Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.17 КБ
Файл vystuplenie.pptx222.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б.»

Теоретическая часть, иллюстрированная презентацией.

1)Метод работы со сказкой Фесюковой Л.Б. и технологии развития связной речи Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. разработаны на основе наследия Д. Родари  и методов и приёмов ТРИЗ и РТВ. В своей работе я использую их по отдельности или в сочетании друг с другом.

2)Фесюкова Л.Б. предлагает нетрадиционно относиться к сказочному материалу, т. е. научить детей непривычно, по-своему воспринимать содержание и, сочиняя новую сказку, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

3)Фесюкова Л.Б. предлагает следующие творческие методы работы со сказками:

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах (например, коллаж из сказок или сказки от смешного стишка, считалки, загадки, из мусора);
  • Случайные сказки (например, о бытовых предметах, о чудищах);
  • Изменение ситуации в знакомых сказках (например, перевирание сказки или сериал в ней);
  • Решений противоречий в сказке (например, сказки от шуточных вопросов, о путешествиях);
  • Краткие истории (например, сказки от одного слова  или по комическим рисункам);
  • Моделирование сказок (например, гороскоп и сказка или сказки к волшебным рисункам).

4)Это универсальная, но в то же время условная схема, по которой предлагают работать с текстами любой сказки. При этом нужно помнить, что каждый сказочный текст выдвигает на первый план всего лишь 1 -2 раздела схемы, а остальные остаются второстепенными, сопутствующими.

Нравственный урок. Ребёнок понимает, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, и создаёт новую ситуацию, где бы герой исправился.

Воспитание добрых чувств. Учим детей сравнивать, формируем привычку доказывать (например, «Докажи, что Алёнка лучше всех»), ставим ребёнка на место положительного или отрицательного героя, даём возможность глубоко сопереживать героям, упражняя детей в синхронном выражении чувств и телодвижений (например, «Как движениями похвалить петушка») – интеграция с театрализованной деятельностью.

Речевая зарядка. Учим ребёнка сочинять произведения жанров письменного общения (записка, телеграмма, короткое письмо), выбирая кому из героев, что отправить. Метод, поворачивающий сюжет сказки в новое русло, - метод введения частицы «не» (Не Красная Шапочка, а…). Для внесения новизны, создания элемента неожиданности используется приём «Из сказки убежали все глаголы…»).

Развитие мышления и воображения. Метод постановки проблемного вопроса (почему, зачем, всегда ли…?), метод шифров названий сказок, имён героев, слов.

Сказка и математика – интеграция. С помощью геометрических фигур моделировать героев сказки, преобразовывать сказку в задачку или считалку, формировать кинестетические способности (способность воспринимать время, чувствовать  вес…)(например, за какое время лиса пробежит 10 метров, сколько весит булава?)

Сказка и экология – интеграция.  Подводим детей к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии (например, «А если бы не наступила весна?»).

Сказка развивает руки – интеграция. Театрализованная деятельность; рисование, лепка, аппликация нетрадиционными методами, изображение сказки схематично или методом пиктографии.

5)У технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. несколько направлений: обучение детей созданию образных характеристик объектов (сравнений, загадок, метафор), рифмованных текстов, творческих рассказов по картине, текстов сказочного содержания. Мы говорим о последнем разделе.

Развивая интеллектуально-творческий потенциал личности, мы способствуем тому, что в результате ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы собственной творческой деятельности. При этом речевое развитие интегрируется с изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация), конструктивно-модельной (конструирование, схематизация) и театрализованной деятельностью детей.

6)В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации. Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаге простым карандашом или ручкой слева направо. При такой записи схемы не должны иметь много деталей, действие к действию добавляется через стрелку.

7)Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания организуется по двум направлениям.

Игры и творческие задания позволяют ребёнку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развёрнута в любом месте  и в любое время. Также дети познают выразительные средства сказочного текста. Например, игра «Волшебник» учит детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы или игра «Сказочные слова» учит детей перечислять слова и словосочетания по заданному признаку: заклинания или слова, с которых начинается сказка.

8)Метод «Каталога». Цель научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют 2 героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определённое место.  

На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа. В этой сказке 1 или несколько объектов совершают действия с определённой целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать своё поведение, в результате чего идёт достижение цели и изменение отношения окружающих.

На основе системного оператора (чудесного экрана») – модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени.  В этих сказках подробно описывается жизнь героя, его изменение во времени. У героя есть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни, а в зрелом возрасте происходят испытания его на стойкость.  

На основе типовых приёмов фантазирования (ТПФ) создаются сказки морально-этического типа, т. е. в тексте сказок явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке (например, «Каша из топора»).

Метод «Волшебный треугольник» (вепольный анализ автор Г.С. Альтшуллер) лежит в основе сказок конфликтного типа.  Положительный и отрицательный герои с помощью посредника – какого-либо волшебства взаимодействуют в определённом поле. Усиление одной из составляющих (например, у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (например, волшебный предмет потерялся) ведёт к обострению конфликта в сказочном сюжете. Основное жизненное правило: конфликт нужно решать так, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

9)Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоём или втроём. Далее ребёнок сам сочиняет сказку по определённой модели.

