" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.
статья
Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя школа
Представление
опыта работы по теме:
«Применение здоровьесберегающих технологий
в коррекционно–логопедическом процессе»
Представила: учитель-логопед
Высшей категории
Юсова Лариса Алексеевна
2019 г.
В настоящее время большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Поэтому первоочередной задачей в развитии и обучении детей дошкольного возраста, выделяется задача «сохранения здоровья детей и формирование у них привычки к здоровому образу жизни».
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического, физиологического и речевого развития, что заставляет задуматься над необходимостью применения методов и приемов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению.
Особенно важным становится применение з.с.технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения и различные психофизиологические особенности. Для них просто необходимо применять технологии здоровьесбережения в различных видах деятельности, которые бы способствовали интегрированному воздействию и достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Заинтересовавшись данной проблемой, ставлю перед собой ряд
задач:
- Изучение проблемы в научно-методической литературе;
- Разработка системы работы с применением з.с. технологий в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими нарушения речи;
- Апробирование з.с.технологий в коррекционной работе с детьми в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями;
- Разработка системы работы с педагогами и родителями (организация семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций, рекомендаций, изготовление памяток, брошюр, и т.д.);
- Обобщение, распространение педагогического опыта по применению з.с.технологий среди педагогов ДОУ;
- Подготовка публикаций для печати по теме использования здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.
Работа велась по трём направлениям:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Коррекционные технологии;
3. Технологии обучения здоровому образу жизни.
Представляю свой опыт работы по данной теме вашему вниманию.
Изучив материалы по вопросу здоровьесбережения (опыт работы педагогов, методическую литературу), выделила для себя различные формы ЗСТ, которые условно можно разделить на 3 категории:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. коррекционные технологии;
3. технологии обучения здоровому образу жизни.
ЗСТ, используемые мной в работе, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекции речи и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья
относятся различные виды гимнастик:
артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз.
Артикуляционная гимнастика – упражнения, способствующие укреплению мышц АА и развитию силы, ловкости и дифференцированности данного органа.
С помощью арт. гимнастики:
-Улучшается кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
Необходимость повторять одно и тоже движение продолжительное время утомляет ребенка, вызывает апатию к занятиям. Поэтому я широко использую всевозможные игровые приемы, которые создают положительный эмоциональный настрой, способствуют речевому развитию, вносят разнообразие в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста.
На начальных занятиях частым гостем является дидактические куклы: Весёлый язычок, Лягушка – Квакушка. С интересом ребята слушают весёлые истории про веселого язычка, стихи и сказки и выполняют предложенные упражнения. (постоянно пополняется материал в картотеках «сборник арт. сказок», «стихи и загадки по артикуляционной гимнастике»)
В своей работе использую пособия:
Во время автоматизации звуков использую артикуляционную раскраску, «Нескучные артикуляционные упражнения», где вместе с отрабатыванием необходимых движений дети развивают мелкую моторику, внимание, мышление, а также «артикуляционную гимнастику:
«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищевой,
«Арт. гимнастика для развития речи дошкольников»,
пособие Т. А Куликовской «Арт. гимн. в стихах, и картинках»,
Детям нравятся красочные издания, с интересом работают по ним, слушают весёлые истории.
Мною разработаны и используются в работе различные дидактические игры и упражнения:
«Лягушка и цапля» на дифференциацию, умение чередовать движения оаа (улыбка – трубочка, широкий – узкий язык…)
«Логопедические ходилки - бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.
В работе применяю:
Метод «Биоэнергопластики» – сочетание традиционных упраж арт. гимнастики с движениями кистей рук. Данные упражнения помимо развития гибкости и пластичности органов артикуляционного аппарата способствуют развитию координации движений и мелкой моторики, переключения и распределения внимания, саморегуляции, организации и включению детей в работу на занятии, сначала с одной рукой, потом переходят к одновременным движениям двух рук. Здесь главное условие – точное выполнение всех движений (тренировка нижней челюсти, губ, языка).
Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию
речевого дыхания и формированию правильного длительного выдоха.
Повышается общий тонус ребенка и сопротивляемость, закаленность и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы;
развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается лимфо- и кровообращение в легких, деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения
Правильное речевое дыхание – это основа для нормального звукопроизношения, и речи в целом, т. к. некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. (например звуку «р»). Поэтому применяю дыхательные упражнения на каждом занятии.
Мной составлена картотека игр и упражнений по дыхательной гимнастике, многие игры и упражнения использую в своей работе.
Все упр. имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.
«воздушный мобиль» на каждое время года;
«кто спрятался?» (подснегом прячется медведь, под палочками – муравей, под перышками – птичка);
«гонки» (на машинах, кораблях, самолетах);
«задуй свечку»;
«угостим мишку шишками»;
«соберем яйца»;
«здравствуй, солнце»;
«буль-бульки» в стакане с водой;
«морское дно», «лети, бабочка!».
Можно использовать предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки….
В логопедическом кабинете оформлена зона коррекции речи, настенное зеркало, находятся материалы для развития артикуляции, речевого дыхания, картотеки игр и упражнений по развитию артикуляции и дыхания.
Гимнастика для глаз – проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма,
глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, является средством профилактики нарушения зрения.
При проведении зрительной гимнастики я применяю наглядный материал,
художественное слово – стихи. В картотеку «Волшебные» игры для глаз собраны разнообразные упражнения в стихах.
