"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
презентация по развитию речи на тему

Данчева Светлана Михайловна

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста» (часть-1) Воспитатель ДОУ д/с № 104 Данчева С.М.

Слайд 2

Актуальность Трудности в развитии речи детей дошкольного возраста: - скудный словарный запас; - нарушение звукопроизношения; - неумение согласовывать слова в предложениях; - нарушение связности высказывания. Несовершенное логическое мышление Нарушение внимания, памяти. Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания

Слайд 3

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? МНЕМОТЕХНИКА Цель технологии: Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, путем образования дополнительных ассоциаций.

Слайд 4

Актуальность использования приемов мнемотехники Использование наглядного моделирования : вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости ; облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 5

Задачи : 1.Способствовать развитию речи и основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; 2.Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); 3.Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения , использования средств технологии. 4.Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции; 5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 6.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; 7. Способствовать развитие мелкой моторики рук; 8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности инициативности, ответственности; 9.Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; 10.Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; 11.Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; 12.Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Слайд 6

Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания. Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное , аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.

Слайд 7

Подходы в работе с мнемотехникой : Системный –технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания; Личностный –с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка; Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои; Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога; Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить; Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире; Аксиологический – образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми. Комплексный – решение в единстве коррекционно – развивающих задач, обеспечивающих социально – личностное, речевое, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка, взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса.

Слайд 8

Принципы: 1. Принцип развивающего обучения - главной целью обучения является развитие ребенка; 2.Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования. 3.Принцип формирования функциональной системы в обход пострадавшего звена - восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение как в процессе разнообразной деятельности, так и на занятиях, опираясь на сохранные звенья, с учетом ведущей роли зрительного анализатора и контроля. Приемы мнемотехники: мнемодорожка мнемотаблица пиктограмма опорное моделирование

Слайд 9

Мнемоквадрат - это лист бумаги (квадрат), на котором схематично изображается какой - либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Мнемодорожка - схема, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация . Пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки.

Слайд 10

Виды моделей Предметная в виде физической конструкции предметов. Аналогия предмета, воспроизведение его главных частей, пропорций. Предметно-схематическая Компоненты предметов представлены при помощи предметов – заместителей и графических знаков. Графическая Обобщенно передает разные виды отношений при помощи графиков, схем, формул. Предметная модель

Слайд 11

Предметно - схематическая Модель сказки «Лиса и козёл» Условные обозначения: прямоугольник с выемкой – яма; лиса – круг (оранжевый); козёл треугольник (серый); хозяин – прямоугольник с линией (верёвка) Сравнительное описание лисы и зайца

Слайд 12

Предметно – схематическая модель ( используется при описании времён года ) Графическая модель

Слайд 13

Требования к моделям чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту; ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет; не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности; нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно. Мнемотехникой можно заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет ; Размер мнемотаблицы зависит от возраста детей: - Средний дошкольный возраст – таблицы 3х3 (9 клеток); - Старший дошкольный возраст – таблицы 4х4 (16 клеток). Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

Слайд 14

Алгоритм работы с моделями I этап. Введение элементов схем, символов. Например, обозначения: - цвета, - формы, - величины, - действия. II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий , в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален. III этап. Введение отрицаний. Например:- не большой, - не круглый, - не съедобный. IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов. V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. VIII этап. Пересказ сказки или рассказ по заданной теме . В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Слайд 15

Этапы работы с мнемотаблицами в младшем и среднем дошкольном возрасте Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах). Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

Слайд 16

Последовательность обучения старших дошкольников приемам моделирования. 1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу). 1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы. 2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации. 3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя. 4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей. 2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 1. Сообщение темы. 2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.) 3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.) Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели? 4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)

Слайд 17

3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта. 2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу. 4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности. Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний. В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель.

Слайд 18

1 этап (1-2 занятия) 1. Рассказ с элементами беседы о комаре. 2. Знакомство с готовой мнемотаблицей «Комар». 3. Пересказ с опорой на мнемотаблицу 4. Самостоятельное рисование мнемотаблицы. 2 этап ( 3 занятие) 1. Рассматривание общей схемы «Насекомые» 2. Составление мнемотаблицы о любом насекомом с использованием символов общей модели. 3. «Расшифровка» загадок. 3 этап Накопление информации о насекомых. Придумывание собственных условных обозначений. 4 этап. Использование моделей, «загадок» в различной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста» (часть-2) Воспитатель ДОУ д/с № 104 Данчева С.М.

