"Развитие связной речи с использованием наглядного материала в старшем дошкольном возрасте"
план-конспект по развитию речи на тему

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_osnovnoy.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Аленушка»

Опыт работы

«Развитие связной речи детей

с использованием наглядного материала в старшем дошкольном возрасте»

                                                         Воспитателя

                                                   Ридецкой

                                                                        Виктории Сергеевны

                                                 10 разряд

Содержание

Введение                                                                                                         3

  1. Литературный обзор                                                                                 5
  1. Развитие речи в старшем дошкольном возрасте                                   5
  2. Рассказывание по картинам                                                                     6
  3. Пересказ литературных произведений                                                  11
  4.  Пересказ с использованием мнемотехники                                         15
  1. Практическая часть                                                                                  19
  1. Работа с детьми                                                                                       19
  2. Работа с родителями                                                                               22

Литература                                                                                                     23

Приложения                                                                                                   24


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированное зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Необходимо помнить, что пересказ — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

Научить ребенка пересказу является важным этапом в развитии связной речи, поэтому данная проблема была выбрана в качестве темы по самообразованию.

Целью данной работы является развитие речи с использованием наглядного материала.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. учить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создать внутренний план высказывания, связный речевой замысел;
  2. формировать элементарные представления о структуре текста (начало, середина, конец);
  3. развивать умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавливать рассказ;
  4. учить использовать для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Практическая значимость

Наряду с основными задачами обучение пересказу поможет развить и активизировать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление, а так же опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности.

1. Литературный обзор

1.1 Развитие речи в старшем дошкольном возрасте.

Одна из первостепенных задач в речевом развитии старшего дошкольника – обучить его рассказыванию. Для этого подходят разные виды занятий: рассказывание по картинкам, серии сюжетных картин. Рассказывать можно об игрушках и других предметах, сочинять небольшие сказки о любимом литературном герое. Не забудем и о пересказе. Старшие дошкольники пересказывают текст целиком, по частям,  по ролям, участвуют в его драматизации.

Очень важно пробудить у дошкольника внимание и интерес к звучащему слову. Необходимо   проводить упражнения и игры на подбор родственных слов, образование сравнительной степени прилагательных  (слаще, красивее, наряднее), на подбор прилагательных к существительным, точно и образно характеризующих предмет, на подбор глаголов к существительным.

Нельзя забывать в этой возрастной группе о словарной работе: активизации употребления антонимов, синонимов, омонимов в речи. Хороши для этого разнообразные игры.

Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. По отношению к младшим дошкольникам это допустимо, а старшим детям необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. Стимулом может стать поездка за город, поход в музей. Впечатления от посещения театра или новая игра. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора. Взрослым нужно научиться слушать его, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи — пересказом и рассказом.

Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

1.2 Рассказывание по картинам

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы» и др.), так и сюжетные картины («Наша Таня», «Зимние развле чения», «Новенькая» и др.).

М. М. Копииа выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1) составление описательного рассказа по предметной картине;

2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3) придумывание повествователь ного рассказа по сюжетной картине;

4) составление рассказа по по следовательной сюжетной серии картинок;

5)составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечисле нием предметов, отдельных их свойств и действий, что объясняется малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенная переход от занятий номенклатурного' характера, когда дети пе речисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы. Цель ее — выяснить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины.

Можно ввести рассказывание по плану.

В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к со ставлению рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свои словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описатель ного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картинок. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии. Формирующееся при этом умение составить рассказ по готовой канве (в картинках дана последовательность действий и вся ситуация от начала до конца) помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные задачи, зависящие от содержания картины:

1) учить детей правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.;

3) учить составлять связный рассказ по картине;

4) активизировать и расширять словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить).

 В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы на блюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).

Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. Руководящая роль воспитателя при этом очень велика — он помогает понять и правильно выполнить задание: «Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине оно не нарисовано».

Рассказ-образец педагога, предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит средством для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать. Воспитатель требует не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему. Используются литературные образцы.

Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и не заметной для детей. Это дает им возможность высказаться об остальном. На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии картинок, где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета.

