Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
материал

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Задача по развитию словаря в старших группах решается следующими путями:

- описание предметов с указанием: цвета, формы, величины, материала и других признаков, которые дети не видят;

- добавляются специальные упражнения по использованию синонимов и антонимов;

-придумывание загадок, эпизодов;

- сочинение собственных сказок и историй, опираясь на отдельные признаки предметов и используя пространственные модели;

- свободные беседы на интересующие темы, обсуждение каких-либо событий;

- активное применение детьми средств художественной выразительности – эпитетов, сравнений – во время занятий, игр с игрушками, описания картин и т.д.;

- при построении полных и выразительных ответов по содержанию произведений, описанию картин, предметов, игрушек;

- подбор признаков к предмету и наоборот в дидактических играх, которые направлены на развитие смысловых связей между словами;

- и другие.

Первоначальная  речь ребёнка формируется путём постепенного развития и медленного накопления словаря. Переход к самостоятельной речи заключается в том, что ребёнок начинает употреблять вместо мимики и жестов слова в общении с взрослыми при удовлетворении потребностей и желаний. Он перестаёт тянуться к предметам, а обращается к взрослому, называя нужный предмет.

Овладевая речью в общении с окружающими людьми, ребёнок начинает заимствовать сложное содержание и построение речи, которое ему не посильно. Отсюда – тормоз в развитии речи. Ребёнок не может овладеть грамматическим строем, тот словарный запас, который он имеет, начинает истощаться, поскольку ребёнок (из-за того, что у него не получается) не активизирует его в речи, а новый словарь пополняется крайне редко (по различным обстоятельствам). Постепенно дети начинают затрудняться в построении речевого высказывания, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, не могут вспомнить названия предметов, действий, их качеств. В самостоятельных высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближённые по смыслу ответы. Речь часто изобилует вставными словами: ну, да, вот, как, это.

Все данные особенности определяют специфику задач словарной работы. Всё выше сказанное позволяет сделать вывод, что словарной работе необходимо уделять большое внимание.

Все эти особенности учтены в опыте работы. Прежде всего, нужно:

- разнообразить методы и приёмы, посредством которых будет достигаться положительный результат, должна учитываться их новизна и оригинальность;

- методы и приёмы должны соответствовать требованиям современной педагогике и психологии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников;

- все методы и приёмы должны согласовываться с основными принципами работы: доступности, актуальности, системности и др.;

- внедрение данного опыта должно позволить значительно развить познавательную активность и творческие способности детей разного возраста;

- главное – опора на развитие словаря и его активизацию, что особенно значимо для детей и их дальнейшего развития.

Все эти особенности, их учёт, натолкнули меня на мысль о необходимости написания опыта работы по данному вопросу. Работа началась с составления плана.

План опыта работы:

1. Изучить передовой педагогический опыт по вопросу логопеда д/с № 369  Радионовой В. С. Путём посещения её занятий, консультаций, изучения журнальных статей, материалов.

2. Провести анализ передового педагогического опыта и чётко определить систему работы.

3. Постепенно начать работу:

- определить преимущество методов и приёмов, их действенность;

- ввести работу по словарю в домашнее задание, в индивидуальную работу с детьми;

- обязать специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога) проводить словарную работу, а также в других видах деятельности;

- начать составление картотеки по систематизации словаря по темам;

- подготовить дидактический материал и наглядные пособия для работы со словарём;

4. С целью пропаганды дать открытое занятие для воспитателей с целью проследить методы и приёмы накопления словаря и познакомить с методами обогащения словаря.

5. Ознакомить педагогический совет с работой передового педагогического опыта по обогащению словаря.

6. Материалы из опыта и собственные материалы оформить и представить в методический кабинет.

При прохождении словарных тем ведётся систематическая работа по накоплению и систематизации словаря. Система такова:

- подобная работа позволяет отобрать наиболее точный и доступный для детей речевой материал;

- помогает осуществить взаимосвязь в работе со специалистами;

- значительно облегчить работу при повторении.

Главными целями в работе с детьми над словарём являются: обогащение, уточнение, активизация словаря, а также освобождение от нелитературных слов речи детей.

