Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) . Адаптация детей к школе. (Детский сад 2100. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Обучение грамоте (чтение)

30 занятий в год – 1 занятие в неделю

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)

 

Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

Пояснительная записка

Программа обучения грамоте дошкольников обеспечивает преемственность в обучении между дошкольным образованием и уровнем начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_3obuchenie_gramote-_chtenieg._2018.docx44.68 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте (чтение)

30 занятий в год – 1 занятие в неделю

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)

Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

Пояснительная записка

Программа обучения грамоте дошкольников обеспечивает преемственность в обучении между дошкольным образованием и уровнем начального общего образования.

Основная цель данного курса – обучение дошкольников элементам грамоты:

1. Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся.

2. Дети знакомятся со звучанием и протяжностью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов (последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам). Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку – сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Основными задачами курса являются:

1. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

2. Формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.

3. Обучение звуковому анализу слов.

4. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт детей.

5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Развитие речи играет важную роль в обучении дошкольников, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Место учебного предмета в учебном плане дополнительных платных образовательных услуг - на изучение курса «Обучение грамоте (чтение)» отводится 1 занятие в неделю. Программа рассчитана на 30 занятий (30 учебных недель).

Система оценивания и формы контроля: освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается бальным оцениванием и проведением промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.

Для достижения требуемых результатов обучения занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • различать звук, слог, слово;
  • отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
  • составлять предложения, оформлять предложение в устной речи
  • выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
  • разделять слово на слоги с использованием графических схем;
  • делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
  • определять главную мысль предложения;
  • отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.

Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения

- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

- понимать смысловое значение интонации;

- обозначать гласные звуки буквами;

- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;

- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Метапредметные результаты

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о причинах успеха в учебе;
  • интерес к учебному материалу;
  • этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа
    простых ситуаций;
  • знание основных моральных норм поведения;
  • представления о русском языке как средстве межнационального общения;
  • представления о своей этнической принадлежности.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
  • осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
  •  в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
  • первоначальному умению смыслового восприятия текста;
  •  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;
  • принимать другое мнение и позицию;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы;
  • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Содержание учебного предмета

Гласные звуки

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв а, о, у, э, ы, и.

Согласные звуки

Знакомство с классификацией звуков: согласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове. Выделение в слове согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

«Дружные» (йотированные) звуки

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Тематическое планирование

№ п/п

Названия разделов

Количество занятий

1

Гласные звуки

4

2

Согласные звуки

23

3

«Дружные» (йотированные) звуки

3

Итого

30 занятий

Календарно-тематическое планирование

(По программе –30 занятий при 1 занятии в неделю)

№ п/п

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме

Даты занятий

Плановые сроки изучения материала

Скорректированные сроки изучения материала

1 четверть– 5 часов.

Гласные звуки-4 часа.

1.

Звук [А].  Рассказ по сюжетной картинке.

Распознавать на слух новый звук в словах, определять место звука в слове. Приводить примеры слов с изучаемым звуком в начале, середине, конце слова.

Соотносить звук и букву. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Рассуждать о взаимопомощи.  Объяснять значение слова «взаимопомощь». Работать в паре: находить на сюжетной картинке предметы, в названиях которых есть новый звук, называть слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивать результаты совместной работы. Обнаруживать несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и его схемой-моделью. Исправлять ошибку.

Определять место изученной буквы на «ленте букв».

02.10.2018г.

2.

Звуки [О], [Э].

09.10.2018г.

3.

Звук [И]. Рассказ по сюжетной картинке. Звук [Ы]. Звуки [И] – [Ы].

16.10.2018г.

4.

Звук [У]. Гласные звуки.

23.10.2018г.

Согласные звуки -8 часов.

5.

Звук [М]. Слоги. Рассказ по сюжетной картинке. Звук [М']. Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их.

30.10.2018г.

2 четверть– 8 часов.

6.

Звук [Н]. Звук [Н'].

Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Слышать и различать изучаемые звуки словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слов с новыми звуками. Соотносить новые звуки и буквы, их обозначающие. Делать вывод о том, что твердый и мягкий звуки обозначаются одинаково.

06.11.2018г.

7.

Звук [П]. Звук [П']. Рассказ по сюжетной картинке.

13.11.2018г.

8.

Звук [Т]. Звук [Т'].

20.11.2018г.

9.

Звук [К]. Звук [К'].

27.11.2018г.

10.