Практическая часть.

Сочинение сказки по методу Фесюковой Л.Б.

Случайные сказки.

Сказки от «живых» капель и клякс.

Воспитатель показывает кляксу (на доску) и начинает сказку: «Однажды юный художник Витя, рисуя портрет своей любимой собаки Шоколадки, капнул краской на лист бумаги и получилась клякса. Поздним вечером, когда мальчик уже спал, она превратилась…

− На кого (на что) похожа клякса?

Если предложений много, то поставить предлагающих в круг, раскрутить 1 ребёнка со словами: «Покружились, покружились, выбрали 1 ответ».  

− Какой она стала?

−Что любила?

1 ребёнок дорисовывает мелками, в кого превратилась клякса. Другой или все оставшиеся дети изображают её.

Сошла она с листа бумаги (1ребёнок или все дети показывают, как двигалась клякса) и вдруг проснулась Шоколадка.

1 ребёнок рисует мелками Шоколадку.

−Что случилось?

Одна половина детей изображает действия героя, в которого превратилась клякса. Другая− собака.

−Чем закончилось?»

Воспитатель показывает рисунок с превратившейся кляксой и Шоколадкой, а дети придумывают название сказки.

Рефлексия.

Закончите предложение:

−У меня получилось…

Сочинение сказки по технологии развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.

Составление сказки динамического типа.

Воспитатель рисует на доске или прикрепляет к ней дорожку из бумаги, атласной ленты. С помощью чудесного мешочка выбирают  героя и прикрепляют его к началу дорожки.

Воспитатель спрашивает:

−Какой он?

−Чего он хотел?  (Какая у него была цель?)

− Наш герой (…) отправился в путешествие для достижения своей цели (…) и попал в заколдованную страну, где люди могли только видеть, или слышать, или чувствовать запахи…

С помощью чудесного мешочка выбирают символ заколдованной страны и прикрепляется его на дорожку.

−Как герой будет достигать своей цели?

1 ребёнок или все дети показывают, как он это будет делать.

−Что он понял?  (Какой вывод он делает относительно своей цели?)

Воспитатель объясняет, что далее герой попадает в другие заколдованные страны, которые выбираются тоже с помощью чудесного мешочка. По аналогии проводится работа с каждой страной.

В итоге герой должен сделать общий вывод, связанный с достижением его цели.

Придумывается название сказки и составляются правила её сочинения с помощью анализа алгоритма работы.

P.S. при составлении этой сказки использовались элементы творческой игры этой же технологии «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз», которая учит детей представлять ощущения, получаемые с помощью различных анализаторов.

Рефлексия (творческая игра).

 Закончите предложение: 

−У меня получилось…

Или

−Я попробую сам…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение с детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б. Воспитатель 1 квалификационной категории Носарева Т.А.

Слайд 2

Задача метода Фесюковой Л.Б.: Научить детей оригинально воспринимать содержание творчески преобразовывать ход повествования

Слайд 3

Творческие методы работы со сказками: знакомые герои в новых обстоятельствах; случайные сказки; изменение ситуации в знакомых сказках; решение противоречий в сказке; краткие истории; моделирование сказок.

Слайд 4

Схема работы над сказкой: Название сказки. Нравственный урок. Воспитание добрых чувств. Речевая зарядка. Развитие мышления и воображения. Сказка и математика. Сказка и экология. Сказка развивает руки.

Слайд 5

Задача раздела «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»: обучить детей сочинению сказок с помощью моделей. (Технологии развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.)

Слайд 6

Подготовительный этап − обучение схематизации.

Слайд 7

Направления Игры и творческие задания Создание педагогических условий для усвоения детьми моделей составления сказок

Слайд 8

Модели составления сказок: с помощью метода «Каталога»; с помощью метода «Морфологического анализа»; с помощью метода «Системного оператора»; с помощью ТПФ ( типовых приёмов фантазии); с помощью метода «Волшебного треугольника».

Слайд 9

Формы работы Коллективная Подгрупповая В парах или тройках Индивидуально


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

Мастер-класс для родителей «Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста. Гимнастика после сна»

Сохранять и укреплять здоровье детей.Продолжать работу по профилактике плоскостопия, профилактике нарушения осанки, тонизированию всего организма, воздействуя на биологически активные точки.. Предотвр...

Мастер- класс по рисованию "Космическая фантазия" с детьми старшего дошкольного возраста.

Люди во все времена мечтали о космосе. Глядя на луну, они мечтали, фантазировали, загадывали свои желания. Современные дети тоже мечтают стать космонавтами и полететь в космическое пространство, а что...

Мастер- класс по рисованию "Рыжий котенок" с детьми старшего дошкольного возраста.

Кошки очень милые и добрые существа. Нет людей, которые бы не любили этих животных. Нужно с самого детства прививать детям доброе к ним отношение, культуру общения с ними. Данный мастер- класс поможет...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

"Страна говорунов"Проект с детьми старшего дошкольного возраста по созданию условий, способствующий развитию связной речи.Дидактическое пособие "Сказочный домик"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Для ...