В старшей группе целесообразно использовать и серии картинок на юмористические темы (Л. Бондаренко, А. Дементьева). Самое главное в руководстве такими занятиями — помочь детям разо браться в комической ситуации: почему это смешно?

Совершенствованию умения рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы: составление коллективного рассказа — начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.

Можно составить и коллективный рассказ по картине. Один ребенок придумывает, что происходило с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картине, третий придумывает последующие действия, поступки и приключения героев. Надо обязательно напоминать детям, чтобы они не повторяли уже рассказанных событий. Можно включить в такие занятия момент соревнования: рассказ какой группы окажется самым интересным? На этих занятиях важно обучать детей и умению оценивать рас сказы товарищей как по содержанию, так и по форме, замечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, которые предшествовали изображенному. Это развивает связную речь, закрепляет навыки свободного владения словом.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом следует ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить им две или несколько картин (уже виденные и даже новые) и поставить задачу — придумать рассказ по любой картине. Это даст им возможность выбрать наиболее ин тересное для них содержание, а тем, кто затрудняется, — уже зна комый сюжет, по которому легко составить рассказ. Такие занятия развивают самостоятельность и активность, воспитывают чувство уверенности в своих силах.

В старшей и подготовительной группах продолжается рабо та по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

Наряду с выделением и характеристикой самого существен ного нужно учить замечать детали, передавать фон, пейзаж, со стояние погоды и т. д. Воспитатель учит детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием — анализ рассказа педа гога. Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?», «Чем мой рассказ отличается от рассказа Алеши?», «Как я расска зала о времени года, изображенном на картине?»

Постепенно старшие дошкольники учатся дополнять свои рассказы по картине описанием изображенного пейзажа, состояния погоды и т. д. Вот, например, начало рассказа Марины (6 лет) по картине «Вот так покатался!»: «На этой картине нарисована зима. День солнечный и холодный. А небо все разноцветное. Это от солнышка оно так светится...»

Введение в рассказ по картине подобных небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется в подготовительной к школе группе.

Для лучшего понимания и определения художественного замысла той или иной картины хорошо использовать музыку, поэтические произведения. Это, с одной стороны, вызывает более пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания определения, эпитеты, меткие сравнения и метафоры. Например, можно использовать стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина о природе, отдельные пьесы из «Времен года» П. И. Чайковского, русские народные песни и мелодии.

Помогает понять настроение картины и такой методический прием: воспитатель спрашивает детей о том, какое бывает у них настроение, когда они играют в снежки, когда мамы нет дома, когда пришел врач делать укол и т. п. Подобные конкретные ситуации, близкие опыту детей, позволяют подводить их к более точным определениям человеческого настроения (веселое, живое, радостное, задумчивое и т. п.).

Большое значение имеет рассказ-образец воспитателя или литературный образец.

Постепенно у детей формируется умение правильно чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своем рассказе, развивается образность речи.

В подготовительной к школе группе возможно рассматривание и описание натюрмортов. Воспитатель вывешивает несложную картину с изображением посуды, цветов, фруктов и «делает» эту картину на столе, разложив соответствующие предметы (заранее подобранные) примерно так, как они нарисованы на картине. Затем «натюрморт» составляют дети. Одновременно идет описание «натюрморта»: называются цвет, сочетание красок, описывается фон, форма предметов, затем все это сравнивается с картиной.

Рассматривание «натюрморта на столе» помогает детям правильно определить разные свойства и признаки предметов, расширяет круг конкретных представлений об их эстетических каче ствах.

Постепенно дошкольники подходят к самостоятельному опи санию натюрмортов.

1.3 Пересказ литературных произведений

В детском саду проводятся занятия по пересказу литературно-художественных  произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.

Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность

Пересказ — это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Мы останавливаем ребенка и возвращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают их речевые умения.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования к ним

  1. высокую художественную ценность,
  2.  идейную направленность;
  3. динамичность,
  4. лаконичность и вместе с тем
  5. образность изложения;
  6. четкость и последовательность развертывания действия,
  7. занимательность содержания.
  8.  доступность содержания литературного произведения и его объем.

Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, небольшие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки. В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ (Приложение 1).

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются следующие задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Детям предлагаются более сложные, длинные произведения, рекомендуют использовать отрывки из рассказов, захватывающих детей интересным содержанием

Педагог способствует развитию речевой активности, самостоятельности всех детей. На первых занятиях можно вызывать тех детей, которые изъявляют желание пересказать литературный текст, но в дальнейшем надо следить, чтобы каждый ребенок учился пересказывать

В подготовительной к школе группе можно подвести детей к пересказу описательных текстов.

Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей — учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи.

В детских дошкольных учреждениях практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие виды, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица), пересказ по аналогии (с заменой героя, места и времени действия), пересказ фрагментов, инсценированный пересказ.

Если рассказ или сказка по объему небольшие, то ребенок пересказывает текст целиком. Более длинное произведение можно рассказывать по частям (воспитатель заранее намечает логически завершенные отрывки). Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задавать вопросы (их тоже намечают заранее). Е. И. Тихеева, признавая пользу вспомогательных вопросов, предостерегает воспитателей от их чрезмерного количества. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда — необходимое слово, точно передающее смысл сооб щаемого.

Кого сначала вызывать для пересказа — детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает воспитатель. Выбор зависит от трудности литературного текста, от конкретных задач, поставленные на данном занятии, и от индивидуальных особенностей детей. Так, если текст небольшой по объему и простой по содержанию и форме, можно сначала вызвать более слабых.

Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия. Можно также позаниматься с ними на прогулке пли в вечернее время.

При обучении старших дошкольников пересказу художественных произведений вводятся новые виды занятий:

 а) пересказ по готовому плану, составленному пли одним воспитателем, или совместно с детьми;

б) пересказ по выбору детей, когда из двух-трех знакомых произведений одно они пересказывают по своему желанию;

в) пересказ в лицах или драматизация произведения.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проведение таких обсуждений методически сложно и требует большого такта от воспитателя, знания индивидуальности детей. Сложность заключается еще и в том, что дети должны держать в памяти все рассказы, поэтому хорошо, если педагог запишет их, а перед обсуждением некоторые прочтет. Проведение обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

1.4 Пересказ с использованием мнемотехники

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания»), — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам назва ний цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

Однако для повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов мнемотехники имеет лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием — развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия — умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями»

Занятия по развитию речи с элементами мнемотехники помогут научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы, а детям — легче и прочнее осмысливать и усваивать изучаемый материал, используя различные способы запоминания (мнемотехнические приемы). С целью наилучшего усвоения материала, предложенного в этих занятиях, можно поставить перед педагогами следующие задачи.

Задачи на развитие связной речи:

  1. Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на их предшествующий опыт, а также по предметной картине, по серии картин. Учить пересказывать текст по коллективно составленному плану, используя схему-модель как по цепочке, так и индивидуально; придумывать свой конец к составленному на занятии описательному рассказу; составлять план описательного рассказа с помощью воспитателя, по аналогии, самостоятельно.
  2. Учить детей давать полные ответы на вопросы о птицах, животных, растениях; объяснять содержание сюжетных картин.
  3. Обогащать лексику детей родственными словами, синонимами, антонимами (предметами, признаками, действиями); образными признаками (эпитетами); сравнениями. Тренировать детей в подборе слов-признаков и слов-действий к предметам; учить их согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
  4. Развивать общие речевые навыки: дыхание, темп и ритм речи, координацию речи детей с движением. Развивать мелкую моторику детей.

Воспитатель участвует в занятии на правах друга, партнера детей, он должен видеть каждого ребенка и помогать ему по необходимости, не забывая при этом о целях, о поставленных обучающих задачах.

Необходимо стремиться к тому, чтобы на занятии трудились все дети, даже те, которые выполняют пассивную роль слушате лей. Им предлагается участвовать в качестве учителей или друзей, которые замечают речевые и логические ошибки, дополняют рассказы своих товарищей, или доброжелательно, в тактич ной форме, исправляют их. Выступающие с пересказом дети отмечают тех, кто внимательно, доброжелательно слушал их.