Уточнение словаря велось во время бесед, при ответах на вопросы, при составлении детьми рассказов и предложений.

Освобождение от нелитературных терминов велось и ведётся путём замещения нелитературных слов точными литературными словами, а также путём объяснения, разъяснения детям неправильности высказывания.

При обогащении словаря использовались следующие приёмы и методы:

1. Обогащение словаря через рассказ-обобщение воспитателя.

2. Через анализ и подбор слов из литературных произведений – рассказов, сказок, используя рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина. Во многих рассказах даётся исчерпывающая характеристика животных, птиц или предметов.

3. Обогащение через стихотворение и его анализ:

«Мой весёлый, звонкий мяч,

                                        Ты куда пустился вскачь,

    Красный, жёлтый, голубой,

                                         Не угнаться за тобой».

Из этого стихотворения дети узнают, что о мяче можно сказать не только красный, жёлтый, голубой, но ещё и весёлый, звонкий (подбор эпитетов).

4. Обогащение через загадки.

«Если солнце – мы стоим.

Если дождь – у нас работа –

Топать, шлёпать по болотам». (Калоши)

Дети отгадывают загадку с трудом, но если отмечается верное направление, например, скажут, сапоги, то можно спросить подтверждение отгадки текстом загадки.

5. Обогащение через стихотворение, типа «Подскажи словечко»:

«Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он… (жираф)».

6. Через пословицы, поговорки: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Делу время, потехе час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и другие.

Дети пытаются объяснить значение пословиц и поговорок как они их понимают.

7. Через сравнение: «Почему так говорят?»:

- « Хитрая как лиса»;

- «Красный как помидор»;

- «Грязный как поросёнок» и др.

8. Обогащение словаря через сказку: «Зимовье» (о животных наших лесов), «Заюшкина избушка» (о повадках лисы) и т.д.

9. Через рассказы самих детей, их знания, например, при подборе слов к слову «зима» (однокоренных, признаков). Дети называли: зимушка, зимующие (птицы), зимовье (дом), Зимняя (погода) и др., А также характеристику: холодная, морозная, чародейка и др.

10. Словарь обогащался и путём наблюдений, которые осуществлялись на прогулках, на экскурсиях в музей, при посещении кукольного театра и т.д.

11. Во время просмотра телепередач. Например, при прохождении темы «Животные» и «Птицы» давались домашние задания, что бы родители вместе с детьми посмотрели передачу «В мире животных», а затем спрашивала, о каких животных говорилось, что интересного узнали о них.

12. Привлекались родители: подобрать загадки, пословицы, поговорки по определённой теме; прочитать стихотворения, сказки, рассказы; подобрать определяющие слова, глаголы и т.д.

13. Обогащение словаря происходило и путём прослушивания музыкальных произведений. Например, прослушивали пьесу «Кукла заболела», после задаю вопросы: Какая музыка? Какая кукла? Как можно сказать про девочку, у которой заболела кукла? и т.д.

14. Через дидактические игры и упражнения.

В игре «Наш огород» дети обогащают свои знания о форме и цвете овощей, о способах роста, о методах приготовления и употребления.

Для активизации словаря использовались упражнения на составление загадок – образного описания предмета, его характерных признаков, особенностей. Дети учились подбирать слова, метафоры, ритмично произносить текст загадки, сопоставлять предмет и отгадку, находить сходства и доказательства. Подобные игры и упражнения тренируют детей в быстром поиске нужного слова, его семантическом и стилистическом подборе. Активизируя в речи детей слова, обозначающие пространственные отношения, включались игры и упражнения с предметами, для того чтобы дети осваивали такие понятия как: рядом, за мной, передо мной, слева, справа и др. («Кто с кем сидит?», «Где спрятался мишка?» и др.).

В работе над словарём руководствовалась принципами:

1. Доступности речевого материала;

2. Чёткость объёма слов, который вводится в активный и пассивный словарь детей;

3. Активного вовлечения в работу по накоплению словаря самих детей, мобилизируя их память и имеющиеся знания;

4. Последовательности (по каждой теме сначала определялись, назывались предметы (существительные), далее подбирались эпитеты к предмету (прилагательные), затем действия к предмету (глаголы).

