Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme.docx418.84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Продолжать учить  правильно произносить звуки «С,Сь» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звуков «С,С»,     Продолжать учить правильно произносить звуки «С,С» в слогах и словах, предложениях.

Учить определять наличие звука в словах, место звуков в словах;

Упражнять в правильном употреблении обобщающих терминов

 

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Фонематический   слух;  

Силу   ротового выдоха;

Зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, помогать решать трудные ситуации;

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, Положительный эмоциональный настрой на занятие;

Умение слушать и слышать педагога;

Контроль за произношением собственной речи;

Материалы и оборудование:

Картинки со звуками «С,Сь», кукла девочка, Снеговик, Снегурочка, компьютер, презентация для занятия, круги разного размера, предметные картинки (Лиса-собака, сова, сорока, стакан, кастрюля ,слива, абрикос, снег, сапоги
,автобус-самолет), снежинка для упражнения на дыхание,

Предварительная работа:

Беседы о зиме, знакомство со звуками «С,Сь», развитие фонематических восприятий.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы с тобой познакомимся с моей давней знакомой девочкой Светой. Давай поздороваемся с ней?

 Света хочет сегодня поиграть с нами, и приготовила для нас с тобой одно задание. Давай посмотрим и подумаем, о чем сегодня мы поговорим?

(Показ презентации на компьютере )

Давай посмотрим, что  приготовила Света.

( Ребенок называет каждую картинку пока идет презентация)

Снежинка

Снеговик.

Снегурочка.

Снежок.

Л о г о п е д. Ты  правильно назвал картинки. Подумай, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик,  Снегурочка, снежок.

 - Эти слова образованы от слова снег.

Л о г о п е д. Вспомни еще несколько слов, образованных от  слова снег.

(Если  трудно  выполнить задание, логопед  оказывает им помощь, продолжая просмотр презентации.)

Л о г о п е д. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под  снега?

 - Подснежники.

Л о г о п е д. Какую бабу слепили из снега?

  -Снежную.

Л о г о п е д. Каким станет парк, если его занесет снегом?

 - Заснеженным.

Л о г о п е д. Когда идет сильный снег, как мы это называем?

 - Снегопад.

Л о г о п е д.  как ты думаешь, почему сегодня занятие началось с разговора о снеге?

  Потому что наступила зима.

Л о г о п е д. Правильно. Сегодня наше занятие будет связано с зимой, а также вспомним звуки, с которыми  играли на прошлом занятии.

Света не занималась с нами ,и не знает с какими звуками мы играли. Давай вспомним и назовем их для нее.

2 Характеристика звуков   С Сь по артикуляционным и акустическим признакам:

Логопед демонстрирует картинки-символы звуков С Сь.

- Вспомни, с какими звуками мы  играли на прошлом занятии?

С,С

Перед зеркалом, когда мы произносим звук С:

-губки в свободном положении;

-язычок лежит спокойно во рту;

-горлышко « не работает».

Символ звука  С –  ...

Звук С петь нельзя, т.к. язычок создаёт преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, глухой (горлышко « не работает»), поэтому мы обозначаем звук С синим кружком.

А это символ звука Сь :

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.

Обозначение-зеленый кружок .

Молодец, Света тоже теперь знает про звуки С, С

Угадай , кто еще сегодня будет у нас в гостях:

Зимних сугробов родня….(Снеговик)

Сегодня Свете приснился сон, как будто она  подружилась со снеговиком. У снеговика случилась беда. Он должен со Снегурочкой собрать своих друзей – зверюшек на Новый год, а Снежная королева замела все пути, дорожки и снеговик не может добраться до Снегурочки, ему нужно помочь. Мы с тобой, Светой и должны выполнить задания Снежной королевы. Снеговик привёз красивые конверты, в которых находятся задания от Снежной королевы. Откроем первый конверт и узнаем первое задание.

3.Артикуляционная гимнастика (выполняется сидя перед зеркалом).

У снеговика лопата, чтобы расчистить снег, выполним упражнение «Лопаточка»  

Покажи ему, какие у тебя ровные зубы упражнение «Забор».

Во дворе высокая горка, выполним упражнение «Горка».

Убери язычок  за зубки и покажи, какие они у тебя чистые, выполним упражнение «Почистим нижние зубки».

(Показ упражнений с показом презентации )

А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок (ребёнок произносит: с – с – с). У тебя получился любимый звук снеговика.

Логопед открывает второй конверт  и называет второе задание.

4. Развитие речевого дыхания.