Педагогу не стоит перебивать детей, исправлять их во время высказываний и пересказа. Лучше, чтобы возможные ошибки заметили и исправили другие дети, гости-куклы или же сделать это в конце занятия, после общей положительной оценки. Воспитатель может намеренно делать ошибки, вызывая детей на активное их исправление (можно вместе и посмеяться). Необходимо помнить, что ребенок сосредоточен только до тех пор, пока у него не угасает интерес.

Схема-модель — это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание описательного рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания описательного рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

  1. Учить детей заменять слова, словосочетания, ключевые слова в предложениях значками-символами, запоминать часто повторяющиеся символы. Учить зарисовывать, обозначать предметы и явления не только разными символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать.
  2. Учить детей одновременно с воспитателем составлять схему-модель, запоминать, в какой последовательности и что они зарисовали. Использовать схему-модель как план пересказа.
  3. Самостоятельно, с помощью значков-символов, заполнять схему-модель и использовать ее для дальнейшего пересказа.

Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Для того чтобы составление схемы-модели не превращалось в рисование, можно ограничить детей во времени при зарисовке значков-символов — или с помощью песочных часов или считая до пяти медленным и тихим голосом (на зарисовку одного символа дается не более пяти секунд). Вначале можно делать зарисовки цветными карандашами (для лучшего восприятия информации), а когда материал будет усваиваться детьми быстрее — простыми карандашами.

2. Практическая часть

Развитие речи занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе. Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

У детей нередки проблемы в развитии речи. Проведя диагностику детей старшего возраста, состоящую из следующих разделов: развитии словаря, освоение грамматически правильной речи, звуковой культуру речи, развитие связной речи, обучение грамоте и проанализировав её результаты (Приложение 2), я пришла к выводу, что развитие речи детей требует совершенствования, потому в ходе своей работы я решила отдать предпочтение углубленному развитию связной речи, а именно рассказыванию по картинкам.

Занятия рассказывания по картинкам позволило решить ряд задач:

  1.  воспитать интерес к составлению рассказов по картинкам,
  2.  учить правильно понимать их содержание;
  3.  формировать умение связно, последовательно описывать изображение;
  4.  активизировать и расширять словарный запас словарный запас; учить грамматически правильно строить речь.

Для того чтобы работа велась последовательно и в системе мной была изучена литература по данному вопросу, больше уделяла внимания особенностям развития связной речи детей дошкольного возраста. После этого мной был составлен перспективный план работы.

Овладение монологической речью (рассказыванию) способствует формированию мышления, различный его качеств. Кроме того, рассказ ребенка поможет выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. Навыки рассказывания позволяют обдумывать свои мысли обращаясь к слушателям, выступать перед аудиторией, что развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

Для работы мной были выбраны серии сюжетных картинок, в которых были изображены ситуации наиболее знакомые детям, такие например, как Маша мыла куклу и т.д. Сначала это были рассказы по двум картинкам, затем их количество постепенно увеличилось до восьми.

На занятиях мы пользовались следующими дидактическими правилами: выяснение главного, затем постепенно расширяли круг рассматриваемых предметов, устанавливали связь между ними, затем дети придумывали сюжетные рассказы по картинкам

При составлении рассказов пользовались планом: кто изображен на картинках, что делает, где.

Составляя рассказ, учила пользоваться вводными словами такими например, однажды, как-то раз, был случай и т.д.

В развивающую среду групповой комнаты пополняла запас настольно-печатных игр, обновляла материал по развитию речи. Это игры «Что сначала, что потом», «Истории в картинках».

Для того, чтобы речь детей была полнее, для более красочного описания, для характеристики тех или иных предметов, действующих лиц были приобретены игры на развитие словаря, обогащение его прилагательными, позволяющие согласовать части речи в предложениях. Это игры «Определения», «Ребятам о зверятах», «Подбери глагол».

Так же была изготовлена картотека словесных игр, которые использовались в повседневной работе. Например, «Кто больше назовет действий», «Скажи по-другому», «Что кому нужно» т.д.

