строй речи отличаются ограниченностью словарного запаса, его качественной неполноценностью и наличием аграмматизмов, что приводит к трудностям в овладении письмом и чтением.

       Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. Имеют место подмены связного высказывания односложными ответами на вопросы (одним словом) или разрозненными нераспространёнными предложениями.

       В структуре нарушений письменной речи и чтения трудно выделить дисграфию и дислексию в чистом виде. Чаще всего это комбинированные нарушения или элементы отдельных видов дисграфий. Наиболее же характерной для данной группы детей является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

       При профилактике нарушений письма и чтения в детских образовательных учреждениях и коррекции недостатков устной и письменной речи в школе необходимо вести работу по трем направлениям:

  1. Формирование звуковой стороны речи.
  2. Формирование лексико-грамматического строя языка.
  3. Формирование связной речи.

       В ДОУ и младших классах одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

       Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.

       В практике работы логопедов ДОУ и школ дидактическая игра заняла достаточно прочное место на занятиях по обучению грамоте и коррекции дисграфии. Однако в методике её проведения имеются некоторые недостатки. Наиболее существенными среди них являются следующие:

  1. Игра на деле оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
  2. Не всегда учитываются особенности детей с нарушениями речи при выработке правил игры.
  3. Не подводятся результаты игры, в связи с чем она теряет одно из своих привлекательных свойств: выявление победителя или победителей.
  4. Игра выпадает из общих целей занятия или урока, не содействует их реализации.

Смешение дидактической игры и упражнения возникает в связи с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Упускается при этом из виду тот факт, что дидактическая игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.

Так, в игре «Чей домик?» игровой задачей будет определение домика для изображённого на картинке предмета; в игре «Где спрятался звук?» - постановка фишки на соответствующий квадрат; в «Цепочке» - умение её не порвать; в «Звуковой линейке» - освобождение квадратов от закрывающей их бумажной ленты.

Учебной задачей во всех этих играх является формирование фонематического восприятия в различных его проявлениях; установление наличия изучаемого звука в слове («Чей домик?»), определение места звука («Где спрятался звук?»), выделение первого и конечного звука в слове («Цепочка»), распознавание звукового объёма слова («Звуковая линейка»).

Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Так, называя предмет, изображённый на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нём изучаемого звука, в результате чего помещают картинку в домик того или иного цвета.

Мыслительные операции, которые осуществляются детьми с ОНР, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе овладения детьми игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнение совместно с логопедом. Надо отметить, что роль педагога остаётся значительной на всём протяжении игры. Эффективность её во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Кроме того, не все дети одновременно усваивают правила, поэтому логопед продолжает помогать им в процессе игровой ситуации. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других детей, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия. Ребёнку можно помочь, если упростить материал игры, напомнить последовательность выполнения задания или сократить объём мыслительных операций. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим детям не чувствовать себя ущемлёнными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. После неоднократного возвращения к данному заданию и при накоплении опыта по дифференциации сходных предметов все дети играют без посторонней помощи.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил.

Все дидактические игры предполагают выявление победителей в лице одного ребёнка или группы. Как показала практика, значимость выигравшего коллектива правильно оценивается детьми уже в старшем дошкольном возрасте. Групповая игра-соревнование служит хорошим воспитательным средством. Так как коллектив отвечает за каждого своего члена, можно предложить, например, сильным детям помочь отстающим. Несомненно, что в организации этой работы большая роль отводится педагогу, поскольку помощь детей друг другу протекает под его контролем. Он учит и того, кто помогает, и того, кому эта помощь необходима.

Подведение итогов работы проходит при активном участии всего детского коллектива. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение игровых фишек, жетонов, медалей и т.д. Забвение этого условия ведёт к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом занятия. Так же, как и само занятие, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий.

Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описанных в методической литературе, с учётом особенностей детей с нарушениями речи.

Игры к теме «Звуки и буквы».

Звуки и буквы:

«Чей домик?»

Цель: Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры: Логопед объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названии которых есть, например, звук «л». Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображённых на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук «л» или «ль». Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой. Примерный материал: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

«Цепочка».

Цель: Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры: Один из детей (или логопед) называет слово, рядом сидящий подбирает своё слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок команды и т.д. Задача команды: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется та команда, которая дольше всех «тянула» цепочку.

«Где спрятался звук?»

Цель: Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: У логопеда набор предметных картинок. У каждого ребёнка карточка, разделённая на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идёт с гласным звуком, синяя – с твёрдым согласным, зелёная – с мягким).

