Использование фольклорных элементов в логопедической работе
материал по логопедии (подготовительная группа)
Результаты использования фольклорных элементов на занятиях развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по самообразованию
логопеда ГБОУ Гимназии №1512 д/о №94
Анны Сергеевны Кучеренко
- Тема:
- «Использование пословиц, поговорок и малых фольклорных форм
- в работе с детьми с ТНР»
Цели:
- Привлечь интерес детей к занятиям через использование потешек, прибауток, народных игр.
- Использовать в работе пословицы для патриотического воспитания, для знакомства с историей Русского народа.
- Развитие различных способностей детей на занятиях по автоматизации звуков в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
Задачи:
- Развитие творческой индивидуальности
- Эмоциональное развитие
- Развитие музыкальных способностей
- Развитие духовной сферы
- Развитие самостоятельности
- Физическое развитие
- Воспитание эстетических чувств
Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. Русские пословицы и поговорки богаты по содержанию, современны по форме, лаконичны и живописны.
Пословицы – устные краткие изречения, содержащие мораль, выношенную многими поколениями.
Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление.
Отличие пословиц от поговорок состоит в том, что пословица выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей - такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина.
Как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь – то и пожнешь», «Нет друга – ищи, а нашел - береги».
В отличии от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое – сказать, что он свалился как снег на голову.
Каждая пословица и поговорка заключает в себе ясную мысль и это способствует развитию ума ребенка. Малые фольклорные формы тем и хороши, что они почти всегда представляют маленькую умственную задачу.
Первые пословицы и поговорки ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: «Не поклоняясь до земли и грибка не поднимешь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Береги нос в большой мороз».
Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию.
Пословицы и поговорки приобщают ребенка к человеческой мудрости, и в этом состоит их большое педагогическое значение.
Известно, что никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят на память в разговоре, к случаю. Умение ребенка применять известные пословицы в определенных ситуациях также свидетельствует о влиянии малых фольклорных жанров на его умственное развитие. Важно научить детей понимать смысл пословиц и поговорок. Стремясь понять их значение, ребенок рассуждает, мыслит, опираясь на свой жизненный опыт. Например, смысл пословицы «Собака – друг человека» Алеша В. разъяснил так: «Собака дружит с человеком. Она служит на границе, в милиции, сторожит дом. Еще есть пожарные собаки. Собаки помогают человеку».
Точное освоение малых фольклорных жанров – пословиц и поговорок – представляет для ребенка определенный труд, поэтому от педагога требуется умение следить за уместностью и правильностью употребления малых фольклорных жанров в речи ребенка – дошкольника.
План работы
дата | Планируемая работа | |
Январь-июнь 2014 года | Подбор литературных источников, авторов; изучение выбранной литературы. | Список литературы |
2014-2015 учебный год | Выбор различных поговорок, пословиц в соответствии с лексическими темами. Использование отобранного материала в работе с детьми как на занятиях, так и в режимных моментах подготовительной группы. | Отражено в календарном планировании фронтальной работы. |
2015-2016 учебный год | Оценка результатов работы, корректирование и рекомендации к дальнейшему использованию. Подбор речевого материала на автоматизацию разных звуков в дальнейшей работе. | |
2016-2017 учебный год | Использование в работе потешек, прибауток в работе над автоматизацией звуков; пословиц и поговорок – при работе с лексическими темами. |
Промежуточные итоги:
Знакомить детей с пословицами и поговорками начала в подготовительной группе. Первый вопрос, который был задан детям: «Знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки?» вызвал у них затруднения. Тогда был приведен пример: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Кончил дело – гуляй смело». Дети начали вспоминать и рассказывать свои истории. Миша: «Хлеб всему голова. Так дедушка говорит. Хлеб нас кормит. Его нельзя бросать». Федя: «Горя бояться – счастья не видать. Такую сказку показывали».
Большинство старших дошкольников совершенно не имеют представление о пословицах и поговорках. Запас знаний малых фольклорных жанров у детей очень скуден.
С целью устранить это пробел детям рассказали, что такое пословицы и поговорки. «Пословицы и поговорки возникли очень давно. В те далекие времена люди еще не знали о самолетах и ракетах, о поездах и пароходах. Люди складывали сказки о сапогах-скороходах, ковре-самолете, шапке-невидимке. Тогда же появились пословицы и поговорки. Их было очень много, и они рассказывали о разных людях: правдивых и лживых, трудолюбивых и ленивых, смелых и трусливых. Были сложены пословицы о маме: «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет лучше дружка, как родимая матушка», о родине: «За правое дело стой смело». Эти пословицы передавались вашим бабушкам и дедушкам, мама и папам» В заключении дети получили задание: узнать, какие пословицы и поговорки знают их родители. Воспитанники узнали, что пословицы и поговорки учат как надо поступать, и какой поступок считается плохим; узнали, что пословицами и поговорками высмеиваются трусость, лень, жадность и прославляется смелость, трудолюбие.