С детьми, которые встречали трудности в составлении рассказов, проводила систематическую работу в виде индивидуальных занятий.

В конце года мной была проведена углубленная диагностика развития речи детей по    Ушаковой (Приложение 2). Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний.

Проведя диагностику в начале подготовительной группе, я пришла к выводу, что необходимо продолжать работу по развитию связной речи (Приложение 3). Больше внимания уделяла пересказу.

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым, родным языком. Ребенок учится четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают его речевые умения.

Перед тем как приступить к работе, мной была изучена литература по данному вопросу № и составлен переспективный план (Приложение 4)

Свои занятия по пересказу литературных произведений строила по плану:

  1. вводная беседа;
  2. чтение произведения;
  3. беседа о прочитанном или совместное, а затем и самостоятельное, составление схем;
  4. повторное чтение;
  5. рассказы детей (Приложение № 1).

В работе мной были выделены следующие этапы:

  1.  Пересказ по картинкам.

Дети пересказывали произведения с использованием картинок. При первичном чтении выставлялись картинки, которые служили опорой для пересказа.

  1.  Пересказ по иллюстрации.

Отличие от первого состоит в том, что вместо картинок в качестве опоры использовалась одна иллюстрация, в которой была сосредоточена информация о произведении. На этом этапе работы применяли коллективный пересказ, что является более сложной формой работы по данной теме, которая требует концентрации внимания.

  1.  Пересказ по схеме.

Схема-модель — это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание описательного рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания описательного рассказа.

Здесь мы учились обозначать слово, словосочетание или предложение значками-символами и пересказывали текст с опорой на них, что позволяет развивать ассоциативное и образное мышление: соединение слов и рисунков; память. Часто дети сами придумывали то или иное изображение, например,      - сломанная кружка.

  1.  Пересказ с помощью мнемотаблиц.

Особенность состоит в том, что выделялся главный герой литературного произведения, изображалось его схематическое изображение. Далее описывались его качества, значение, признаки и заносились в таблицу символами, по которой в дальнейшем дети пересказывали текст.

  1.  Самостоятельное составление мнемотаблиц.

Дети самостоятельно, с помощью значков-символов, заполняли мнемотаблицу и использовали ее для пересказа, учились зарисовывать, обозначать предметы и явления, но не только разными символами, но и буквами, а так же простыми словами.

Для рассказов дети придумывали собственные названия. Сначала они испытывали затруднения, а с течением времени стали придумывать названия отражающие суть произведения.

Рассказывание по картине, пересказ часто применялись на других видах занятий в рамках воспитательно-образовательной программы

В феврале 2006 года выступила на родительском собрании с информацией  об  особенностях пересказа, поместила информацию в родительский уголок «Развитие речи в подготовительной к школе группе» (Приложение 7). В 2005 году выпустила статью «Особенности развития речи в старшем возрасте» (Приложение 4) Кроме того, регулярно проводила индивидуальные беседы и консультации с родителями о необходимости развития связной речи, в том числе рассказывания и пересказа . В ноябре 2005 года совместно с родителями изготовили папку-альбом, в которой родители составляли рассказы, а дети их пересказывали.

Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что развитие речи детей вышло на более высокий уровень

Литература

  1. Бородич А.М. Методика развития речи
  2. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.-128с.
  3. В зной и стужу я читаю: Учебно-методическое пособие/ Сущевская С.А. – Дмитров: Карапуз, 2004. – 24с.
  4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., исп. и доп. – М: Просвещение, 1982. – 128с.
  5. Сычева Т.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1,2. Методические рекомендации. – М: Прометей; Книголюб, 2003.- 8с.
  6. Развитие речи детей дошкольного возраста. – Пособие для воспитателя детского сада/В.И. Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3 изд. испр. и доп – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
  7. Развитие речи дошкольников и творчества: Игры, упражнения, конспекты занятий/Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
  8. Тексты с «дырками»: Учебно-методическое пособие/ Сущевская С.А. – Дмитров: Карапуз, 2004 – 24с.

