Использование фольклорных элементов в логопедической работе
материал по логопедии (подготовительная группа)

Кучеренко Анна Сергеевна

Результаты использования фольклорных элементов на занятиях развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_samoobrazovaniyu_kucherenko_as_folklor.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  по самообразованию

логопеда ГБОУ Гимназии №1512 д/о №94

Анны Сергеевны Кучеренко

  1. Тема:
  2. «Использование пословиц, поговорок и малых фольклорных форм
  3.  в работе с детьми с ТНР»

Цели:

  • Привлечь интерес детей к занятиям через использование потешек, прибауток, народных игр.
  • Использовать в работе пословицы для патриотического воспитания, для знакомства с историей Русского народа.
  • Развитие различных способностей детей на занятиях по автоматизации звуков в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

Задачи:

  1. Развитие творческой индивидуальности
  2. Эмоциональное развитие
  3. Развитие музыкальных способностей
  4. Развитие духовной сферы
  5. Развитие самостоятельности
  6. Физическое развитие
  7. Воспитание эстетических чувств

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.  Русские пословицы и поговорки богаты по содержанию, современны по форме, лаконичны и живописны.

Пословицы – устные краткие изречения, содержащие мораль, выношенную многими поколениями.

Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление.

Отличие пословиц от поговорок состоит в том, что пословица выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей - такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина.

Как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь – то и пожнешь», «Нет друга – ищи, а нашел - береги».

В отличии от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое – сказать, что он свалился как снег на голову.

Каждая пословица и поговорка заключает в себе ясную мысль и это способствует развитию ума ребенка. Малые фольклорные формы тем и хороши, что они почти всегда представляют маленькую умственную задачу.

Первые пословицы и поговорки ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: «Не поклоняясь до земли и грибка не поднимешь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Береги нос в большой мороз».

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию.

Пословицы и поговорки приобщают ребенка к человеческой мудрости, и в этом состоит их большое педагогическое значение.

Известно, что никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят на память в разговоре, к случаю. Умение ребенка применять известные пословицы в определенных ситуациях также свидетельствует о влиянии малых фольклорных жанров на его умственное развитие. Важно научить детей понимать смысл пословиц и поговорок. Стремясь понять их значение, ребенок рассуждает, мыслит, опираясь на свой жизненный опыт. Например, смысл пословицы «Собака – друг человека» Алеша В. разъяснил так: «Собака дружит с человеком. Она служит на границе, в милиции, сторожит дом. Еще есть пожарные собаки. Собаки помогают человеку».

Точное освоение малых фольклорных жанров – пословиц и поговорок – представляет для ребенка определенный труд, поэтому от педагога требуется умение следить за уместностью и правильностью употребления малых фольклорных жанров в речи ребенка – дошкольника.

План работы

 

дата

Планируемая работа

Январь-июнь 2014 года

Подбор литературных источников, авторов; изучение выбранной литературы.

Список литературы

2014-2015 учебный год

Выбор различных поговорок, пословиц в соответствии с лексическими темами. Использование отобранного материала в работе с детьми как на занятиях, так и в режимных моментах подготовительной группы.

Отражено в календарном планировании фронтальной работы.

2015-2016 учебный год

Оценка результатов работы, корректирование и рекомендации к дальнейшему использованию. Подбор речевого материала на автоматизацию разных звуков в дальнейшей работе.

2016-2017 учебный год

Использование в работе потешек, прибауток в работе над автоматизацией звуков; пословиц и поговорок – при работе с лексическими темами.

Промежуточные итоги:

Знакомить детей с пословицами и поговорками начала в подготовительной  группе. Первый вопрос, который был задан детям: «Знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки?» вызвал у них затруднения. Тогда был приведен пример: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Кончил дело – гуляй смело». Дети начали вспоминать и рассказывать свои истории. Миша: «Хлеб всему голова. Так дедушка говорит. Хлеб нас кормит. Его нельзя бросать». Федя: «Горя бояться – счастья не видать. Такую сказку показывали».

Большинство старших дошкольников совершенно не имеют представление о пословицах и поговорках. Запас знаний малых фольклорных жанров у детей очень скуден.

С целью устранить это пробел детям рассказали, что такое пословицы и поговорки. «Пословицы и поговорки возникли очень давно. В те далекие времена люди еще не знали о самолетах и ракетах, о поездах и пароходах. Люди складывали сказки о сапогах-скороходах, ковре-самолете, шапке-невидимке. Тогда же появились пословицы и поговорки. Их было очень много, и они рассказывали о разных людях: правдивых и лживых, трудолюбивых и ленивых, смелых и трусливых. Были сложены пословицы о маме: «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет лучше дружка, как родимая матушка», о родине: «За правое дело стой смело». Эти пословицы передавались вашим бабушкам и дедушкам, мама и папам» В заключении дети получили задание: узнать, какие пословицы и поговорки знают их родители. Воспитанники узнали, что пословицы и поговорки учат как надо поступать, и какой поступок считается плохим; узнали, что пословицами и поговорками высмеиваются трусость, лень, жадность и прославляется смелость, трудолюбие.