Следующий этап: употребление глаголов с приставками (словотворчество): сорока – прилетела, улетела, слетела, перелетела и т.д.

Наиболее трудный вид работы – употребление наречий: воробей чирикает весело, задорно; белка прыгает ловко и т.д.

Название признаков, которые характеризуют данный предмет: хвост белки – беличий, уши зайца – заячьи и т.д.

Используя подбор однокоренных слов. Например, снег – снежный, снежок, снегирь, снежинка, снегопад, подснежник, снегоуборочная (машина), заснеженное (поле).

Подбор синонимов наиболее трудные задания для детей. Например, глаза кошки как бусинки, лиса мелькает между деревьями как огонёк и т.д.

Подбор антонимов: бегемот толстый, неуклюжий; пантера ловкая, грациозная.

Работа над многозначными словами: лук – овощ, оружие; перо – птицы, лука, ученическое; кисть – руки, у шторы, рябины, для рисования.

Образование и употребление сложных слов: овощерезка, сухофрукты, водопой и др.

5. Наглядности.

По каждой теме, с учётом подобранного словаря, были сделаны наглядные пособия, дидактические материалы, что повышало заинтересованность детей и способствовало более лучшему усвоению словарного материала (материал находился несколько дней в предметной среде для закрепления самостоятельного или для проведения индивидуальной работы).

6. Постоянное нарастание сложного речевого материала.

Более простые темы («Овощи», «Фрукты», «Игрушки) проходились в начале года, а в конце – более сложные темы («Птицы», «Животные» и др.).

7. Принцип концентричности, то есть постоянного возврата к пройденному материалу для лучшего закрепления и сравнения. Например, как летают в воздухе листья осенью, так и летают снежинки зимой, птицы весной, насекомые летом.

Многозначные слова: «крыло» проходили по теме «Птицы», «Транспорт» и т.д.

Разумеется, не только накапливать словарь у детей, но и способствовать его активизации в связной речи. Для этого в работе использовались описательные рассказы, придумывание загадок с использованием пособий.

Чтобы выполнить весь объём работы требуется много времени и усилий, а также активная помощь родителей, специалистов и самих детей. Только работая и выполняя все принципы можно добиться эффективности. Такую работу необходимо начинать с более раннего возраста.

Заключение.

В результате анализа психолого-педагогической литературы, научных исследований и программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста по теме работы, пришли к выводу, что развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями.

Анализ методической литературы по теме работы позволил определить эффективные формы, средства и методы работы по развитию словаря. Ими являются: занятия, дидактические игры и упражнения, работа в повседневной деятельности. Использование их в воспитательном и образовательном процессе, позволяет не только знакомить дошкольников с новыми словами, словосочетаниями, но и развивать умение применять знания на практике: в общении, при составлении рассказов, при высказывании своих мыслей.

Доступность содержания знаний помогут детям более эффективно усвоить задачу развития словаря.  

Развитие словаря эффективно тогда, когда педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, а так же взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель».

Внедрение описанного передового педагогического опыта поможет воспитателям систематизировать работу по развитию словаря, определить время её реализации, прогнозировать результаты, планировать индивидуальную работу с детьми.

Библиография.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997г.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1998г.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1991г.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь / Сбор. Соч. Т.2. – М., 1982г. с.  386-413.

5. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004г.

6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961 г.

7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи детей во всех возрастных группах. – М.: Просвещение, 1983, 1984, 1986, 1986 гг.

8. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980г.

9. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. / Дошкольное воспитание. 2000г., № 6.

10. Гессен С. И. Основы педагогики. – М.: Школа-Пресс, 1995 г.

11. Дошкольник: обучение и развитие. / Воспитателям и родителям./ Формирование речи детей. – Ярославль, 2001 г. с. 38-41.

12. Жигулёв А. Пословица в развитии речи дошкольника. / Дошкольное воспитание. 1975 г. № 7-10.

13. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. /  Ф. Я.Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993 г.

14. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 19985 г.

15. Крутецкий В. А. Психология. / Мышление и речь. – М.: Просвещение, 1986 г.

16. Лурия А. Р. Письмо и речь. – М.: Академия, 2002 г.

17. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1984 г.

18. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. / Сост. Л. В. Руссакова. – М.: Просвещение, 1986 г.

19. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975 г.

20. Психология дошкольника (хрестоматия). / Сост. Г. А. Урунтаева / О задачах развития речи. Ф. А. Сохин. – М.: Академия, 2000 г.

21. Развитие речи дошкольников. / Под ред.О. С. Ушаковой. – М.,1990г.

22. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001 г.

23. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. / Учебное пособие под. Ред. Т. И. Ерофеевой. – М.: Академия, 2000 г.

24. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982 г.

25. Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1981 г.

26. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 1984 г.

27. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего возраста). – М.: Просвещение, 1981 г.

28. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976 г.

29. Швайко Н. П. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Под ред.В. В Гербовой. – М., 1988 г.

30. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.:Академия, 2004 г.

Приложение.

Виды   дидактических    игр с предметами  

  (или с   картинками).

«Посмотри и запомни».

На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.

«Угадай, что спрятали».

Воспитатель раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.

«Наведи порядок».

В этой игре воспитатель учит детей называть предметы и классифицировать их. Для игры подбираются предметы двух-трех категорий; они раскладываются по категориям, а затем воспитатель перекладывает предметы из одной категории в другую и предлагает детям определить, что изменилось, и восстановить порядок.

«Найди и принеси».

Воспитатель раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.

Упражнения,  развивающие у детей

понимание обобщающего смысла слов

Для детей от двух лет.

Дидактическая игра «Найди похожие предметы (игрушки)».

На низком столе, за которым сидит воспитатель, разложены игрушки (например: мишки, автомобили, кубики, слоны, кораблики, мячики) по четыре экземпляра каждого вида, все разных размеров и цветов. Дети по очереди подходят к столу и находят названную воспитателем игрушку, а потом и другие, похожие на нее, показывают их всем товарищам. Воспитатель комментирует их действия: «Вот маленький серый слон», «Вот маленький жёлтый слон», «Вот серый  слон больше», «Вот большой серый слон».

Варианты дидактического материала: а) реальные предметы: части тела ребенка («Покажи, где у тебя рука, нос, ухо...»), части тела животного («Покажи, где у собачки хвост, ушки, спина...»), предметы в спальне, на кухне, цветы в вазе или на клумбе; б) наборы картинок, изображающих по одному предмету каждая.

Дидактическая игра «Найди по действию».

Ребенок должен указать, какой предмет или игрушка может выполнять названное воспитателем действие или находиться в данном состоянии. В группу вносятся заводные игрушки: танцующие (медведь, собачка), играющие на музыкальных инструментах (козлик-скрипач, кукла-гармонист, заяц-барабанщик и др.), движущиеся по полу (мотоциклист, автомобиль, планетоход), летающие (самолет, ракета), плавающие (рыбка, кораблик, подводная лодка), прыгающие (белка, лягушка, воробей, заяц).

Варианты дидактического материала: а) мультфильм, специально демонстрирующий различные действия «человечков», предметов, учебный фильм, демонстрирующий действия и состояния реальных предметов и живых существ; б) серии картинок, изображающих различные действия и состояния одного и того же лица или вещи (девочка спит, прибирает постель, умывается, делает зарядку, ест, читает, идет и т. д.).

Дидактическая игра «Переоденем кукол».

От ребенка требуется, чтобы он нашел предмет по названному воспитателем признаку: цвету, форме, размеру, принадлежности, материалу, из которого он сделан, и др.

На столе для занятий — куклы, одетые очень пестро: одна — в красном пальто, синем платье, желтой шапочке, зеленых башмаках; другая — в желтом пальто, красном платье, зеленой шапочке, емких башмаках; третья — в синем пальто, зеленом платье, красной шапочке, желтых башмаках; четвертая — в зеленом пальто, желтом платье, синей шапочке, красных башмаках. Воспитатель просит детей, чтобы они помогли куклам переодеться, надели на них пальто и платье одного цвета, одноцветные шапочки и туфли.