Ход игры: Логопед показывает картинку, называет изображённый на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трёх квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

«Звуковая линейка».

Цель: Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование: У каждого ребёнка линейка – это две полоски картона, склеенные с трёх сторон, с четвёртой, узкой, стороны в линейку вставляется язычок, по размеру длиннее линейки. Внутренняя поверхность нижней полоски линейки окрашена в чёрный цвет. На верхней полоске вырезаны квадратики.

Ход игры: Логопед называет слово или показывает картинку. Дети, протяжно повторяя слово, произнесённое логопедом, одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся тёмный квадратик. Произнеся таким образом всё слово, ученик подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

Комментарий для логопеда: в словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твёрдые, длительные или сонорные.

Звуки гласные и согласные:

«Красное – синее».

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: Синие и красные квадратики у каждого ребёнка.

Ход игры: Логопед произносит гласный звук, дети повторяют его вслед за логопедом, поднимая красный квадратик, и отодвигая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывая отсутствие преграды при произнесении гласного звука).

При произнесении логопедом согласного звука дети поднимают синий квадратик, произносят звук, удерживая квадратик возле рта.

«Найди картинке её домик».

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: Два картонных домика с кармашками для картинок и с квадратиками на одном домике – красного цвета, на другом – синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

Ход игры: У логопеда на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображённый на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в её домик (с синим или красным квадратиком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование команд или рядов.

Звонкие и глухие согласные:

«Наоборот».

Цель: Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно произносить их.

Ход игры:

1 вариант: Логопед называет звонкий согласный – ребёнок называет парный глухой, или наоборот.

2 вариант: Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором – парные глухие (каждый ребенок по одному звуку).

Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости (звонкости). В этом случае ребёнок за правильный ответ получает два очка вместо одного.

За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.

«Магазин игрушек».

Цель: Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование: Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

Ход игры: Логопед раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы – покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за неё чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук – звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ребёнок берёт её на стол, чтобы потом, в свободное время, поиграть.

Логопед следит за тем, чтобы все дети правильно и отчётливо проговаривали слова.

Твёрдые и мягкие согласные:

«Домино».

Цель: Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по твёрдости (мягкости).

Оборудование: Домино с картинками в таком количестве, чтобы каждому ребёнку хватило по три штуки; наборное полотно.

Ход игры: Логопед берёт пластинку домино «ваза – мяч» и ставит на наборное полотно. Остальные домино перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ребёнку. Дети ищут у себя пластинку с картинкой «мяч». Кто нашёл, поднимает руку. Логопед спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове «мяч» начальный звук, определить его на твёрдость или мягкость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза – мяч, мяч – флаг». Теперь дети ищут картинку «флаг» и т.д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ребёнок, у которого осталось меньше всего пластинок домино.

Слог:

«Чудесный мешочек».

Цель: Развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: Мешочек из пёстрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры: Дети по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам.

Игра идёт как соревнование по рядам. Ряду насчитываются очки.

«Телеграф».

Цель: Развитие умения делить слова на слоги.

Ход игры:

1 вариант: Логопед говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы по очереди будете передавать их по телеграфу в другой город». Первое слово логопед называет сам, произнося его по слогам, сопровождая хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребёнок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребёнок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т.е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Ребёнок, правильно выполнивший задание или исправивший ошибку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ребята, кто был мастером и у кого больше фишек.

2 вариант: Логопед говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я не назову их, а только передам по телеграфу: отстучу количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится телеграфистом или получает флажок (по договорённости).

«Полслова за вами».

Цель: Развитие умения подбирать слова по данному слогу.

Ход игры: Логопед, обращаясь к каждому ребёнку по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ребёнок должен закончить слово, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает его товарищ. Назвав два или более слова, начинающихся данным слогом, он может ввести в игру любого из выбывших детей. Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Алфавит:

«Алфавит».

Цель: Закрепление знания алфавита.

Оборудование: У каждого ребёнка по одной – две карточки с буквами.

Ход игры: Логопед читает стихотворение:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется … (алфавит)

Дети угадывают последнее слово стихотворения. Затем они называют признаки, по которым узнали алфавит. Логопед предлагает вспомнить порядок букв в алфавите и расставить их на наборном полотне. Дети выходят к доске, когда подходит очередь тех букв, которые они имеют. Карточка с буквой ставится на наборное полотно. Когда все буквы выставлены, дети хором читают алфавит. Выигрывают все, вовремя вышедшие к доске.

