"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
проект по теме

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа,  зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы........ 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 62

муниципального образования город Новороссийск

Учитель-логопед

Полевская Э.Ю.

ПРОЕКТ

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей

в процессе коррекционной работы с детьми

старшего дошкольного возраста»

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа,  зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье,  и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

 Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

ЦЕЛЬ: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей.
  2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ.
  3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.
  4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться  родители  в осуществлении развивающей и коррекционной работы.

1 ЭТАП.  ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Сентябрь-Октябрь

Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование)

учитель-логопед

Сентябрь

Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями)

учитель-логопед

Сентябрь

Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный  год (составление перспективного плана коррекционной работы)        

учитель-логопед

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Ноябрь

Консультация для родителей

«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» (старшая группа)

Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника» (подготовительная группа)  

учитель-логопед


учитель-логопед                                                                                                                                              

Декабрь

Семинар-практикум для родителей  адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Эффективные способы развития речи детей раннего возраста».

  • формирование речи у детей в ранний период
  • взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции
  • обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:
  • пальчиковый игротренинг;
  • обсуждение, обмен мнениями.

учитель-логопед

Январь

Консультация для родителей  «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук» (старшая группа)

  • виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;
  • рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук  детей 5-6 лет;
  • советы родителям,  имеющих леворуких  детей.

учитель-логопед

Январь

Консультация для родителей подготовительной к школе группы

«Подготовка детей  к обучению грамоте» (логопункт)

  • развитие фонематического слуха
  • предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
  • формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка руки ребенка к письму.

учитель-логопед

Февраль

Круглый стол  для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (родители старшей и подготовительной групп детей логопункта):

  • специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;
  • развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;
  • развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами выставка детских работ;
  • обсуждение, обмен мнениями.

учитель-логопед

Март        

Консультация «Игры и игрушки у вас дома» (старшая группа)

  • игра – основной вид деятельности ребенка;  
  • классификация детских  игр;
  • рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье.


Консультация  «Как правильно учить ребенка читать» (подготовительная группа)

учитель-логопед






учитель-логопед

Апрель

Консультация для родителей  адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Что делать, если ваш ребенок не говорит».

учитель-логопед

Май

Родительское собрание для родителей детей входящих в  логопункт «Готовность детей  к школе».

  • психологическая готовность ребенка к школе;
  • результаты обследования детей и работы ПМПК;
  • отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми;
  • рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.

Анкетирование «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов) к школе, потому что…»

педагог-психолог

                                                                                                                            учитель-логопед

                                                                                                                              воспитатели                                                                                    

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты:

  • Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
  • Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками.
  • Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
  • Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
  • Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008
  2. Бачина О.В. Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». М., 2009.
  3. Каше Г.А. Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., 1978.
  4. Козина И.Б. «Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников» // Дефектология. 1997. № 5.
  5. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 2007
  6. Перчаткина Е. «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
  7. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким чело...

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

     Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед  детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...