«Биоэнергопластика как элемент нетрадиционной логопедической работы»
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

 Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Биоэнергопластика как элемент нетрадиционной логопедической работы»

«Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                           В. А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей, это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т.д.

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Преимущества биоэнергопластики

Оптимизирует психологическую базу речи.

Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.

Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Синхронизация работы  речевой и мелкой моторики сокращает время занятий,

Усиливает их результативность.

Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению    упражнений по ощущениям.

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов.

  • В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбирается комплекс артикуляционных упражнений                                        На первом этапе дети выполняют упражнения за логопедом. Пока рука не включается.

Также проводится и работа по выработке правильного речевого дыхания

Упражнение «Жучки» - вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох через рот, живот втянуть.

Упражнение 2. «Намотай – размотай клубочек»

Упражнение «Футбол» Накорми фрукты

Упражнение «Ах, как пахнет»

Цель: развитие речевого дыхания, правильно произношения нарастающей фразы на одном выдохе, развитие обоняния.

- Ах!

- Ах, пахнет!

- Ах, как пахнет!

- Ах, как приятно пахнет!

- Ах, как приятно пахнет цветок!

- Ах, как приятно пахнет полевой цветок»

Возможен другой речевой материал.

3. Движения, сочетаемые с речью (Пальчиковая гимнастика)

Массаж ладоней – эффективный метод терапии. Стимулирующее воздействие на нервные окончания на ладонях изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию. При проведении массажа применяю различные атрибуты 

Тактильные дорожки, шипованные дорожки, мячи, эспандеры, природный материал

Упражнение «Будь сильней, моя рука» - упражнение на развитие силы кистей рук, повышает тонус коры головного мозга.

Я сожму свое кольцо –

Буду сильным молодцом.

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

  • На втором этапе, мы также проводим артикуляционные упражнения традиционно. При этом, используя сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.
  • На третьем этапе- ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно, а логопед знакомит его с персонажем перчаточного театра, сопровождая сказкой и движениями ведущей руки с перчаткой. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.                                                                    С первого по третий этапы- подготовительные.

  • На четвёртом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед выполняет упражнение также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев

  • На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениям руки.

  • На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках. Логопед также сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями рук в перчатках.   С четвертого по шестой этапы-основные
  • Седьмой этап – заключительный. Этот период, когда ребёнок полностью освоит упражнения и может выполнять их самостоятельно. А учитель – логопед сопровождает выполнение упражнений ребенка рассказыванием сказки.      

                                                                                                                                                   Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. Дальше можно использовать теневой театр, настольный, пальчиковый. и т. д. Занятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей.  Рассказываются разные истории – путешествия героев, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, дети выполняют движения руками и языком. Постепенно убирается зеркало.

      Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики для детей с нарушениями речи.

Рекомендации логопеда:

1.        Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте.

2.        Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть.

3.        Использовать образность при работе с материалом. Придумывать различные игры и игровые приемы. Героев, используя атрибутику по биоэнергопластики.

4.        Поэтапное выполнение действий и упражнений (как держать тот или иной материал, в какой руке, каким образом фиксировать начало действия, конец).

5.        Строгая дозировка материала. Практический материал (массажные губки, карандаши, эспандеры) могут использоваться в течение всего занятия, чередуя их. Но речевой материал должен быть строго дозирован по сложности его произношения, по количеству слов в нем, по качеству выполнения действий).

6.        Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально.

7.        Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.

8.        Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи.

Предлагаю выполнить упражнения  биоэнергопластики. 

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо)

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики  солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются  и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

Упражнение «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами  соединяем дуг с другом)

Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»)

Биоэнергопластику я применяю на логопедических занятиях. А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, можно использовать стихи, сказки.

Артикуляционные сказки(Т.В. Мецлер)

Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

        лопатка

Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

        Чашечка

Широко наш рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

 стал он чашечкой для всех.

        Иголочка

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

                                   Грибок

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу

Прилепляй

И грибочек ты срывай.

        Часы

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево — тик, вправо — так,

Тик-так, тик-так.

        Лошадка

А теперь вот, погляди, —

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

Качели

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз.

Ты вместе с ними прокатись.                                                                                                       Варенье Очень любит Язычок

Вкусное варенье,

Приготовил он друзьям

это угощенье.

Варенье приятное,

вкусное, ароматное.

Язычок подними, варенье

с губки оближи. 

Змейка                                                                                                                                 Язык наш змейку не боится,

В нее он может превратиться.

Вперед-назад, вперед-назад,

Не напугает он ребят!

Маляр                                                                                                                              Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам!

1 Часики

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнятъ упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Словно стрелочки часов, Двигаем мы язычком. Наши часики спешат, Язычку помочь хотят.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо. Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Рекомендации.

Следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Движения кистью или кистями рук,  выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

2 Качели

Цель: учить выполнять точные и ритмичные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними и за нижними

передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

На качелях мы качались,

Высоко вверх поднимались,

Вверх — вниз, вверх —вниз,

Очень крепко ты держись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.

На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5—6 раз

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был открыт широко, нижняя челюсть остается неподвижной. Язык должен точно касаться альвеол. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

        3 Лягушка

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Превратили нас в лягушек -Дотянулись мы до ушек. Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова держалась прямо, при улыбке губы должны быть сомкнуты, но не напряжены. Зубы не должны обнажаться. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

                                                                                   4 Блинчики

Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнятъ массаж языка.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, покусывать язык зубами и произносить «пя — пя — пя — пя» под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Мы испечь блины решили,

Много теста замесили.

Чтобы было веселей,

Пригласили всех друзей.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисти рук расположены, как при хлопке, ладонями друг к другу

На счет «один», «два», «три», «четыре» и т. д. (от 1 до 10 раз) выполняется хлопок ладонями Затем вернуть ладони в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык не напрягался, был широким и расслабленным. Движения кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

        

5 Чашечка

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше

Подержать вот этот ковшик.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх , удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. 

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Кошка сердится

Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперед. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Есть у нас в квартире кошка,

Любит пошипеть немножко.

Спинку выгнула дугой,

Сердится на нас с тобой.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах. удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык упирался в альвеолы за нижними зубами, а спинка языка немного продвинулась вперед. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

        Чистим зубы

Цель: учить выполнять дифференцированные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5. На счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Мы, конечно, очень любим

Аккуратно чистить зубы.

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем ротик полоскать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз

На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх или опущен ной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять упражнение 6—7 раз.

Расческа

Цепь: учить удерживать язык широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Наши зубки — гребешок,

Причесали язычок.

Мы причешем много раз,

Чтоб он гладким был у нас.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения

На счет «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык выполнял точные движения, не выходил за край зубов, рот был широко открыт, губы находились в улыбке, нижняя челюсть оставалась неподвижной. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Биоэнергопластика в логопедической работе"

Биоэнергопластика - здоровьесберегающая технология в ДОУ....

Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ

В данной работе представлены преимущества артикуляционной гимнастики с приёмами биоэнергопластики. Раскрывается само понятие "биоэнергопластика". Описаны упражнения и представлено примерное ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.

В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....

Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса....

Использование фольклорных элементов в логопедической работе

Результаты использования фольклорных элементов на занятиях развития речи...

Биоэнергопластика. Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Материалы содержат   упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики...