ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка на тему

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве.  По данным общероссийской статистики, количество абсолютно здоровых детей в дошкольных образовательных учреждениях не превышает 10 – 15 %. Экологическая и социальная напряженность в стране,  на фоне небывалого роста «болезней  цивилизации», привели к ухудшению демографических показателей и увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Непрерывный рост детской патологии с различными формами генеза выдвигает проблемы, связанные с их диагностикой, своевременной коррекцией и реабилитацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_s_prilozheniyami1.1.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Валункова Е.А., Голубева Л.И.        

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД  КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КРАСНОДАРСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД  КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

СТРУКТУРНОЕ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 151

Ул.им.40-летия Победы, 29/1, г.Краснодар, 350072, тел. (861) 252-16-29

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ  ФОЛЬКЛОРНЫХ

ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

             Авторы опыта:

                                                  Валункова Евгения Александровна, воспитатель

                                   Голубева Лариса Ивановна, воспитатель

г. Краснодар, 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Информация  об  опыте…… …….…………………………….…….3-7

 -  Технология  опыта  ……………… ……………………………….…..7-9

 - Результативность  опыта…………… …………………………………9-10

3.  Библиографический  список………………………………………….11

4. Приложение  к  опыту…………………………………… …..……….12-28

4.1. Приложение №1. Дыхательные упражнения на основе потешек…12-14

4.2. Приложение №2.  Физминутки на основе малых фольклорных

 форм  …..…………………………………………………………………15-18

4.3. Приложение №3 Комплексы гимнастики пробуждения..…………19-22

4.4. Приложение №4 Зрительные упражнения  на основе потешек……23-25

4.5.Приложение №5 Пальчиковая гимнастика  на основе малых

 фольклорных форм …………………………………………..………….26-28

4.6.Приложение №6 Массажи и самомассажи на основе потешек ……29-30

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

            Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве.  По данным общероссийской статистики, количество абсолютно здоровых детей в дошкольных образовательных учреждениях не превышает 10 – 15 %. Экологическая и социальная напряженность в стране,  на фоне небывалого роста «болезней  цивилизации», привели к ухудшению демографических показателей и увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Непрерывный рост детской патологии с различными формами генеза выдвигает проблемы, связанные с их диагностикой, своевременной коррекцией и реабилитацией.

           Наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения состояния здоровья ребенка: часто болеющие дети, нарушение осанки и плоскостопие, бронхолегочная патология, хронические заболевания ЛОР-органов, неврологические заболевания, угроза миопии (близорукости) и др. Не случайно в детском саду № 151 города Краснодара (ныне структурное подразделение № 151 МАДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка») на протяжении ряда лет функционируют оздоровительные группы для детей дошкольного возраста. Мы 12 лет ведем оздоровительную работу с часто болеющими детьми в группах  для детей с хроническими заболеваниями ЛОР-органов. Различные аспекты оздоровительной  работы пронизывают все виды педагогической деятельности ДОО.  Тема опыта  обусловлена тем, что социальным заказом  для нашего учреждения и целью работы каждого педагога, учитывая контингент детей, являются:

- охрана и укрепление здоровья детей;

-обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка, его эффективного личностного развития;

- стойкая ремиссия у хронически больных детей, улучшение динамики состояния      их здоровья.

            В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей, проведение реабилитации и коррекции является одной  из приоритетных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Лечебный компонент деятельности ДОУ из практики исключен,  поэтому многократно возросла важность и необходимость  оздоровительно-профилактической работы. В организации оздоровления детей нет и не может быть мелочей. Компоненты оздоровления непременно должны интегрироваться во все виды деятельности.

           Вся жизнедеятельность детского сада должна быть направлена на решение данных задач – это и режим пребывания детей со своевременной сменой различных видов деятельности, рассматриваемый под оздоровительным аспектом, создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата и реализация комплексной программы оздоровления воспитанников, в которой огромное внимание уделяется не просто  двигательной активности ребенка в течение дня, а именно оздоровительной направленности проводимых мероприятий.

          Одной из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся - это слабое физическое развитие и сниженный индекс здоровья детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, вялая мимика, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена. Поэтому мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых оздоровительных технологиях, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.  

            Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось,  что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

            Остро стоит вопрос профилактики и коррекции состояния опорно-двигательного аппарата детей. И в этой связи предлагаются игры и упражнения, комплексы гимнастики с элементами ЛФК.

            В последнее время у дошкольников наметилась тенденция снижения зрения. Решать данную проблему позволяют тренинги зрительного аппарата в виде игр и систем упражнений, направленных на активизацию зрительной координации, укрепление и улучшение кровоснабжения мышц глазного яблока и глазного дна.

            И, наконец, залогом успеха оздоровительной работы является здоровый психологический климат  в дошкольной организации, позитивный эмоциональный контакт педагогов, детей и родителей.