«Тридцать три богатыря».

Цель: Закрепление знания алфавита.

Оборудование: Штрафные карточки.

Ход игры: Логопед предлагает загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

Дети называют отгадку и признаки, по которым они узнали алфавит. Далее логопед предлагает назвать буквы алфавита и сосчитать их. Для подсчёта называемых букв назначается контролёр. Остальные ребята по порядку называют буквы алфавита. Если кто-то не может быстро назвать следующую по алфавиту букву или называет не ту букву, он получает штрафную карточку. Эта карточка означает, что ребёнок должен повторить алфавит и рассказать его логопеду во внеурочное время.

Мягкий знак на конце и в середине слова:

«Пять названий».

Цель: Закрепление написания слов с мягким знаком; развитие умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.

Оборудование: Таблица с изображением животных.

Ход игры: Дети называют животных, затем записывают в тетрадь только пять из этих названий. Слова нужно выбрать такие, в которых звуков меньше, чем букв (только те, что оканчиваются на мягкий согласный).

Представители каждого ряда (команды) проверяют правильность выполнения правил игры рядом – соперником. Правильное выполнение поощряется индивидуальным игровым жетоном. Выигрывает тот ряд, который получил больше жетонов.

Примерный материал: лось, волк, хорь, слон, крот, олень, рысь, лев, медведь, тигр, конь, лань, носорог.

«Ромашка».

Цель: Закрепление умения объяснять орфограмму.

Оборудование: Ромашка, сделанная из цветной бумаги и картона. С обратной стороны лепестков приклеены предметные картинки, в названиях которых пишется мягкий знак (на конце и в середине слова). Лепестки легко отрываются.

Ход игры: Ромашка прикрепляется к доске. Дети по порядку выходят к доске, отрывают один лепесток ромашки, называют картинку, проговаривают слово по слогам и объясняют орфограмму.

При правильном выполнении задания ответивший ребёнок забирает лепесток к себе на парту. Выигрывает тот ряд, у которого больше лепестков.

«Игротека».

Цель: Развитие словаря детей; закрепление правописания слов с мягким знаком.

Оборудование: Различные фигуры, разделённые на квадраты (игровые поля – кроссворды).

Ход игры: Игра проводится либо индивидуально, либо коллективно. В первом случае каждый ребёнок получает листок с кроссвордом и отгадывает его, вписывая карандашом пропущенные буквы. Первые пять детей, правильно заполнившие клетки, получают поощрительный приз. Задание индивидуализируется в зависимости от возможностей детей. Если игра идёт коллективно, в виде соревнования, все команды поочерёдно заполняют на доске одинаковое число строк.

1 вариант: В клетки вписать слова, которые обозначают названия: южного дерева (пальма), танца (полька), мелкой рыбки (килька), одежды (пальто), части руки (пальцы), дороги для поездов, трамваев (рельсы).

 П

 Л

 Ь

 П

 Л

 Ь

 К

 Л

 Ь

 П

 Л

 Ь

 П

 Л

 Ь

 П

 Л

 Ь

 Р

 Л

 Ь

2 вариант: Начинай с буквы С: покрывало на стол (скатерть), куст с сильно пахнущими цветами (сирень), чтобы поймать одну рыбку, нужна удочка, а чтобы поймать сразу много рыбы, нужна … (сеть), комната, в которой только спят (спальня), что отдельно не едят, но всегда добавляют в пищу? (соль), засохший хлеб (сухарь), висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной (сосулька).

 С  

 С

 С

 С

 С

 С

 С

Сочетание гласных с шипящими:

«Отрицай».

Цель: Закрепление правописания слов с сочетаниями ча – ща.

Оборудование: Слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе.

Ход игры: Дети делятся на три группы, каждой предлагается столбик слов. Дети по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет, например: плащ – нет плаща.

Работу начинают по сигналу логопеда одновременно три группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав при этом ошибок.

Примерный материал: слова: плащ, грач, врач, мяч, ключ, борщ, лещ, меч, луч, обруч, силач, трубач, кирпич, товарищ, калач.

«Один – много».

Цель: Закрепление правописания слов с сочетаниями жи – ши.

Оборудование: Слова в единственном числе, записанные в два-три столбика, по количеству играющих групп.

