Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии на тему

Упражнения для языка и губ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Лопаточка

Цель: Выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии  

- рот открыт; губы в улыбке;

- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10;

- следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу, боковые края языка должны касаться углов рта.                                                                                  

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать

Накажу непослушный язык

- Положить язык на нижнюю губу и произнести: «пя-пя-пя». Как будто верхней губой слегка пошлёпать непослушный язык.

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя» произноси,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты под счёт её держи…

До пяти, до десяти

Чищу зубы

Цель: Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами

- рот приоткрыт, губы в улыбке;

- почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону;

- почистить ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны;

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи… и внутри…

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Язык-силач

Цель: Отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

- рот приоткрыт, губы в улыбке;

- опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам;

- упирать язык в зубы

Язычок у нас силач –

В зубы упирается,

Сильно напрягается,

Горкой выгибается.

Силачу пора на отдых.

Чтобы смог он полежать,

Мышцы будем расслаблять.

Качели

Цель: Выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа; развивать подвижность и гибкость кончика языка.

- рот открыт, губы в улыбке;

- движения языка:

  • широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
  • широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
  • широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
  • широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
  • широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
  • широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем до мягкого нёба.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Горка

Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

- рот широко открыт (челюсть опускается ниже);

- широкий кончик языка упирается в нижние резцы;

- плотно прижимать боковые края к верхним коренным зубам

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются.

                                         

Чашечка

Цель: Выработать умение делать язык широким, поднимать боковые края и кончик языка, удерживая форму чашечки.

- рот открыт, губы в улыбке;

- язык-лопатку положить на нижнюю губу;

- поднять боковые края и кончик языка, а среднюю часть спинки языка опустить, прогибая книзу

Язык широкий положи,

Его края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

В рот её ты занеси

И края к зубам прижми.

Вкусное варенье

Цель: Выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.

- рот открыт, губы в улыбке;

- широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба;

- следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Грибок

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

- рот приоткрыт, губы в улыбке;

- медленно пощёлкать языком;

- щёлкнуть языком и присосать (приклеить) его к нёбу; из языка получилась шляпка гриба;

- открывать рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку гриба); получилась ножка гриба из подъязычной уздечки

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке,

Звукознайкин в лес пошёл,

И большой грибок нашёл.

Вот и нет волнушки

На лесной опушке.

Гармошка

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъёма языка.

- рот приоткрыт, губы в улыбке;

- медленно щёлкнуть языком и присосать его к нёбу;

- не опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки)

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.

Иголочка

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

 

- рот открыть, язык высунут далеко вперёд;

- напрягать мышцы языка и делать его узким;

- удержать иголочку, считая от одного до пяти

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

Змейка

Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность.

- рот широко открыт, язык сильно высунут вперёд;

- узкий язык максимально высовывать вперёд и убирать вглубь рта;

- следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не заворачивался вверх

Язык в змейку превращается.

Упражнение начинается.

Вот вперёд стремится змейка,

Повторить за ней сумей-ка:

То бросается вперёд,

То скорей назад ползёт.

Вновь движенья повторяются,

Игра в змейку продолжается.

Индюшата

Цель: выработать подъём языка и подвижность его передней части.

- рот приоткрыт;

- положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад;

- медленно поглаживать губу, стараясь не отрывать язык от губы;

- быстрее поглаживать губу языком, добавляя голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл

Рот чуть-чуть приоткрываю,

Язычок приподнимаю.

На губу положу,

По губе им повожу.

Потом голос подключу:

Бл-бл-бл – заболбочу.

Ковшик

Цель: выработать умение поднимать кончик языка и приподнимать боковые края языка для образования небольшого углубления в спинке языка.

- рот приоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе;

- кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось небольшое углубление спинки языка;

- занести ковшик в рот, приподнимая кончик языка к бугорочкам;

- боковые края языка не прижимать к верхним коренным зубам;

Язык широкий положи,

Его в ковшик преврати,

Ковшик на губе держи,

Осторожно в рот вноси.

Кончик кверху подними.

Слегка спинку опусти.

Бока не стоит прижимать,

Корень надо приподнять.

Лошадка

Цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх.

- рот открыт, губы в улыбке;

- широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать;

- медленно пощёлкать языком;

- следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива:

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост, и грива.

Цок-цок-цок-цок.

Я лошадка Серый Бок.

Цок-цок-цок-цок.

Маляр

Цель: отработать подъём языка вверх и его подвижность.

- рот открыт, губы в улыбке;

- поднять язык к бугорочкам;

- широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд;

- следить, чтобы язык не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад!

Дятел

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым

- рот открыт, губы в улыбке;

- постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук [д];

- удары делать медленно;

- следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Я по дереву стучу – д-д-д

Червячка добыть хочу – д-д-д

Хоть и скрылся под корой – д-д-д,

Всё равно он будет мой – д-д-д

 

Сказка о весёлом язычке

Жил-был весёлый язычок в своём домике. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). /Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы./

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать (упр. «Лопатка»). Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он, как часики (упр. «Часики»): вправо-влево. Покачался-покачался и в домик спрятался. Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как мальчик на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее (упр. «Качели»). И он так же покачался.

Посмотрел язычок, а перед ним расположилась змейка, и он решил передразнить её: то бросается вперёд, то скорей назад ползёт. Язык змейкой извивается, змейка всюду побывала, а теперь она устала (упр. «Змейка»).

Отдохнул язычок и снова отправился на прогулку. Увидел он горку и не смог удержаться – прокатился по ней (упр. «Горка»).

Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются.

Любопытный язычок заглянул в окошко и увидел там … Мальчик ел варенье и весь испачкался. Сейчас у него и руки липкие, и губы. Вот он и облизывается (упр. «Вкусное варенье»).

Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму и остаток оближу.

После сладкого решил язычок попить чай, вот только чашечки у него не было. Поискал-поискал и сам сделал чашечку (упр. «Чашечка»).

В это время мальчик доел варенье и ушёл. Загрустил язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! (упр. «Маляр»). Стал он ему помогать. Хорошо потрудился язычок, устал и спрятался в домик поспать. Спит язычок и слышится ему красивая мелодия. Весело стало язычку, проснулся он, сделал трубочку и стал дуть в неё (упр. «Трубочка»). Шёл-шёл язычок и увидел, что у мальчика оторвалась пуговица. Решил язычок помочь мальчику.

Я в иголку превращаюсь, напрягаюсь и сужаюсь.

Острый кончик потяну, до пяти считать начну. (упр. «Иголочка»)

Весёлый язычок продолжал свою прогулку и увидел лошадку; вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка! Шёрстка гладка,

Чисто умыта с головы до копыта.

Травки поела – и снова за дело. (упр. «Лошадка»)

Вот какая сказка про путешествия весёлого язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...