Лицевая сторона шкафа с материалами к занятиям оформлена для игры «Путешествие по сказочной стране» на ковре – самолете (в разных точках шкафа развешены сказочные герои, которых дети ищут глазками, не поворачивая головы, туловища), на занятия дети с удовольствием рисуют носиком-
«карандашом» с закрытыми глазами, играют с «Веселой рыбкой», «Жуком», сами проводят «Веселую недельку для глазок» и т. д.
Существует технология сохранения и стимулирования психического здоровья детей, т. к. на занятия иногда приходят дети с рядом неврологических синдромом (прявляются в повышенной возбудимости, раздражительности, быстрой истощаемости, нарушение произвольной деятельности и поведения, двигательной расторможенности… ) Таким детям необходимо оказать психологическую помощь, чтобы занятие не прошло даром. Использую в этом случае упражнения релаксации, психогимнастики.
Релаксационные расслабляющие упражнения снимают напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата, развиваются процессы саморегуляции, осознанная двигательная активность. Нравится детям «Путешествие на облаке», играть в «Любопытную Варвару», С целью релаксации применяю упражнения на чередование напряжения и расслабления. Игры - «тряпичная кукла и солдатик», «Снеговик», «Сильные и слабые», «Лесорубы», «Цветы и солнышко»… Содержание таких игр связывается с темой занятия по коррекции звука, с изучаемой лексической темой.
Использую такой прием, как игра с крупами. (манка, перловка, бобовые, семена). Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Также их применяю в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
Психогимнастика учит управлять различными эмоциями и чувствами. Подобные игры помогают преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дают возможность самоутвердиться. Используются стихи на различный речевой материал, мимика и жесты - в единстве.
Игры и этюды по психогимнастике провожу в игровой форме. Создан каталог игр и упражнений.
К коррекционным технологиям
относятся логоритмика, упражнения на развитие мелкой моторики,пальчиковые игры.
Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
В своей работе использую методику логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой. Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.
Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности предшествует речевой активности детей. Эти упражнения и игры развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Пальчиковые гимнастики позволяют активизировать работоспособность головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.
В логопедическом кабинете создана зона развития мелкой моторики, на полочке располагаются игры и упражнения на развитие пальчиковой активности: мозаика, игры
с прищепками, семенами, бусинками, пробками, шнуровки, предметы для самомассажа: карандаши, грецкие орехи, шарики, бусинки, цветные колпачки, аппликатор Кузнецова. Собран большой материал в картотеку «Пальчиковые игры» на разные лексические темы.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: логопедический массаж, самомассаж,
массаж биологически активных зон.
Логопедический массаж используется с детьми , имеющими дизартрию и заикание, т.к . он является необходимым условием в работе с такими детьми.
При работе с детьми, имеющими сложную дислалию, я также применяю некоторые приемы самомасссажа для укрепления мышц щёк, губ, круговой мышцы рта, языка.
Массируем мышцы лица, шеи в игре «Не циркач я, не артист, сам себе я - массажист.», и языка - при помощи зубной щетки, артикуляционных упражнений «Расческа», «Норка для язычка».
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, в частности речевой зоны, расположенной вблизи с зоной руки, поэтому в работе использую игры по самомассажу рук.
Самомассаж применяется перед или после артикуляционной гимнастики, используется как физкультминутка.
Использование приёмов самомассажа при коррекции звуков помогает в работе логопеда, заитересовывает детей, т. к. проводится также в игровой форме, подготавливает речевой аппарат , развивает речь.
Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение, «каждая мысль заканчивается движением, - считал И. П. Павлов. Многим людям легче мыслить при повторяющихся действия (покачивание ногой, постукивание карандашом по столу…).
Ребенок развивается в движении. В связи с этим широко применяю динамические упражнения, паузы, физкультминутки. Они хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Многий
речевой материал мы разучиваем в движении: покачиваясь в стороны, работая руками, шагая по «дорожке»…
Использую оздоровительные позы для формирования правильной осанки:
позы –наездника, собачки, сидя по-турецки или на пяточках. Чем чаще происходит смена динамических поз ребенка на занятиях, тем интенсивнее развивается речь.
Все используемые мной ЗСТ вносят большое разнообразие в коррекционную работу и приносят неоценимую пользу.
На каждом занятии применяю такую технология как « речевая пятиминутка», включающие в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель, на определенную лексическую тему:
1 минута на развитие мелкой моторики,
1 минута на развитие дыхания и голоса, мимики
1минута на развитие артикуляции
2 минуты на физические упражнения, релаксацию.
Остальные 15 минут у нас уходит на освоение речевого материала с использованием других форм ЗСТ.
Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней работников ДОУ и родителей.
Для педагогов запланирован семинар-практикум «Применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в группе», разработаны рекомендации и картотеки по применению зст, представление обобщенного опыта по теме «ЗСТ» на педсовете, МО.
Для родителей в уголке для родителей была выставлена папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика», готовится папка по теме «Учимся правильно дышать», консультации по применению зст в семье – «Речевые игры»
Создан мини-сайт в социальной сети работников образования, где планирую размещать материал по работе.
Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом).
В планах - продолжить работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития и внедрить в практику технологии музыкального воздействия, ароматерапию, цветотерапию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...
«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста»
Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось»....
Статья "Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по технологии "Синквейн".
В данной статье представлен опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Технлогия Синквейн". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современном детском саду. В нем расскрыва...
Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....
"Приёмы проведения рефлексии с детьми старшего дошкольного возраста из опыта работы учителя-логопеда".
Проведение рефлексии в игровой форме, доставляя ребёнку положительные эмоции, постепенно развивая у него самоконтроль, самооценку, формируя навыки универсальных учебных действий, необходимых в шк...