Слайд 2

Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области. Развитие культурно – гигиенических навыков Развитие навыков самообслуживания

Слайд 3

Уход за растениями

Слайд 4

Играем с пальчиками (развитие мелкой моторики )

Слайд 5

Развитие речи Рассказывание о времени года Рассказывание о животном и растительном мире

Слайд 6

Заучивание стихотворений Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Бусы красные — рябине, Фартук розовый - осине, Зонтик желтый — тополям, Фрукты осень дарит нам. Е. Трутнева


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста» (часть-2) Воспитатель ДОУ д/с № 104 Данчева С.М.

Слайд 2

Составление описательных рассказов

Слайд 3

Работа со сказками Коллаж Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов

Слайд 4

Весна 1 .Перекодирование информации по данной таблице В 2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти. Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

Слайд 5

Отгадывание мнемозагадки

Слайд 6

Составление рассказа В Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит.



Предварительный просмотр:

«Использование приемов

мнемотехники

 для развития связной речи  детей дошкольного возраста» (часть-1)

№ слайда 1

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д.Ушинский

Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи  детей дошкольного возраста»

№ слайда 2

Актуальность : Трудности в развитии речи детей дошкольного возраста: - скудный словарный запас; - нарушение звукопроизношения; - неумение согласовывать слова в предложениях; - нарушение связности высказывания. Несовершенное логическое мышление Нарушение внимания, памяти.

Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания Образные средства сенсорные е эталоны наглядны модели, символы, знаки.

№ слайда 3

Описание слайда:

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Цель технологии: Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, путем образования дополнительных ассоциаций.

№ слайда 4

Описание слайда:

Актуальность использования приемов мнемотехники: Использование наглядного моделирования: вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости ; облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

№ слайда 5

Описание слайда:

Задачи:

1.Способствовать развитию речи и основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

2.Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

3.Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения , использования средств технологии.

4.Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

6.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

11. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

№ слайда 6

Описание слайда:

Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания.

Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.

№ слайда 7

Описание слайда:

Подходы в работе с мнемотехникой:

Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

Личностный –с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка; Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

Диалогический- процесс обучения происходит в форме диалога; Культурологическийт- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

Информационный- ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

 Аксиологический – образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект- субъектное взаимодействие с детьми.

Комплексный – решение в единстве коррекционно – развивающих задач, обеспечивающих социально – личностное, речевое, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка, взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса.

№ слайда 8

Описание слайда:

Принципы

1. Принцип развивающего обучения - главной целью обучения является развитие ребенка;

2.Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

3.Принцип формирования функциональной системы в обход пострадавшего звена – восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение как в процессе разнообразной деятельности, так и на занятиях, опираясь на сохранные звенья, с учетом ведущей роли зрительного анализатора и контроля.

Приемы мнемотехники: Мнемодорожка Мнемотаблица Пиктограмма Опорное моделирование

№ слайда 9

Описание слайда:

Мнемотехника строится от простого к сложному.

Мнемоквадрат - это лист бумаги (квадрат), на котором схематично изображается какой - либо предмет, действие или направление действия, либо признак.

Мнемодорожка - схема, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении.

Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация

Дятел, дятел дуб долбит, В щепки дерево дробит. - Дятел, в дереве дыра, Перестать давно пора! Г. Сапгир

Пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки.

№ слайда 10

Описание слайда:

Виды моделей.

 Предметная:  в виде физической конструкции предметов. Аналогия предмета, воспроизведение его главных частей, пропорций.

Предметно-схематическая: Компоненты предметов представлены при помощи предметов – заместителей и графических знаков.

 Графическая:  Обобщенно передает разные виды отношений при помощи графиков, схем, формул.

Предметная модель

 Условные обозначения к сказке «Репка»

1. Репка – жёлтый круг 2. Дед – голубой прямоугольник 3. Баба – красный прямоугольник 4. Внучка – зелёный прямоугольник 5. Жучка – коричневый прямоугольник 6. Мурка – белый прямоугольник 7. Мышка – серый прямоугольник.