Пословицы и поговорки хорошо воспринимаются детьми, когда выраженный в них смысл понятен ребенку, соответствует его опыту. Например, перед старшими дошкольниками поставлена задача: навести порядок в игровом уголке и на полках с игрушками. Работа была распределена между детьми так, чтобы без дела никто не остался. Некоторые убирали шкаф с игрушками, другие дети проверяли состояние настольно-печатных игр, лото, шашек. Однако не все дети приступили к выполнению задания. Ваня отошел к окну и стал смотреть в него. На вопрос, почему он не трудится вместе с другими детьми, он ответил: «А что мне делать? Так скучно». Воспитатель: «Не будет и скуки, коль заняты руки. Ты поработай, выполни свое задание, тогда и не будет скучно». Ваня подошел к группе ребят, но за работу не взялся, а начал баловаться. Воспитатель: «Ваня, ты разве не знаешь, что руки не для того даны, чтобы даром болтаться». Группа детей закончила работу. Воспитатель: «А вот тем, кто сегодня старался, я могу сказать: «Кончил дело – гуляй смело!»
Дети быстро запоминают пословицы и поговорки, особенно те, смысл которых выражен наглядно. Дети и сами начинают использовать их в своей речи. Например, старшие дошкольники подготовились к физкультурному занятию, построились, но в зал не идут, ждут Андрея, который одевается очень медленно. Логопед: «Андрей, скорее. Семеро одного не ждут».
Для обучения детей пониманию смысла малых форм фольклорного жанра создавались специальные ситуации. Так например, прочитала детям стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Дети поняли смысл произведения, обсудили понятия «героизм» и «мужество». Сообщила, что о героизме и мужестве людей есть много пословиц и поговорок. Детям было предложено объяснить, почему так говорят.
1) «Героям страх неведом»
Миша: «Герой ничего не боится»
2) «Герой немногих знает, а имя его вся страна повторяет»
Наташа «Героя все знают. Его по телевизору показывают и все хвалят. Он хороший»
О том, что дети понимают смысл пословиц и поговорок свидетельствует и следующий пример.
Воспитатель закончила чтение русской народной сказки «Мороз Иванович» поговоркой «Работа работе рознь». Смысл этой поговорки дети объяснили следующим образом:
Никита: «Девочка работала хорошо, и Мороз Иванович наградил ее. А другая – ленилась и ничего не делала. Ей ничего не дал Мороз Иванович».
Пословицы и поговорки способствуют расширению знаний детей об окружающем. Например, в ходе беседы с детьми о первом месяце зимы - декабре, познакомила детей с пословицами: «Декабрь год кончает, зиму начинает», «Декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит». Смысл первой пословицы дети объяснили без особых затруднений, а вот вторая пословица вызывала затруднение. Пояснила детям значение слова «Стужайло» - в декабре земля замерзает, становится твердой и уже не оттаивает всю зиму. На прогулке мы еще раз обратили внимание детей на явления, свойственные для декабря.
Не следует требовать от детей бессмысленного запоминания пословиц и поговорок. Это приведет к искусственности, неестественному запоминанию и использованию их в своей речи. А вот сказанные взрослым человеком пословицы и поговорки в определенных обстоятельствах жизни ребенка будут выполнять свою роль: обогащать детские впечатления, делать переживаемые события более яркими и эмоциональными.
Источники:
- Аникин В.П. Русский фольклор. – М.: Худ. лит- ра. 1986.
- Безденежных Н.В., Пословицы и поговорки русского народа. - Ростов-на-Дону, Изд-во Феникс, 2012 г.
- Веселые скороговорки для непослушных звуков. / Авт.-сост. Г.И. Сухин. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1985.
- Гейченко И.Л., Исавина О.Г. Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста. - М.: Изд-во Детство-Пресс, 2013 г.
- Загадки. Пословицы. Поговорки / Сост. К. и Д. Солертовские – М.: ООО «Гамма – С. А.», ООО «Гамма Пресс 2000», 2000.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
- Круглов Ю. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 1990 г.
- Литвинова М.А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс. 2004.
- Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) – М.: АРКТИ, 1999.
- Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор. / Сост. М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 1995.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- http://slovarick.ru
- http://www.mista.ru/pogovorki.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность п...

Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
описание, особенности жанров устного народного творчества...

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным материалом....

Использование малых фольклорных форм в логопедической работе
Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматическо...
«Биоэнергопластика как элемент нетрадиционной логопедической работы»
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значител...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....