Здоровье - в каждом вдохе.
консультация по логопедии по теме

Митенкова Татьяна Владимировна

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_zhizni_i_zdorove.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

   Мы все знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода.

   На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста, имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Этот материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные  здоровьесберегающие  технологии.    

   Одним из нетрадиционных  методов здоровьесбережения детей дошкольного возраста является работа над правильным дыханием - комплекс дыхательных упражнений, созданных японским ученым, профессором  Кацудзо  Ниши.

 Что значит правильно дышать? Правильно дышать – это дышать так, чтобы легкие полностью заполнялись воздухом, чтобы организм получил максимум необходимого ему кислорода. Человек рождается со знанием правильного способа дыхания. Если положить грудного ребенка на жесткую поверхность и посмотреть, как он дышит, то можно увидеть, что его животик  постоянно поднимается, а грудь остается практически неподвижной. Проходит какое-то время, и люди начинают дышать так небрежно, так поверхностно и неполно, что их дыхания недостаточно для того, чтобы быть здоровыми и счастливыми. Неправильным делают дыхание его чрезмерная частота; нос, который работает как насос, втягивая воздух извне и производя при этом слишком много шума и т.д. К. Ниши утверждает: чтобы научиться  правильно дышать, нужно взять процесс дыхания под контроль сознания. Научившись контролировать дыхание, мы получим в свои руки контроль над здоровьем организма.

   В коррекционной работе с детьми большую роль играет формирование правильного дыхания. Основа правильного дыхания – это полное дыхание, в котором участвует все тело, весь организм; это дыхание, которое способствует наилучшей вентиляции легких, кислородному обмену в организме. Известно, что основная деятельность дошкольников – игра, которая является и средством обучения. С помощью игры необходимо приступать к освоению детьми метода полного дыхания. Сначала мы выполняем подготовительные упражнения для капилляров и диафрагмы («Лодка», «Кузнечик). В качестве промежуточного этапа дети осваивают нижнее дыхание (упражнение «Наш животик»).  Выполнив все упражнения, переходим к освоению полного энергетического дыхания (упражнение «Полное дыхание»). Дети 5-7 лет очень  быстро овладевают чем-то новым, интересным, и, попрактиковавшись немного, они осваивают этот способ дыхания, при котором весь дыхательный аппарат приводится в движение. А кровь, обогащенная кислородом, начинает нести гораздо больше энергии всем органам и тканям.

   Освоив полное дыхание, ребятишки не будут совершать те ошибки, что свойственны большинству людей при привычном способе дыхания. Не надо дышать слишком часто, так как даже при редком дыхании в легкие поступает достаточное количество воздуха. Не надо шумно вдыхать воздух, так как воздух входит в носовую полость тихо и бесшумно, при этом насыщая организм кислородом и жизненной силой так, как ни один другой тип дыхания. Дышать полным дыханием –  значит быть сильным и здоровым!

   Часто я спрашиваю у детей, с хорошим ли настроением они пришли в детский сад, хотят ли, чтобы такое настроение не покидало их весь день? В ответ слышу: «Да!» Помогает нам упражнение «Хорошее настроение» из оздоровительной системы

К. Ниши.

   Исходное положение: сесть или лечь в удобную позу, закрыть глаза. Дышать полным дыханием. Прошу детей вспомнить тот момент, когда они были в хорошем настроении – в том настроении, в котором хотели бы быть и сейчас. Вспомнить, кто был с ними, какие цвета, краски, звуки окружали их тогда. Как можно более ярко представить себя в самом приятном настроении!  Все это время продолжать дышать полным дыханием. Когда этот образ в нужном настроении сформируется, нужно мысленно послать в него струю выдыхаемого воздуха. Прошу детей представить, что они вдыхают и выдыхают через этот образ. Уже 10-12 таких вдохов и выдохов помогут вернуться в то приятное состояние, о котором мечтают многие ребятишки.

   С теми детьми, которые любят драться или обижать своих товарищей, выполняю упражнение «Добрый мишка».

   Исходное положение: устроиться удобно на стуле. Сделать максимально долгий вдох через обе ноздри. Дышать тихо и спокойно! Задержать дыхание настолько, насколько возможно. Во время задержки дыхания начинаем медленно считать (но не вслух!) от 1 до 10. Если задержка дыхания на этом не закончится, продолжаем счет в обратном порядке от 10, снова до 10 и т.д. Далее начинаем медленно и тихо выдыхать – до тех пор, пока легкие полностью не освободятся от воздуха. Очень важно, чтобы вдох и выдох были полными, чтобы при вдохе легкие полностью заполнялись воздухом, а при выдохе весь воздух без остатка выходил из легких. Выполнив это упражнение, прошу детей почувствовать, как все мышцы расслабляются, во всем организме устанавливаются спокойствие и мир.

   Природа дала нам все необходимое для жизни. Она научила человека правильному дыханию – дыханию здоровья, но как часто мы забываем эти уроки. Я и мои маленькие воспитанники заново осваиваем урок дыхания. Ведь дыхание – это жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровое сердце каждому человеку

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе....

Совместная образовательная деятельность «Здоровые зубы – каждому любы»

Совместная образовательная деятельность «Здоровые зубы – каждому любы»...

АКЦИЯ «Тихий Дон – здоровье в каждый дом! Остановим - туберкулез!»

Каждый год в мире миллионы людей погибают от туберкулёза, несмотря на то, что для лечения больных уже в течение многих десятилетий существуют эффективные лекарства. Поэтому особое значение при данном ...

ЗОЖ "Маленькие секреты крепкого здоровья на каждый день"

quot;Маленькие секреты крепкого здоровья на каждый день"...

Тематическое развлечение "Здоровое питание каждый день"

Тематическое итоговое развлечение "Здорое питание каждый день" по краткосрочному проекту "Здоровое питание". Разработано для детей среднего дошкольного возраста с целью формировани...

МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ...

Мастер-класс для родителей "Здоровье в каждой ложке-здоровье в каждой крошке"

Полезные игры и упражнения для родителей с детьми по разделу "физическое воспитание"...