Звук [Х]. Пересказ текста. Звук [Х'].

 Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х'].

04.12.2018г.

11.

Звук [Ф]. Звук [Ф']. Пересказ текста.

11.12.2018г.

12.

Звук [Й'].

18.12.2018г.

«Дружные» (йотированные) звуки-3 часа.

13.

Звуки [Й'О]. Звуки [Й'У].

Различать звуки. Воспроизводить звуковую форму слова по его схеме. Функция звуков [й-э], [й-о], [й-у], [й-а] (йотированные).

25.12.2018г.

3 четверть - 9 часов.

14.

Звуки [Й'А]. Пересказ текста. Звуки [Й'Э].

Различать звуки. Воспроизводить звуковую форму слова по его схеме. Функция звуков [й-э], [й-о], [й-у], [й-а]

15.01.2019г.

15.

Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А].

22.01.2019г.

Согласные звуки-15 часов.

16.

Звук [Л] и [Л']. Комбинированный рассказ. Звуки [Л'] и [Й'].

Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

29.01.2019г.

17.

Звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф']. Звонкие и глухие согласные Рассказ по сюжетной картинке.

Воспроизводить сказку по серии рисунков.

Строить собственные высказывания о любви к Родине. Определять разные значения одного слова. Определять место изученной буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

05.01.2019г.

18.

Звук [Ч']. Звук [Щ']. Рассказ по сюжетной картинке. Звуки [Ч'] и [Щ'].

12.02.2019г.

19.

Звуки [Б] и [Б']. Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П'].

26.02.2019г.

20.

Звуки [Д] и [Д']. Рассказ по сюжетной картинке. Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т'].

05.03.2019г.

21.

Звуки [С] и [С']. Рассказ по сюжетной картинке.

12.03.2019г.

22.

Звук [Ц]. Звуки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч'].

19.03.2019г.

4 четверть - 8 часов. 

23.

Звуки [Г] и [Г']. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К'].

Выделять согласные звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Составлять рассказ по иллюстрации.

02.04.2019г.

24.

Звуки [З] и [З']. Комбинированный рассказ. Звуки [З] - [С], [З'] - [С']. Свистящие согласные звуки.

09.04.2019г.

25.

Звук [Ш]. Звуки [Ш] - [С], [Ш] - [Щ'].

16.04.2019г.

26.

Звук [Ж]. Пересказ текста. Шипящие согласные звуки. Звуки [Ж] - [Ш], [Ж] - [З].

23.04.2019г.

27.

Звуки [Р] и [Р']. Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л'].

30.05.2019г.

28.

Звуки [Р] и [Р']. Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л'].

07.05.2019г.

29.

Повторение пройденного материала. Страна Азбука.

14.05.2019г.

30.

Страна азбука.

21.05.2019г.

Итого

30 часов.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция для учителя:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, "По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте (5-6 лет), Часть 3, Баласс 2016г.
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, "По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте (5-6 лет), Часть 4, Баласс 2016г.
  • Т.Р. Кислова. Методические рекомендации к частям 3 и 4 пособия "По дороге к Азбуке", Баласс 2016г.
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, Карточки для звукового и слогового анализа слов к ч. 3 и 4 пособия "По дороге к Азбуке", Баласс 2016г.

Книгопечатная продукция для обучающихся:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, "По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте (5-6 лет), Часть 3, Баласс 2016г.
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, "По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте (5-6 лет), Часть 4, Баласс 2016г.

Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов:

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от  28 .08.2018 г. №1  

Руководитель кафедры

учителей начальных классов

_________ Павлик Н.А.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_________ Лобанова М.И.

 29. 08. 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет.

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей детей. Рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы. Программа направлена на овладение ...

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе

Рабочая программа По обучению грамоте»  детей 6-7 лет2016-2017 учебный год.Воспитатель: Шишкова Е.Г.                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ З...

Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет

    Рабочая программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, занимающихся на практике речевым развитием дошкольников. Многообразие методической литера...

Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет

Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет...

Рабочая программа педагога. Старший дошкольный возраст 5-6 лет. ООП "Детский сад 2100"

Рабочая программа нацелена на создание условий развития ребенка от 5 до 6х лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих спос...

Рабочая программа по обучению грамоте детей 5-7 лет «АБВГДейка»

Рабочая программа по обучению грамоте детей 5-7 лет "АБВГДейка" разработана на основе парциальной программы Нищевой Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного возраста". Срок реализа...