Ход игры: Дети делятся на несколько равных групп. Каждой из них предлагается столбик слов. Слов в столбике столько, сколько человек в группе. Дети по порядку выходят к доске и изменяют очередное слово так, чтобы оно обозначало много предметов, т.е. записывают его во множественном числе, например: ёж – ежи. Работу начинают по сигналу логопеда одновременно все группы. Записав все слова, группы проводят взаимопроверку и исправляют ошибки. При выявлении победителя учитываются быстрота и правильность выполнения задания, а также качество работы над ошибками, обнаруженными другой командой.

Примерный материал: слова: ёж, уж, ухо, ёрш, лужа, лыжа, мышь, нож, чиж, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, стриж, шалаш, ландыш, гараж, карандаш, пляж.

«Лесенка».

Цель: Закрепление правописания слов с изучаемой орфограммой.

Оборудование: На доске помещены таблицы в количестве, равном числу команд.

Ход игры: Дети делятся на несколько групп. От каждой группы к доске по порядку выходят дети и заполняют одну пустую клетку в своей лесенке.

Побеждает та группа, которая первой «спустилась с лесенки», не сделав при этом ошибок.

                                                                                                 

Ж

 Р

 Ч

 Й

Щ

 К

 А

Ш

 Н

 А

 Ч

Ш

 К

 А

Ш  

Ш

 К

 А

 Ч

 Ч

 Е

 Л

 О

 Ч

 Й

 Н

 И

 К

                                                           

 Ч

 С

 У

Ж

 Н

 Б

 Е

Ж

 Т

 К

 У

 В

Ш

 Н

 В

Ы

 Р

 У

 Ч

 Й

 В

 С

 Т

 Р

 Е

 Ч

 Й

 И

Щ

 У

 Ч

 Л

Ы

Ж

М

Ы

Ш

 С

 Т

 У

 Ч

 С

 К

 А

 Ч

М

 А

 Л

Ы

Ш

 С

 Т

 Р

 И

Ж

Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова:

«Назови много предметов».

Цель: Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход игры: Логопед называет предмет или показывает его изображение на картинке. Ребёнок должен назвать много таких предметов и указать при этом, какую согласную букву нужно писать на конце первого слова.

Правильный ответ оценивается двумя баллами.

Примерный материал: дуб, гриб, зуб, суп, бровь, клюв, шарф, пирог, сапог, утюг, флаг, галстук, звук, фартук, год, гвоздь, дождь, ряд, отряд, след, сад, пруд, площадь, поезд, кот, мост, халат, салат, арбуз, колхоз, рассказ, лес, гараж, нож, этаж, ландыш.

«Назови большие предметы».

Цель: Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными в середине слова.

Ход игры: Логопед произносит слова с уменьшительно-ласкательным значением (называет «маленькие» предметы), а дети – родственные им слова без этого значения («большие» предметы). Подобрав родственное слово, они поясняют, какую согласную надо писать в первом случае, например: «Дубки – дубы. В слове дубки пишем букву б».

Игра может быть организована по командам или индивидуально.

Примерный материал: слова: дубки, грибки, губки, рыбка, лапка, репка, головка, канавка, островки, травка, ягодка, лошадка, берёзка, глазки, мышки, кашка.

«Лесенка».

Цель: Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

Ход игры: Дети по очереди выходят к доске и, «шагая» вниз по лесенке, на каждой ступеньке вставляют в слово пропущенную букву, предварительно подобрав проверочное слово.

 Д

 У

 Ф

 Л

 А

 О

 Б

 Р

Ы

 С

 Т

 О

 Р

 О

 Р

 А

 С

 С

 К

 А

 К

 А

 Р

 А

 Н

 Д

 А

 Н

 О

 С

 Н

 Е

 З

 А

 В

 О

 С

 У

 Г

 Р

 О

 Г

 А

 Л

 С

 Т

 У

Ю

 К

 А

 Б

 У

 К

 А

 Б

 Л

 У

 К

 А

 В

 А

 Р

 Е

 К

 А

 В

Ы

 С

 Т

 А

 К

 А

 Н

 Е

 З

 А

 Б

 У

 К

 А

 Ц

 Е

 Ь

 Г

 Р

 Я

 Ь

 Г

 В

 О

 З

 Ь

М

 О

 Р

 К

 О

 Ь

 С

 К

 А

 Т

 Е

 Р

 Ь

Разделительный мягкий знак:

«Аквариум».