Приложение 1

Методика проведения занятий по обучению пересказу

Методика проведения занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

1.вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения, вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей, рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой, и т. п.;

2.чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа — это может отвлечь от целостного восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое отношение к героям и событиями рассказа;

3.беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном произведении, что он узнал нового, каковы основные черты главных героев и чем они ему поправились, необходимы  и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературного произведения. Это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными. Такая беседа закрепляет целостное  восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Эта часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4—5 вопросов;

4.повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ или сказку;

5.пересказа произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержанке, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно-образная  речь становится достоянием ребенка.


Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте.

Одна из первостепенных задач в речевом развитии старшего дошкольника – обучить его рассказыванию. Для этого подходят разные виды занятий: рассказывание по картинкам, серии сюжетных картин. Рассказывать можно об игрушках и других предметах, сочинять небольшие сказки о любимом литературном герое. Не забудем и о пересказе. Старшие дошкольники пересказывают текст целиком, по частям,  по ролям, участвуют в его драматизации.

Очень важно пробудить у дошкольника внимание и интерес к звучащему слову. Необходимо проводить упражнения и игры на подбор родственных слов, образование сравнительной степени прилагательных  (слаще, красивее, наряднее), на подбор прилагательных к существительным, точно и образно характеризующих предмет, на подбор глаголов к существительным.

Нельзя забывать в этой возрастной группе о словарной работе: активизации употребления антонимов, синонимов, омонимов в речи. Хороши для этого разнообразные игры.

Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. По отношению к младшим дошкольникам это допустимо, а старшим детям необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. Стимулом может стать поездка за город, поход в музей. Впечатления от посещения театра или новая игра. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора. Взрослым нужно научиться слушать его, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Советы родителям

Старшего дошкольника следует больше приобщать к событиям и явлениям социальной действительности. Познакомьте с достопримечательностями родного города, посетите интересные места своего микрорайона и города. Хорошо, если у ребенка возникнет желание рассказать о своих впечатлениях. Прогулки и экскурсии вместе с ребенком будят интерес к окружающему миру, создают доверительные, теплые отношения в семье, формируют правильные навыки общения. Найдите время для таких прогулок.

Для развития речи ребенка используются словесные дидактические игры, которые содержат в себе большие возможности для развития умственной деятельности ребенка, для развития самостоятельности и активности его мышления. Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания самой игры.


Приложение 5

Перспективный план работы в подготовительной группе

Пересказ по картинкам

«Лето в деревне»

«Утро»

«Осень»

«Заветные желания»

«За грибами»

Пересказ по иллюстрации

«Как лиса училась летать»

«Бременские музыканты»

«Лиса и козел»

«Заяц-хваста»

«Храбрый портной»

Пересказ по схеме

«Кошка и жучка»

«Галка»

«Отец и дети»

«Митька»

«Пастух»

Пересказ по мнемотаблице

«В гости к Солнышку»

«Мячик по имени солнечный зайчик»

«Яблоко от яблони недалеко падает»

«Хитрая лиса, где ты?»

«Дятел – президент зимующих птиц»

Пересказ по самостоятельно составленным мнемотаблицам

«Умка – белый медвежонок»

«Ай да береза»

«Увидел скворца – знай: весна у крыльца»

«Кошкин дом»

«Золотая птица»

Приложение 6

Развитие связной речи детей

с использованием наглядного материала

Рассказывание по картине

Пересказ

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке

Составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке

Составление описательного рассказа по пейзажной картинке и натюрморту

Составление  рассказа по последовательной сюжетной серии картинок .

По иллюстрациям

По картинкам

По мнемотаблице

По схеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Статья содержит теоретические аспекты изучения развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе:общую характеристику детей старшего дошкольного возраста; особенности развития связной речи в с...

Опыт работы "Развитие связной речи с использованием наглядного материала в старшем дошкольном возрасте"

Опыт работы "Развитие связной речи с использованием наглядного материала в старшем дошкольном возрасте"...

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...

Развитие связной речи и навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Статья посвящена работе с игровым оборудование "Умные" панели....

Развитие связной речи и актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством активизации словарного запаса родного языка

Первый  проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».     Актуальностью этого проекта было создание...

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...