Для детей с низким речевым развитием работу надо начинать с предметами двух цветов, не больше.

Варианты дидактического материала: а) разноцветные вещи одной формы: кубики, шарики, дощечки, кольца и др. (их надо классифицировать по цвету); разноцветные вещи разных форм (их надо классифицировать или ло цвету, игнорируя форму, или по форме, игнорируя цвет); вещи, различные по форме, цвету, величине, по материалу, из которого они сделаны, а также по назначению (их надо распределить по указанным классам); б) животные, находящиеся в живом уголке детского сада или на колхозных фермах (воспитатель дает им простейшие характеристики типа рогатый, безрогий, травоядный, хищник и просит детей указать их по названным признакам); в) растения, встречавшиеся детям (хвойное, лиственное, цветущее, нецветущее, плодовое и др.); работа проводится так же, как и с названиями животных.

На следующем этапе упражнения усложняются: используется тот же дидактический материал, но названия предметов, их действий, признаков произносит не воспитатель, а сам ребенок, Формулировки заданий другие: «Что это? Как называется это? Что делает (он)? Кто что делает? В каком состоянии (он) находится? Какой (он,.она, оно, они)?»

Упражнения,  развивающие  понимание отношения  «целое  и  его часть (деталь)»

Для детей от трёх  лет.

Дидактическая игра «Склеим разбитую посуду» (ваза, чашка, чайник).

Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных частей (деталей).

Варианты дидактического материала: а) ножки, крышка — стол; ножки, сиденье, спинка — стул; б) мотор, кабина, руль, кузов, колеса, фары — автомобиль; циферблат, стрелки, корпус, механизм — часы; в) кисть, локоть, предплечье, плечо — рука; пальцы, ногти, ладонь — кисть руки; лицо, затылок, уши, темя — голова.

Дидактическая игра «Кукла Оля обедает».

Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее действие куклы, состоящее из ряда детализирующих его действий.

Варианты дидактического материала: а) вымыть руки — засучить рукава, отвернуть кран, подставить руки под струю воды, смочить их, взять мыло, намылить руки, положить мыло на место, потереть хорошенько руки одна о другую, подставить снова под струю воды, смыть мыло, стряхнуть воду с рук, вытереть досуха полотенцем; б) одеться для прогулки; в) убрать игрушки; г) сшить кукле платье и т. д.

Во время беседы могут быть использованы различные дидактические материалы (серии сюжетных картинок, диапозитивы, мультфильмы, обычные сюжетные фильмы).

Упражнение «Назови части».

Ребенок должен, зная название целого, перечислить его части. Это упражнение строится подобно описанным выше. При выполнении его можно использовать и дидактический материал, рекомендуемый к двум предыдущим упражнениям, но, естественно, работа идет в обратном порядке: сначала называется целое (предмет или действие), а потом его части или составляющие его действия.

Воспитатель опирается только на словесные представления детей, без предметной наглядности. Например, он называет слова, обозначающие целое, а дети называют его части: а) «Голова». — «Лицо, уши, затылок, темя»; б) «Обедать». — «Наливать, накладывать, отламывать, есть, пить, грызть, хвалить, благодарить».

Упражнения, развивающие  понимание смысла слов с родовым значением

Для детей от четырех лет.

Дети учатся понимать слова второй степени обобщения и наиболее простые слова третьей степени.

Дидактическая игра «Уточни слово».

От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым.

Воспитатель ведет детей в комнату для игр и, усадив их, говорит:

—        Сегодня, дети, мы узнаем, что многие вещи могут называться не одним,  а двумя словами.  Нина,  помоги  мне,  пожалуйста, показать ребятам такие вещи. Подойди к полке, возьми там любую игрушку и принеси нам.

Нина выполняет поручение — приносит мишку.

- Спасибо, Ниночка. Что ты принесла?

-  Мишку.

—        Я посылала тебя за игрушкой. Ты принесла мишку. Мишка - игрушка?

-Да.