Цель: Развитие умения объяснять орфограмму.

Оборудование: Аквариум, сделанный из картонной коробки или нарисованный на доске: плоские фигурки рыбок, с обратной стороны которых написаны слова с пропущенной буквой соответственно изучаемой орфограмме.

Ход игры: Дети по порядку выходят к доске, достают из аквариума рыбку и объясняют правописание слова, написанного на ней. Если ответ правильный, ребёнок забирает рыбку. В противном случае рыбку опускают обратно в аквариум.

«Лесенка».

Цель: Накопление словаря на изучаемую орфограмму; закрепление правописания слов.

Оборудование: На доске нарисована «лесенка» с пустыми клетками внутри и с буквами в первых клетках горизонтальных рядов: на верхней ступеньке прикреплена фигурка какого-либо сказочного героя, например, Буратино.

Ход игры: Логопед говорит: «Спуститься вниз по лесенке Буратино сможет только в том случае, если вы правильно запишите в клетках слова». Дети коллективно отгадывают задуманное логопедом слово, объясняют его написание и вписывают слово в клетки, после чего передвигают фигурку на одну ступеньку вниз.

 У

 В

 П

М

 О

- домики для пчёл (ульи)

- снежная буря, метель (вьюга)

- женская одежда (платье)

- насекомые – санитары леса (муравьи)

- дикое животное жарких стран, которое живёт на дереве (обезьяна)

 И

 Р

 С

 В

 Н

- мужское имя (Илья)

- огнестрельное оружие (ружьё)

- домашнее животное (свинья)

- фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье)

- плохая погода (ненастье)

Ударение. Безударные гласные в корне слова:

«Верно – неверно».

Цель: Развитие умения слышать ударный гласный в слове.

Ход игры: Логопед на доске записывает столько слов, сколько детей в группе. Игра ведётся как соревнование рядов или команд. Логопед ставит над первым словом значок ударения. Он может быть поставлен правильно или ошибочно. Представитель одного из рядов произносит слово, выделяя голосом указанный слог, и говорит, верно или неверно отмечено ударение. Если значок поставлен неправильно, слово произносится ещё раз с нужным ударением и исправляется ошибка. Такую же работу со следующим словом проводит ребёнок из другого ряда и т.д.

За каждый точный ответ ряду насчитывается два балла. Если ребёнок выполняет только одну из двух частей задания (произносит слово в соответствии со значком ударения, поставленным логопедом, или называет правильно ударный гласный), ряд получает одно очко, а второе передаётся другому ряду, дополнившему ответ.

Комментарий для логопеда: слова подбираются в два или три слога в зависимости от программных требований.

«Волшебная яблоня».

Цель: Закрепление правописания слов с безударной гласной.

Оборудование: На доске нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами я, и, а, о, е. Яблок столько, сколько детей в группе. На доске также написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной.

Ход игры: Логопед говорит: «На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове». Ребёнок выходит к доске, читает слово, говорит, какая буква пропущена, берёт яблоко, на котором написана эта буква и называет проверочное слово, доказывая верность своего выбора. Правильное выполнение задания оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: слова: глаза, вода, гнездо, грибы, пятно, мячи, весна, волна, земля, число, грачи, сосна, столы, трава, река, сестра, листок, пила.

Игры к теме «Слово».

Слова, обозначающие предметы:

«Поехали – поехали».

Цель: Развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры: Дети изображают движение поезда. Логопед называет слова. Если слово обозначает предмет, дети хлопают в ладоши – остановка. Если называется другая часть речи, дети продолжают двигаться, а логопед произносит: «Проехали мимо, поехали дальше».

Комментарий для логопеда: игра проводится в умеренном темпе. Необходимо, чтобы дети понимали причину остановки. Для лучшего осмысления логопед иногда просит доказать, почему это слово – название предмета.

«Кто? Что?»

Цель: Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим предметы.

Оборудование: Предметные картинки: стол, бабушка, паук, щётка, лампа, собака, шар, цапля, ученик, груша, книга, белка, сумка, рыба, мак, майка, кукла, ель, свекла, лента, петух, корова; карточки с вопросами «Кто это?», «Что это?»

Ход игры:

1 вариант: Доска делится на две части. В первой логопед прикрепляет карточку с вопросом «Что это?», во второй – с вопросом «Кто это?». Дети выходят по порядку к доске, берут картинку, называют предмет, изображённый на ней, и ставят к слову вопрос. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим вопросом. Выполненное задание оценивается баллами, которые получает ряд или отдельный ребёнок.