            В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Как разнообразить мероприятия оздоровительного характера, сделать их яркими, запоминающимися, позитивными, несущими, помимо всего прочего, и  воспитательную нагрузку? Именно богатое культурное наследие, использование малых  фольклорных форм-то эмоционально-образное средство влияния на детей, которое поддерживает их интерес к здоровому образу жизни посредством национальных традиций. Приобщение детей к устному народному творчеству не только открывает перед ними тесную связь человека с миром природы, дает возможность познакомиться  с родной культурой, с  образным языком.  Всевозможные потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, заклички и прочая стихотворная «шумиха», помогают детям автоматизировать поставленные звуки, способствуют укреплению органов дыхания, улучшению кровоснабжения ЛОР-органов  (что весьма актуально для часто болеющих детей). С большим желанием  дети выполняют пальчиковую гимнастику, самомассаж кистей, стоп и тела в целом с фольклорным содержанием. Используя устное народное творчество, разработаны комплексы упражнений гимнастики пробуждения, физминутки и динамические паузы, дыхательные и зрительные гимнастики.

           Цель опыта работы: использование малых фольклорных форм  в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

                   Оздоровительные задачи:

-    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- разработка и внедрение наиболее эффективных оздоровительных практик, основанных на устном народном творчестве;

- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа,  закаливания; профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата; охрана зрения.

          Развивающие  задачи:

- формирование речевого аппарата, расширение лексического запаса, развитие творческого воображения и физических качеств;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире.

          Воспитательные задачи:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

-воспитание уважительного отношения к культуре родной страны, создание  положительной  основы  для воспитания патриотических чувств.

          Мы всегда помним, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». И в немалой степени зависит от нас, чтобы дети росли здоровыми.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА

         Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, физическому и психическому развитию каждого ребенка.  Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. В настоящий момент медицинское обслуживание организованных дошкольников полностью передано системе здравоохранения, из деятельности детского сада исключен компонент лечебной работы. Но вопросы профилактики и коррекции, тем не менее, остаются  приоритетными направлениями деятельности дошкольных организаций. Тем более насущной задачей в этой связи является  ориентация  на здоровьесберегающее обучение и воспитание.  В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, ее интегрированности во все сферы деятельности   дошкольных организаций, взаимосвязи с воспитательными задачами, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

         Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Сочетание произведений устного народного творчества и  креативных, зрелищных, несущих радость ребенку, оздоровительных упражнений, являются залогом успеха не только в плане оздоровления, но и  приобщения детей к народной культуре, воспитания патриотизма и формирования позитивного эмоционального контакта между всеми участниками педагогических отношений.

         Наш детский сад уже много лет ведет оздоровительную работу с часто болеющими детьми в группах  для детей с хроническими заболеваниями ЛОР-органов. Общеизвестно, что затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формировании звуков, которые представляются нечеткими, плохо разборчивыми. При воспалении в выше указанных отделах верхних дыхательных путей, звук становится приглушенным, приобретает носовой оттенок. Это происходит за счет уменьшения объема воздуха в носоглотке и околоносовых пазухах. Возможно возникновение заикания.  В ДОО приходят дети в основном с II и III группой здоровья,  имеющие различные патологии. Проанализировав факты, мы поняли, что  помимо  укрепления и  сохранения здоровья, необходимо развивать речь дошкольников, используя целостную систему физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и нетрадиционных подходах в работе с детьми.  

         В конечном итоге, такой симбиоз оздоровления на основе народных традиций способствует формированию у ребенка с самого детства  осознанного отношения  к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

НАУЧНОСТЬ И  ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Данный опыт работы  соответствует  основополагающим  положениям  дошкольной  педагогики  и  психологии.  По Ю.Ф. Змановскому оздоровительный режим включает триаду:

Достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений. Превалирование положительных эмоций.

Достаточная умственная нагрузка.

Около 80% всей жизненной информации ребёнок получает до 7 лет. И самая многоликая информация в фольклоре, потому он так и важен в работе с детьми. Идея опыта основана на междисциплинарном научно-практическом направлении В.Т.Кудрявцева - развивающей педагогике оздоровления.

            В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление культуры здоровья обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.

           Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в ДОУ: Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ «об образовании»; Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений»  от 4.04.2003г № 139.

         Программно-методическое обеспечение заключается в том, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется на основе разумного сочетания базисного и дополнительного компонентов образования при комплексном подходе к ребенку со стороны всех служб  и участников педагогического процесса.  В работе используются “Программа воспитания и обучения в детском саду” по ред. М.Ю.Васильевой, парциальные программы и методики: Н.Н.Ефименко. Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного и младшего школьного возраста, Л.И.Пензулаева. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста, М.Н. Кузнецова. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

На современном этапе одним из насущных и острых вопросов является поиск новых форм и методов обучения и оздоровления детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. Фольклор позволяет разнообразить и физкультурно-оздоровительную работу путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. В воспитании дошкольников широко используется фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

            Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Использование средств устного народного творчества является одним из путей улучшения психофизического состояния детей и, соответственно, здоровья.

Оздоровительная работа с применением малых фольклорных форм позволяет и предусматривает обновление педагогических технологий. На современном этапе ребенок - активный участник педагогического процесса. Ориентация ребенка на самопознание, самоопределение и самовоспитание, использование всего общественно - исторического опыта предшествующих поколений.

