Главные вкладки

    Проект по теме:
    "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

    ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

    Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа,  зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы........ 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 62

    муниципального образования город Новороссийск

    Учитель-логопед

    Полевская Э.Ю.

    ПРОЕКТ

    «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей

    в процессе коррекционной работы с детьми

    старшего дошкольного возраста»

    Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа,  зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

    Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье,  и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

    Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

    Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

     Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

    Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

    ЦЕЛЬ: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

    ЗАДАЧИ:

    1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей.
    2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ.
    3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.
    4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться  родители  в осуществлении развивающей и коррекционной работы.

    1 ЭТАП.  ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

    Месяц

    Вид деятельности

    Ответственный

    Сентябрь-Октябрь

    Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование)

    учитель-логопед

    Сентябрь

    Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями)

    учитель-логопед

    Сентябрь

    Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный  год (составление перспективного плана коррекционной работы)        

    учитель-логопед

    2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ ЭТАП

    Месяц

    Вид деятельности

    Ответственный

    Ноябрь

    Консультация для родителей

    «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» (старшая группа)

    Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника» (подготовительная группа)  

    учитель-логопед


    учитель-логопед                                                                                                                                              

    Декабрь

    Семинар-практикум для родителей  адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Эффективные способы развития речи детей раннего возраста».

    • формирование речи у детей в ранний период
    • взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции
    • обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:
    • пальчиковый игротренинг;
    • обсуждение, обмен мнениями.

    учитель-логопед

    Январь

    Консультация для родителей  «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук» (старшая группа)

    • виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;
    • рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук  детей 5-6 лет;
    • советы родителям,  имеющих леворуких  детей.

    учитель-логопед

    Январь

    Консультация для родителей подготовительной к школе группы

    «Подготовка детей  к обучению грамоте» (логопункт)

    • развитие фонематического слуха
    • предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
    • формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка руки ребенка к письму.

    учитель-логопед

    Февраль

    Круглый стол  для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (родители старшей и подготовительной групп детей логопункта):

    • специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;
    • развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;
    • развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами выставка детских работ;
    • обсуждение, обмен мнениями.

    учитель-логопед

    Март        

    Консультация «Игры и игрушки у вас дома» (старшая группа)

    • игра – основной вид деятельности ребенка;  
    • классификация детских  игр;
    • рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье.


    Консультация  «Как правильно учить ребенка читать» (подготовительная группа)

    учитель-логопед






    учитель-логопед

    Апрель

    Консультация для родителей  адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Что делать, если ваш ребенок не говорит».

    учитель-логопед

    Май

    Родительское собрание для родителей детей входящих в  логопункт «Готовность детей  к школе».

    • психологическая готовность ребенка к школе;
    • результаты обследования детей и работы ПМПК;
    • отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми;
    • рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.

    Анкетирование «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов) к школе, потому что…»

    педагог-психолог

                                                                                                                                учитель-логопед

                                                                                                                                  воспитатели                                                                                    

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты:

    • Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
    • Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками.
    • Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
    • Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
    • Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008
    2. Бачина О.В. Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». М., 2009.
    3. Каше Г.А. Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., 1978.
    4. Козина И.Б. «Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников» // Дефектология. 1997. № 5.
    5. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 2007
    6. Перчаткина Е. «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
    7. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». М., 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

    Проект "Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями" расчитан на 1 год. Реализация проекта разделена на т...

    Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким чело...

    Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

    Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

    Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

    Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

    проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

    Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....

    Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

         Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...