2 вариант: Логопед показывает предметную картинку. Дети поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображённый предмет.

Большая буква в именах собственных:

«Большая буква».

Цель: Закрепление правила написания большой буквы.

Оборудование: У каждого ребёнка набор сигнальных карточек.

Ход игры: Логопед предлагает детям внимательно послушать стихотворение. Дети отмечают сигнальными карточками (кладут их на парту) все правила написания большой буквы, о которых говорится в стихотворении. Далее нужно защитить каждую сигнальную карточку, т.е. объяснить, какое правило зафиксировано ею.

Выигрывает первый ребёнок, сумевший защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв – подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею.

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк,

В букве большой – уважения знак.

(Е.Измайлов)

«Сложи имена».

Цель: Закрепление правописания большой буквы в именах людей.

Оборудование: У каждого ребёнка конверт с набором слогов: Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша.

Ход игры: Дети выкладывают на столах слоги и составляют из них имена. Для этого необходимо знать, что слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова. Выигрывает тот, кто первый закончил работу.

Слова, обозначающие действия предметов:

«Кто больше».

Цель: Развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Оборудование: Картинки: кошка, ученик, воробей, корова, гусь.

Ход игры: Логопед показывает картинки, а дети подбирают слова, называющие действия изображённых на картинках предметов. Выигрывает ряд, предложивший больше слов.

«Угадай задуманное слово».

Цель: Развитие умения определять предмет по ряду характерных для него действий.

Ход игры: Логопед перечисляет ряд характерных для задуманного предмета действий. Дети должны назвать этот предмет. За правильный ответ играющий получает фишку.

Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

Например: Прыгает, летает, клюёт, чирикает – воробей. Лает, кусается, грызёт – собака.

Слова, обозначающие признаки предметов:

«Что подарил ребятам Чебурашка?»

Цель: Развитие умения узнавать предмет по его признакам.

Оборудование: Чебурашка (игрушка или его изображение), корзинка или коробка с игрушками (фруктами, учебными вещами).

Ход игры: Логопед рассказывает: «Чебурашка пришёл к нам в гости и принёс подарки». Далее логопед, не вынимая игрушки из коробки, описывает их, называя признаки каждого предмета в отдельности («красивая, голубоглазая, маленькая»). Отгадавший получает право поиграть с этой игрушкой в свободное время.

«Что из чего сделано?»

Цель: Активизация слов, обозначающих признаки предмета по материалу; умение ставить к ним вопросы.

Оборудование: Набор картинок с изображением стола, платья, коробки, стакана, тетради, гвоздя, сумки, шубы.

Ход игры: Логопед показывает картинку и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет?» Один из детей отвечает, например: «Стол сделан из дерева. Он (какой?) деревянный». Правильно ответивший получает фишку.

Дальше логопед спрашивает, какие ещё вещи (предметы) с таким признаком знают дети. Ребёнок, назвавший такой предмет, также получает фишку.

Предлог:

«Где галчонок?»

Цель: Развитие умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них.

Оборудование: Набор картинок: галчонок, деревья различных пород, скамейка, дорожка и т.п.

Ход игры: Логопед рассказывает, что в парке живёт галчонок. Он ещё маленький, и ему хочется играть. Он всё время перепрыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где находится галчонок.

Один ребёнок передвигает фигурку галчонка, а другие составляют предложения о нём. Например: «Галчонок сел на ветку», «Он поскакал под лавку», «Птичка скачет по дорожке» и т.д.

Адекватное составление предложения о местонахождении галчонка поощряется фишкой.

«Переехали на новую квартиру».

Цель: Расширение круга употребляемых предлогов; развитие умения строить предложения с предлогами.

Оборудование: У логопеда картинки с изображением предметов мебели; на доске план комнаты с обозначением двери и окна.

Ход игры: Логопед показывает картинку и спрашивает: «Где поставим этот предмет?». Ребёнок по вызову логопеда (можно играть по рядам или командами на очки) предлагает, например, поставить письменный стол у окна. Игровая фишка вручается каждому (или команде), кто правильно построил предложение с предлогом.

Родственные слова:

«Группировка слов».

Цель: Развитие умения выделять группы однокоренных слов.

Оборудование: У каждого ребёнка в конверте карточки со словами: вода, водичка, наводнение, водный, водяной, водянистый; земля, земляной, заземление, землица, подземелье, земляника; свет, светить, светло, светлый, рассвет – в произвольном порядке.