—        Значит,  ты держишь  сейчас вещь,  которая  называется и  игрушка,  и  мишка,  ее  можно  обозначить двумя  словами.

Воспитатель пододвигает к столу заранее приготовленный ящик с игрушками и начинает их выкладывать.

—        Дети,  прошу вас называть вещи,  которые я кладу на стол. Помните, каждая из них называется словом игрушка и, кроме того, еще одним словом, которое вы скажете сами. Что это?

Дети по очереди отвечают:

—        Игрушка  Буратино.  Игрушка  кубик.  Игрушка  самолет. Игрушка пирамидка. Игрушка зайка. Игрушка матрешка.

—        Значит,  все это  игрушки, — говорит  воспитатель. — Вот какое замечательное слово игрушка.  Сколько оно обозначает вещей! И Буратино — игрушка, и кубик — игрушка, и самолет — игрушка, и зайка — игрушка, и матрешка — игрушка.  Вам не кажется, что слово игрушка само как будто ящик для игрушек:  вмещает в себя  все слова,  которыми  называют разные

игрушки?

—        Теперь вы сами вспомните какое-нибудь слово,  которое вмещает в себя много других слов. Посмотрите на предметы в этой комнате: что здесь стоит?

Дети:  Шкаф, стеллажи, стол, стулья.

Воспитатель. Каким словом еще можно назвать стол, стул, шкаф, стеллаж? Скажи ты, Нина.

Нина. Мебель!

Воспитатель. Отлично, Ниночка! Слово мебель, как и слово игрушка, вмещает в себя много слов.

Варианты дидактического материала: а) посуда; б) фрукты, овощи; в) деревья, кусты, трава, цветы; г) насекомые (местом занятий по усвоению обобщающего смысла этих слов может быть парк, двор детского сада, лес и поле во время летних прогулок); д) звери, домашние животные (занятия по усвоению обобщающего смысла этих слов удобно проводить во время или сразу после экскурсии в зоопарк, на колхозную ферму); е) одежда, обувь.

Весь объем названий, конечно, не может быть усвоен детьми сразу. Воспитатель проводит занятия неоднократно на протяжении двух-трех лет, пока обобщающий смысл слов, которые они должны знать по программе, не будет усвоен.

Упражнение «Дай общее название».

Задача, как и в предыдущем упражнении, — усвоение обобщающих слов, но работа идет в обратном порядке: воспитатель называет слова, обозначающие какие-то общие родовые понятия, дети должны назвать слова, их конкретизирующие: фрукты, овощи, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные.

Упражнение «Дай три названия и больше».

Образцы дидактического материала: а) клевер — трава — растение; б) стол — мебель — вещь; в) каша — блюдо — пища — питание.

Упражнения с данным дидактическим материалом могут строиться так же, как и два предыдущих, но, разумеется, в них меньше опоры на реальные предметы.

Для упражнений данного типа необходимо, чтобы ребенок обладал достаточным речевым развитием: понимал обобщающий смысл даже самых конкретных (нарицательных) слов, понимал смысл слов первой степени обобщения (дерево, трава, мебель, игрушка, овощи и др.).

В детском саду не следует торопиться с толкованием слов более высоких, чем вторая, степеней обобщения, хотя и недопустимо искусственно задерживать усвоение таких слов детьми, которым это оказывается под силу независимо от возраста.

Упражнения для усвоения антонимов

Для детей 6 лет.

Дидактическая игра «В зоопарке»

На столе, за которым сидят дети, воспитатель выкладывает пары однородных предметов, отличающихся по одному признаку – величине. Дети распределяют животных по соответствующим вольерам: большого бегемота – в большой вольер, а маленького – в маленький вольер и т.д.

Антонимы длинный - короткий можно показать, используя в качестве дидактического материала набор игрушек «У кого какой хвост», «У кого какие уши» и т.д.

Антонимы низкий – высокий, узкий – широкий, мелкий – глубокий можно усваивать во время прогулки, сравнивая деревья и кусты, забор и дома, лужу и пруд и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Особенности развития словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ребенок cтаршего дошкольного возраста начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным и устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельн...

Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста...

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....