Использование малых фольклорных форм в логопедической работе
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Татьяна Юрьевна Проплетина

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Одной из форм организации обучения детей, является использование фольклорного материала. В нашем детском саду прошел праздник посвящённый работе по приобщению детей к творческому наследию русского народа, в котором участвовали дети логопедической группы. Главной целью мероприятия было   способствовать познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Центр зала оформлен под русскую избу: окно, печь, стол с самоваром и посудой, скамейки, лавки. Возле печки за прялкой сидит одетая в русский костюм тётушка – сказительница. В доме хозяйка накрывает на стол. Слышится стук в дверь.

Ход

Хозяйка. Тара-ра, тара-ра,

Идут девки со двора,

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять,

Весенние посиделки справлять.

Под народную песню входят девочки вместе с воспитателем, одетые в русские сарафаны, садятся на скамеечку, воспитатель берёт вышивание.

Воспитатель. У тётушки у нашей посиделка была.

Что ты, тётушка, нам прясть дашь?

Тётушка. Старым старушкам – шерсти клочок,

А красным молодушкам – белый лепесток!

Хозяйка. Кто сеял, кто веял белый ленок?

Девочки. Добры молодцы!

Раздаётся стук в дверь.

Хозяйка. Проходи, честной народ!

Под народную песнь входят мальчики с другим воспитателем, одеты в русские народные костюмы.

Мальчики. Девочки, беляночки,

Где вы набелились?

Девочки. Мы вчера коров доили,

Молоком умылись.

Частушки.

Мальчики. Вы послушайте девчата,

Нескладуху буду петь:

«На дубу свинья посеется,

В бане, парится медведь!»

Девочки. А я – умница, я – разумница,

Про то знает вся улица,

Петух да курица,

Кот да кошка,

Мой друг Ермошка

Да я немножко!

Мальчики. Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас,

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Девочка. У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа-

Косолапы женихи!

Дети поют частушки с переплясом.

Не хотела я плясать,

Стояла, стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася!

Поплясала я, да мало

На мою забавушку,

Моя бабка не плясала –

Попляшу за бабошку!

Может, я и не красива,

Мне не надо краски:

Был бы разум в голове

Да веселы глазки!

Ты играй, гармонист,

Ты играй почаще,

Ваши серые глаза

К нашим подходящи!

Пойте, пташки, пойте, пташки,

Пойте все соловушки,

Хорошо живётся нам

На родной сторонушке!

Хозяйка. Как гармонь – то заиграет,

Всех танцоров увлекает.

Всякий молодец на свой образец!

Танец:

Игра: «Ручеёк»

Хозяйка. Тётушка, что интересного для нас припасла?

Тётушка: Я весною на завалинке,

А зимою в горнице посиживаю,

Сижу, на народ всегда гляжу,

Всё всегда запоминаю и в копилку собираю.

Это моя корзинка копилка (показывает на плетёную корзинку).

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёный – погляжу…

***

Кто приходит, кто уходит –

Все её за ручку водят. (Дверь)

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (окна)

В избе – изба,

На избе – труба.

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт! (печь)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп, да ложки. (стол)

В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь да вода! (самовар)

Хозяйка. Мы с вами знаем много пословиц и поговорок. Подарим их тётушке доброй, пусть положит в свою копилку.

Живи просто – проживёшь лет до ста.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Из гнилого леса не надолго изба.

Одному страшно, а ораве всё не по чём.

Семья в куче – не страшна туча.

Чем больше рук, тем легче руд.

Не для лета изба рубится, а для зимы.

Жить в соседях – быть в беседах.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Худой обед, коли хлеба нет.

Тётушка.  

Вот и пополнилась моя копилка! Помню, как в старину певали. Красота! Женщины у кудели пели, девицы за столом сидели, мужчины за праздничным столом. Пели так, что аж избу качало. Просто, без особых затей. Песня называется:

Тётушка. Смотрю на вас, такие красивые сарафаны.

Весной в таких сарафанах

Никто не унывает,

А вокруг берёзки

Хороводы затевают.

Хоровод «Топни ножка моя»

Игра:

Хозяйка. Уж мы пели и плясали,

А на ложках не играли!

Импровизационный оркестр.

Хозяйка: Уж мы пели плясали вволю,

Но посиделки не бывают доле.

Давайте в завершение наших посиделок исполним танец:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками.

Готовые плакаты с прибаутками, потешками по режимным моментам в д.с....

Использование малых фольклорных форм на логопедических занятиях.

Оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ГБ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...