Ход игры: По сигналу дети достают из конвертов карточки и группируют их в три столбика. Кто первым правильно разложит слова, тот считается победителем.

«Горка».

Цель: Развитие навыка словообразования и подбора родственных слов.

Оборудование: У каждого ребёнка табличка

 Л

Ы

Ж

 Л

Ы

Ж

 Л

Ы

Ж

 Л

Ы

Ж

(лыжи, лыжня, лыжник, лыжница)

Ход игры: Логопед говорит: «В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах. Но оказалось, что забраться на эту горку и прокатиться с неё может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех общим, указано, надо найти лишь конец». Дети заполняют пустые клетки в своих табличках. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.

Примерный материал: сани, санки, санный, саночки; зима, зимний, зимушка, зимовать; гора, горка, горочка, гористый.

Слова с непроверяемыми написаниями:

«Поможем Незнайке».

Цель: Закрепление навыка правописания слов; развитие мыслительных операций.

Оборудование: Большая картина, где нарисован Незнайка с листом бумаги в руках; к листу прикреплены карточки со словами, в которых пропущены буквы.

Ход игры: Логопед объясняет детям, что Незнайка обращается к ним за помощью. Он не может выполнить домашнее задание. Необходимо помочь ему. Дети читают слова, называют пропущенные буквы. За каждое правильно подобранное слово дети получают игровую фишку. Затем картинка оставляется на некоторое время для запоминания, после чего убирается. Ребята по памяти записывают слова в тетради, получая один балл за каждое верно записанное слово. В конце игры все баллы и фишки подсчитываются, и выявляется победитель.

«Перекрёстки».

Цель: Активизация словаря на изучаемую тему; закрепление графического образа слов.

Ход игры: см. «Игротека» раздел «Мягкий знак на конце и в середине слова».

 О

 О

 О

 О

 О

 О

 О

 О

 О

- инструмент, которым забивают гвозди (молоток)

- инструмент, которым рубят дрова (топор)

- малина, черника, крыжовник – одним словом (ягоды)

- большой населённый пункт (город)

- овощ красного цвета (помидор)

 А

 А

 А

 А

 А

 А

 А

 А

 А

- музыкальный инструмент (барабан)

- продукт, который получают из свеклы и тростника (сахар)

- школьное помещение (класс)

- домашнее животное (баран)

- небольшое художественное произведение (рассказ)

Игры к теме «Предложение».

«Кто первый?»

Цель: Развитие умения определять количество слов в предложении.

Оборудование: У каждого ребёнка конверт с полосками из картона.

Ход игры: Логопед читает предложение из 2-3 слов. Дети на столах выкладывают его графическое изображение, выделяя начальное слово условным изображением в виде угла, вертикальная часть которого обозначает большую букву. Каждому последующему слову соответствует одна горизонтальная полоска. В конце помещают точку.

Тот ряд (или команда), который закончил работу первым, получает три очка, второй – два, третий – одно очко. Выигрывает ряд, набравший большее количество очков.

«Придумай предложение».

Цель: Развитие умения составлять предложение с заданным количеством слов.

Оборудование: Полоски бумаги с графическим изображением различных предложений (из 2, 3 и 4 слов).

Ход игры: Логопед прикрепляет на доску полоску бумаги с графическим изображением предложения. Дети придумывают предложения с соответствующим количеством слов. За правильно составленное предложение засчитывается очко.

«Составь предложение».

Цель: Формирование умения составлять предложения по опорному слову.

Ход игры: Логопед называет слово, дети каждого ряда по очереди составляют с ним предложения. Правильный ответ оценивается баллом. Предложение из пяти и более слов оценивается двумя баллами. Выигрывает ряд, набравший большее количество баллов.

Комментарий для логопеда: в качестве опорных слов можно использовать названия предметов, действий, признаков.

«Кино».

Цель: Развитие умения составлять предложения по картинке.

Оборудование: Двойной кусок картона, на котором вырезано квадратное окошко; полоска бумаги с наклеенными на неё сюжетными картинками, вставленная между картонками.

Ход игры: Логопед обращается к детям: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно посмотрите, и сделайте говорящим каждый кадр». Логопед передвигает полоску бумаги через окошко так, чтобы были видны наклеенные на неё картинки. Дети составляют предложения по картинкам. Оценивают работу друг друга ряды – соперники с точки зрения правильного порядка слов, их связи, количества.