Условные заместители к сказке «Заюшкина избушка»

1. Лиса – оранжевый круг 2. Заяц – белый круг 3. Волк – серый круг 4. Медведь – коричневый круг 5. Петух – красный круг 6. Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат 7. Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат Сериационный вид модели к сказке «Репка Двигательный вид модели к сказке «Заюшкина избушка»

№ слайда 11.

Описание слайда:

Предметно - схематическая

Модель сказки «Лиса и козёл»

Условные обозначения: прямоугольник с выемкой – яма; лиса – круг (оранжевый); козёл треугольник (серый); хозяин – прямоугольник с линией (верёвка)

Сравнительное описание лисы и зайца.

№ слайда 12

Описание слайда:

Предметно – схематическая модель используется при описании времён года

Графическая модель

№ слайда 13

Описание слайда:

Требования к моделям -   чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту; ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет; не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности; нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что  без модели им будет трудно.

Мнемотехникой можно заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет;

Размер мнемотаблицы зависит от возраста детей:

- Средний дошкольный возраст – таблицы 3х3 (9 клеток);

- Старший дошкольный возраст – таблицы 4х4 (16 клеток).

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

№ слайда 14

Описание слайда:

Алгоритм работы с моделями:

 I этап. Введение элементов схем, символов.

Например, обозначения: - цвета: - формы: - величины: - действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

 III этап. Введение отрицаний. Например, - не большой, - не круглый. - не съедобный.

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

 V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

 VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. Пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

№ слайда 15

Описание слайда:

Этапы работы с мнемотаблицами в младшем и среднем дошкольном возрасте

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

 Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

 Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

№ слайда 16

Описание слайда:

Последовательность обучения старших дошкольников приемам моделирования.

1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).

1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.

2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.

3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.

 4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей.

2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

1. Сообщение темы.

2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.)

3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.) Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)

№ слайда 17

Описание слайда:

3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.

1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности. Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний. В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель.

№ слайда 18

Описание слайда:

1 этап (1-2 занятия)

Рассказ с элементами беседы о комаре. Знакомство с готовой мнемотаблицей «Комар».

3. Пересказ с опорой на мнемотаблицу

 4. Самостоятельное рисование мнемотаблицы.

2 этап (3 занятие)

1. Рассматривание общей схемы «Насекомые»

2. Составление мнемотаблицы о любом насекомом с использованием символов общей модели.

3. «Расшифровка» загадок.

3 этап 1.Накопление информации о насекомых. Придумывание собственных условных обозначений.

 4 этап. 1. Использование моделей, «загадок» в различной деятельности.

«Использование приемов

мнемотехники

 для развития связной речи  детей дошкольного возраста» (часть-2)

№ слайда 2

Описание слайда:

Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области. Развитие культурно – гигиенических навыков

Развитие навыков самообслуживания

№ слайда 3

Описание слайда:

Уход за растениями

№ слайда 4

Описание слайда:

Играем с пальчиками (Развитие мелкой моторики)

№ слайда 5

Описание слайда:

Развитие речи Рассказывание о времени года

Рассказывание о животном и растительном мире

№ слайда 6

Описание слайда:

Заучивание стихотворений

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные — рябине,

Фартук розовый - осине,

Зонтик желтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам. Е. Трутнева

Заучивание скороговорок

 «Использование приемов

мнемотехники

 для развития связной речи  детей дошкольного возраста» (часть-3)

№ слайда 2

Описание слайда:

Составление описательных рассказов

№ слайда 3

Описание слайда:

Работа со сказками

Коллаж

Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов

№ слайда 4

Описание слайда:

Весна

1.Перекодирование информации по данной таблице

Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти

№ слайда 5

Описание слайда:

Отгадывание мнемозагадки

Составление предложений  

№ слайда 6

Описание слайда:

Составление рассказа    

Заучивание стихотворений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Использование мнемотехники для повышения уровня связного речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Цель проекта: повысить уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста, используя метод мнемотехникиЗадачи:определить научно-теоретические основы проблемы развития связной речи у дош...

Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста».

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста»....