Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
консультация по логопедии (старшая группа)

В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Использование     здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования    приёмов    самомассажа

В настоящее время существуют разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией

Самомассаж  - это  динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с  массажным.

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Основные правила самомассажа

  • Один сеанс должен длиться около 5-10 минут.
  • Каждое движение выполнять около 5 раз.
  • Один сеанс может состоять только из нескольких приемов, которые могут меняться в течение дня.
  • Все используемые предметы являются индивидуальными.
  • Перед самомассажем требуется умыть ребенка.
  • Дети должны делать самомассаж сами, сначала имея зрительный контроль, а затем и без него.
  • Когда дети изучат все приемы, то массаж можно будет проводить под тихую музыку или под стихотворное произведение.
  • Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой логопедом схеме.
  • Перед выполнением самомассажа ребенок должен принять спокойную, расслабленную позу.
  • Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
  • Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и реакцией ребенка.

Противопоказания

  • Острые и хронические заболевания кожных покровов, в т. ч. гематомы на массируемом участке
  • Наличие герпеса на губах или др. инфекции полости рта
  • Увеличенных лимфатических узлов
  • Болезни крови и капилляров
  •  Острая крапивница, отек Квинке в анамнезе
  • Онкологические заболевания
  • Фурункулез
  •  Эпилепсия
  • Если ребенок недавно перенес ангину,  ОРВИ, то массаж/самомассаж  противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 20 дней.

Возможности самомассажа

  • Можно проводить индивидуально и с группой детей одновременно
  • Можно использовать многократно в течение дня;
  • Можно  включать в логопедическое занятие, перед или после артикуляционной гимнастики
  • Можно использовать без специального медицинского образования.

Мною были подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Вначале дети выполняют упражнения молча, по показу, затем по мере запоминания тоже проговаривают текст.

Самомассаж рук без использования предметов

При применении данного вида самомассажа используются следующие приемы: поглаживание (круговое, спиралевидное, зигзагообразное), пиление, растирание, разминание, вибрация, щелчки, поглаживание.

Самомассаж с  использованием предметов

Самомассаж ладоней и пальцев с помощью бельевой прищепки, орехов, шишек, веточек ели, шестигранных карандашей, каучуковых мячей, бумаги, массажных шариков, ковриков «травка», фасоли, гороха и т.д.

Самомассаж с прищепками

Самомассаж с орехами (каштанами)

Самомассаж с помощью массажера Су-джок.

Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием су - джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Су-джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

Самомассаж шестигранным карандашом

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Сухие бассейны

Это небольшие емкости, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой (фасоль, рис, бусы, горох и т.д. ) Опустив кисти рук в сухой бассейн, дети помешивают горох или фасоль, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук.

Шары-шалуны

воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки).

Игры с песком

«Найди предмет», «Оставь след», «Рисунки на песке» и т.д.

 Дети с удовольствием погружают руки в песок, перетирают его между ладонями, сжимают, просеивают, оставляют отпечатки ладоней, геометрических форм, рисуют, пишут буквы на нем. Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Самомассаж с помощью коврика «Травка»

Самомассаж артикуляционных органов

Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка

Самомассаж губ

  • Поглаживание указательными пальцами над верхней губой и под нижней губой от середины  к краям рта.
  • Поглаживание указательными пальцами по верхней губе и по нижней губе от середины к краям рта.
  • Собирание губ в вертикальную складку. Пальцы ребенка помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.
  • «Покажи свои зубки».  Пальцы ребенка помещаются в то же положение, но движения идут вниз по нижней губе, обнажая нижние десны, и вверх по верхней губе, обнажая верхние десны.
  • «Клювик утёнка». Сжимание губ в «клювик». Указательные и большие пальцы сжимают верхнюю и нижнюю губы и делают из губ  «клювик утенка».
  • «Играем на гармошке» (растягивание губ). Указательные пальцы помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение (предлагаю ребенку представить, что он играет на губах, как на гармошке).
  • Легкое постукивание щеткой или пальцами от середины к углам губ.
  • Пощипывание верхней, а затем и нижней губы пальцами проводится от середины к краям губ. При гипертонусе артикуляционных мышц не применяется. Рекомендуется при гипотонии.

Самомассаж языка

  • «Кусаем язычок»  
  • « Расчёска» -
  • «Жвачка»
  • «Накажем непослушный  язычок»

Список литературы

  • Акименко В. М. Новые логопедические технологии. - 2 изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
  • Гордеева  Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Москва 2011.
  • Куликовская Т. А. Массаж лицевых мышц. - М.: Книголюб, 2004. - 16 с. цв. ил.
  • Т.А. Ткаченко. Веселые пальчики. Развиваем мелкую моторику. М.:Эксмо,2008  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речево...

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....