«Где мы были, мы не скажем».

Цель: Развитие умения составлять предложения на основе демонстрируемых действий.

Ход игры: Дети одного ряда (команды) хором произносят: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» - и начинают изображать ту или иную деятельность (подметают пол, стирают бельё, копают землю и т.п.). Дети другого ряда (команды) отгадывают их действия и составляют предложения. Затем ряды меняют свои роли. Выигрывает тот ряд (команда), который успешно имитировал действия и правильно строил распространённые предложения.

«Собери предложения».

Цель: Развитие умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов.

Оборудование: У каждого ребёнка в конверте карточки трёх цветов со словами для трёх предложений (первое слово предложения написано с большой буквы, последнее слово написано вместе с точкой).

Ход игры: По сигналу дети достают из конвертов карточки и сортируют их по цвету. Затем карточки одного цвета раскладывают на парте так, чтобы получилось предложение. Кто всё сделал, поднимает руку. Логопед проверяет выполненные задания. Выигрывают первые пять детей, правильно составивших все предложения.

Комментарий для логопеда: осуществляя дифференцированный подход к детям, логопед может облегчить задание, поместив слово с предлогом на одной карточке, сократив число слов в предложении, и усложнить работу, увеличив число слов, включив имена прилагательные и др.

«Аукцион».

Цель: Развитие умения распространять предложение.

Оборудование: Деревянный молоточек.

Ход игры: Логопед предлагает детям предложение из 2-3 слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания логопед, отстукивая молоточком, произносит: «Дополнение Игоря – раз, дополнение Игоря – два, дополнение Игоря – три! Предложение закончено». Игорь объявляется выигравшим. Если до третьего удара молоточка предложение распространяется другим ребёнком, игра продолжается.  

Игры по развитию устной речи.

Игровой материал по развитию устной речи подбирается по разделам (лексическим темам), например, «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные», «Предметы быта», «Учебные вещи» и т.д.

«Эстафета»  (к разделу «Сезонные изменения в природе»)

Цель: Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простое предложение.

Оборудование: Палочка – эстафета.

Ход игры: Логопед называет какое-либо время года и отдаёт палочку одному из детей. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается двумя фишками.

В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

«Кто живёт в Африке?»  (к разделу «Животные»)

Цель: Закрепление словаря по теме «Животные»; закрепление правильного употребления окончаний существительных в косвенных падежах множественного числа.

Оборудование: Картинки с изображением животных.

Ход игры: На доске картинки с изображением животных. Логопед просит отобрать те, на которых нарисованы животные Африки.

- В Африке живут … (львы, носороги, слоны, бегемоты, крокодилы…)

- Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (доктор Айболит)

- Кого лечил Айболит? (львов, носорогов и т.д.)

- Кого вылечил добрый доктор Айболит? (слонов и т.д.)

- Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (львами, носорогами, тиграми и т.д.)

- О ком вспоминал Айболит дома? (о львах, о слонах и т.д.)

Игровой материал можно найти в следующих книгах:

  1. Ефименкова Л.Н.  «Формирование речи у дошкольников»,  Москва, 1981 г.
  2. «Игры в логопедической работе с детьми»  под редакцией В.И.Селивёрстова,  Москва, 1981  
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А.  «Учите, играя»,  Москва, 1983 г.
  4. Морозова М.Я., Петрова Е.Н.  «Грамматические игры для начальных классов»,  Москва, 1963 г.
  5. Сорокина А.И.  «Дидактические игры в детском саду»,  Москва, 1982 г.
  6. Ушаков Н.Н.  «Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах»,  Москва, 1967 г.
  7. Фомичёва М.Ф.  «Воспитание у детей правильного произношения»,  Москва, 1981 г. и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»

Этапы ознакомление  со звуковым строением слова, его звуковым анализом детей средней, старшей и подготовительной группы...

Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Обучение ...

Методическая разработка конспекта совместной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности; прививать любовь к сказкамспособствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, дог...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) . Адаптация детей к школе. (Детский сад 2100. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)

Обучение грамоте (чтение)30 занятий в год – 1 занятие в неделю(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части) Программа составлена на основе Комплек...

«Играем всей семьёй». Игры по обучению грамоте для подготовки детей к школе

laquo;Играем всей семьёй». Игры по обучению грамоте для подготовки детей к школеОбучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во мног...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...