Пословицы и поговорки хорошо воспринимаются детьми, когда выраженный в них смысл понятен ребенку, соответствует его опыту. Например, перед старшими дошкольниками поставлена задача: навести порядок в игровом уголке и на полках с игрушками. Работа была распределена между детьми так, чтобы без дела никто не остался. Некоторые убирали шкаф с игрушками, другие дети проверяли состояние настольно-печатных игр, лото, шашек. Однако не все дети приступили к выполнению задания. Ваня отошел к окну и стал смотреть в него. На вопрос, почему он не трудится вместе с другими детьми, он ответил: «А что мне делать? Так скучно». Воспитатель: «Не будет и скуки, коль заняты руки. Ты поработай, выполни свое задание, тогда и не будет скучно». Ваня подошел к группе ребят, но за работу не взялся, а начал баловаться. Воспитатель: «Ваня, ты разве не знаешь, что руки не для того даны, чтобы даром болтаться». Группа детей закончила работу. Воспитатель: «А вот тем, кто сегодня старался, я могу сказать: «Кончил дело – гуляй смело!»

Дети быстро запоминают пословицы и поговорки, особенно те, смысл которых выражен наглядно. Дети и сами начинают использовать их в своей речи. Например, старшие дошкольники подготовились к физкультурному занятию, построились, но в зал не идут, ждут Андрея, который одевается очень медленно. Логопед: «Андрей, скорее. Семеро одного не ждут».

Для обучения детей пониманию смысла малых форм фольклорного жанра создавались специальные ситуации. Так например, прочитала детям стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Дети поняли смысл произведения, обсудили понятия «героизм» и «мужество». Сообщила, что о героизме и мужестве людей есть много пословиц и поговорок. Детям было предложено объяснить, почему так говорят.

1) «Героям страх неведом»

Миша: «Герой ничего не боится»

2) «Герой немногих знает, а имя его вся страна повторяет»

Наташа «Героя все знают. Его по телевизору показывают и все хвалят. Он хороший»

О том, что дети понимают смысл пословиц и поговорок свидетельствует и следующий пример.

Воспитатель закончила чтение русской народной сказки «Мороз Иванович» поговоркой «Работа работе рознь». Смысл этой поговорки дети объяснили следующим образом:

Никита: «Девочка работала хорошо, и Мороз Иванович наградил ее. А другая – ленилась и ничего не делала. Ей ничего не дал Мороз Иванович».

Пословицы и поговорки способствуют расширению знаний детей об окружающем. Например, в ходе беседы с детьми о первом месяце зимы - декабре, познакомила детей с пословицами: «Декабрь год кончает, зиму начинает», «Декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит». Смысл первой пословицы дети объяснили без особых затруднений, а вот вторая пословица вызывала затруднение. Пояснила детям значение слова «Стужайло» - в декабре земля замерзает, становится твердой и  уже не оттаивает всю зиму. На прогулке мы еще раз обратили внимание детей на явления, свойственные для декабря.

Не следует требовать от детей бессмысленного запоминания пословиц и поговорок. Это приведет к искусственности, неестественному запоминанию и использованию их в своей речи. А вот сказанные взрослым человеком пословицы и поговорки в определенных обстоятельствах жизни ребенка будут выполнять свою роль: обогащать детские впечатления, делать переживаемые события более яркими и эмоциональными.


Источники:

  • Аникин В.П. Русский фольклор. – М.: Худ. лит- ра. 1986.
  • Безденежных Н.В., Пословицы и поговорки русского народа. - Ростов-на-Дону, Изд-во Феникс, 2012 г.
  • Веселые скороговорки для непослушных звуков. / Авт.-сост. Г.И. Сухин. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  • Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1985.
  • Гейченко И.Л., Исавина О.Г. Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста. - М.: Изд-во Детство-Пресс, 2013 г.
  • Загадки. Пословицы. Поговорки / Сост. К. и Д. Солертовские – М.: ООО «Гамма – С. А.», ООО «Гамма Пресс 2000», 2000.
  • Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  • Круглов Ю. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 1990 г.
  • Литвинова М.А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс. 2004.
  • Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) – М.: АРКТИ, 1999.
  • Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор. / Сост. М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 1995.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  • http://slovarick.ru
  • http://www.mista.ru/pogovorki.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций.  Это некая  наглядность, дающая возможность п...

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....

Использование малых фольклорных форм в логопедической работе

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматическо...

«Биоэнергопластика как элемент нетрадиционной логопедической работы»

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значител...