Пальчиками играем - речь развиваем
методическая разработка по логопедии на тему

Развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 926-0116b7b6de442c267214c20620dac90a.docx173.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиками играем - речь развиваем.

 «Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Что может помочь в развитии речи ребенка, его коммуникативных способностей? В последнее время родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы.

Почему же мелкая моторика и речь так взаимосвязаны?

Дело в то, что речевые центры развиваются параллельно с двигательной сферой в мозге человека. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают оснований рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребенка – тонки движений кистей и пальцев рук – один из показателей психического развития ребенка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
  • Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, мышления и речи, памяти, восприятия, пространственных представлений.

С чем взаимодействует мелкая моторика?

  • С речью
  • С вниманием
  • С мышлением
  • С наблюдательностью
  • С воображением
  • Со зрительной и двигательной памятью
  • С координацией

Как же лучше развивать мелкую моторику?

Можно делать массаж пальчик и кистей рук ребенка, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощников в развитии мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

  • Разминать пальцами тесто, глину пластилин.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на тонкой и толстой веревках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ножницами
  • Конструировать из бумаги, шить, вышивать, вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам
  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

  • (поочередно загибаем пальчики)

  • Этот пальчик — в лес пошел,
  • Этот пальчик — гриб нашел,
  • Этот пальчик — занял место,
  • Этот пальчик — ляжет тесно,
  • Этот пальчик — много ел,
  • Оттого и растолстел.

  • (перебирая пальчики)
  • Этот пальчик — дедушка,
  • Этот пальчик — бабушка,
  • Этот пальчик — папенька,
  • Этот пальчик — маменька,
  • Этот пальчик — Ванечка.

Гимнастика для пальцев рук (по Н. П. Бутовой)

  • Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
  • Сложить ладони и разводить пальцы рук.
  • Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
  • С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
  • Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
  • Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
  • Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
  • Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:

«Сидит белка...»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.

Игры для развития тонкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь тонкую деталь или подавиться ей.  

Занятия по развитию тонкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию тонкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь развиваем

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...

Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

С пальчиками играем – речь развиваем

Рекомендации по проведению пальчиковых игр...

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...