    Логопед достаёт из конверта снежинку и предлагает выполнить упражнение «Подуй на снежинку»,

Логопед: сядь прямо, плечи не поднимать, щёки не надувать, дуй на снежинку.

Молодец, ты правильно выполнил второе задание Снежной королевы.

5.Произнесение слогов. 

Когда утром Света проснулась и увидела за окном Снеговика из ее сна, она решила ему помочь. Но без нас ей не справится. Она пошла к нам в детский сад за помощью. Шла Света, а под ногами снег скрипит: С-С-С (аналогично мягкий звук).

Ребенок поочередно прижимает ладошки к столу и произносит звуки.

По дороге Света решила еще поиграть немного и стала лепить из снега комки . Давай мы представим, что лепим комочки и будем произносить слоги со звуками С,Сь.

Ребенок сжимает ладошки и поочередно повторяет за логопедом слоговые ряды:

Са-са-са           си-си-си

Ос-ос-ос           ся-ся-ся

Аст-аст-аст      ыс-ыс-ыс

Ост-ост-ост      сэ-сэ-сэ

6. Физминутка «Зима»

      Морозы трескучие,

      Снега сыпучие,

      Ветры вьюжные

      Метели дружные.

7. Произнесение слов.

Логопед  открывает конверт и называет следующее задание.

Посмотри, какой большой ком из снежинок получился у нас, но он не катится. Давай уберем с него все лишнее, чтобы ком получился круглый.

(На столе картинки в виде большого кома)

Помоги Свете и Снеговику, убери те картинки, в названии которых нет звуков «С,С»

(Ребенок выполняет)

8. Определение позиции звука в словах. 

Все равно, какой большой ком у нас получился! Давайте разделим его на 3 кома поменьше и выполним следующее задание Снежной Королевы.

Слова, где с и сь есть в начале слова пригодятся для одного кома, в середине слова  для другого, а в конце слова для третьего.  

(картинки заменяются кругами разной величины)

Теперь эти комки очень крепко соедини. А для этого нужно все картинки собрать парами так, чтобы слова в парах подходили друг другу:

Лиса-собака           сова-сорока

Стакан-кастрюля   слива-абрикос

Снег-сапоги        автобус-самолет

(Ребенок составляет пары, проговаривая каждое слово и называя каждую пару соответствующим обобщающим термином.)

Проверим, крепко ли соединены между собой комки? Закрой глаза, я переверну часть картинок, а тебе нужно будет вспомнить их и назвать.

(Перевернуть в каждой паре по одной картинке, ребенок восстанавливает пары)

9«Снежный лабиринт» 

У нас осталось выполнить 1 задание и тогда Снеговик попадет к Снегурочке и освободит друзей.

Логопед показывает на экран  и предлагает найти дорожку к Снегурочке. Ребёнок ищет дорогу в лабиринте при этом произносит звук (С –С – С), затем (Сь-Сь-Сь)

(на экране появляется Снегурочка)

10. Итог занятия. Ты правильно выполнил все задания Снежной королевы снеговик и Снегурочка со своими друзьями могут встретить Новый год. Они благодарят тебя за твою помощь и дарят тебе красивый праздничный султанчик. Свете тоже пора идти домой, а наше занятие подошло к концу. Кому сегодня помогли?

С кем познакомились?

Какие звуки мы сегодня повторяли? Давай их еще раз  произнесем.

 

Районный конкурс методических разработок «Организация режимных моментов в ДОУ в условиях реализации ФГОС »

МДОУ «Судский детский сад «Теремок»

Демичева Елена Сергеевна

Учитель-логопед

Номинация: «Индивидуальная работа»

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Мы со звуками «С, Сь» играем…»

Суда 2018 год.

Демичева Елена Сергеевна.

Учитель-логопед МДОУ «Судский детский сад «Теремок»

Образование средне-специальное, в данный момент закончила 2 курс ЧГУ факультет специальной педагогики и психологии , специальность :дошкольная дефектология.

Стаж работы в данном учреждении 12,5 лет . В данной должности 10 лет.

Высшая квалификационная категория.

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Список литературы.

Библиотека журнала «Логопед».

Методическое пособие «Индивидуальные логопедические  занятия с дошкольниками» - Москва 2008, ТЦ «Сфера».

Интернет ресурсы.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c6eb2e4d7a1314f269f166d2aa5cf7d1-l&n=13http://cdn6.s.kolorado.ru/products/1/13/137/137278/100_1_16_design.png

Снегурочка картинкиhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cc4768d287a9e62955983ce46c95557d-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".

В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...