           Оздоровительные мероприятия с использованием фольклора предусматривают систему физических и речевых упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, способствует исключению стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений, предполагает использование разнообразных двигательных действий.

Из нашего национального устного творчества – потешек, считалок, закличек, скороговорок, сказок, если не быть ленивым и пренебрежительным, можно извлечь много пользы для воспитания здорового ребенка.

          Народ использовал целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребёнка здоровым. Весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, переваливание головы с руки на руку и т.д.

Вспомните «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Массаж ладошки («кашу варила»), всех пальцев («этому дала»), и одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.

Или – когда переваливают головку ребёнка с рук на руку, массажируя шею, а затем закидывают ручки за голову: «Валяй, валяй, баба каравай, Пришёл к бабе пономарь.

– Дай, баба, теста Шук, шук полетели– Нет в печи места На голову сели!

Народная мудрость гласит: "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю- запоминаю". Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Поэтика народных традиций находит яркое отражение в педагогическом процессе. Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. Оздоровительная работа в ДОО, формирование начал здорового образа жизни у каждого ребенка соответствуют требованиям современного этапа общественного развития и новым целям дошкольного и начального школьного образования: ориентации на нравственные, эстетические и этические отношения, обращение к духовным, культурным, экологическим и другим ценностям, приобщение к природной и социальной среде, формирующей образ здорового физически и психически современного человека. Вся  деятельность ребенка должна быть пронизана движением – это залог здорового развития его организма. Вкладывая оздоровительный компонент во все виды деятельности, необходимо соблюдать определенные основополагающие принципы:

- хорошо знать контингент своих воспитанников (уровень состояния здоровья и физиологических систем организма, имеющиеся диагнозы, уровень физической подготовленности и двигательной активности, тип нервной системы);

- все проводимые мероприятия должны быть научно обоснованы и апробированы на практике;

- педагоги должны тесно сотрудничать с медицинским персоналом, осуществляя принципы систематичности и последовательности оздоровительного процесса;

- все направления работы, используемые для оздоровления детей должны быть доступны, креативны, нести радость;

- весь коллектив работает в тесной взаимосвязи с родителями, соблюдая непрерывность оздоровительной работы для достижения конечного результата.

         Особенно актуальным является в данное время вектор работы по повышению иммунного статуса ребенка, что формирует защитные силы, сопротивляемость  организма (т.е. его резистентность), позволяет снижать острую заболеваемость в детских коллективах. Этому способствуют все виды закаливания, использование различных «дорожек здоровья», массаж и самомассаж, в том числе биологически активных точек, дыхательные упражнения, зрительные гимнастики, гимнастики пробуждения.  Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре мероприятий оздоровительной направленности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора  оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. С целью повышения двигательного потенциала  считаем возможным повторять упражнения не более 2 - 3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения  упражнений в сочетании с фольклором. В дошкольных учреждениях  можно проводить разные виды гимнастик с использованием фольклорного материала.

При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:

1. Доступность содержания детям дошкольного возраста.

2. Познавательная и нравственная значимость

3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.

          Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, ребенок выполняет определенные упражнения, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует, но и вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия. Почти все потешки можно использовать для психокоррекции: купирования нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы. Дети стараются передать путём выразительных движений, мышц лица и всего тела образ определённого персонажа. И конечно при этом много положительных эмоций, что немаловажно для здоровья ребёнка. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Физические упражнения, используемые в качестве активного отдыха, а также эмоциональные факторы, сопровождающие выполнение упражнений, успокаивают и гармонизируют психику, пробуждают силы, способствующие оздоровлению детского организма.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ.

           Снижение уровня заболеваемости, повышение уровня физической подготовленности, развитие всех компонентов устной речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств дошкольников  являются стабильными результатами данного опыта за последние четыре года.

Диагностика и анализ основных показателей за 2014 г. (по сравнению с 2010 г.):

1. Физическая подготовленность – возрастание на 10,7 %,

2. Диагностика дыхательной системы – возрастание на 7,9 %,

3. Простудная заболеваемость – снижение на 11 %,

4. Посещаемость – повышение на 3,1 %,

5.  Индекс здоровья – возрастание на 10 %.

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Практическая значимость опыта заключается в возможности использования указанных оздоровительных технологий  с применением малых фольклорных форм в массовой практике, как педагогами дошкольных учреждений, так и родителями: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. При этом ребенок не только реализует потребность в движении, оздоравливается, но происходит и своеобразная коррекция звукопроизношения. Почти все  потешки, скороговорки можно использовать для психокоррекции. В детском фольклоре есть ещё и считалки, заклички, не говоря уже об играх. Все народные игры моделируют жизненные ситуации, заставляя ребёнка не просто двигаться, но и думать, искать решение. В каждом упражнении целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать. Помимо достаточной двигательной активности и превалирования положительных эмоций, ребёнок получает и достаточную умственную нагрузку. Разработанная методика проведения оздоровительных мероприятий и мероприятий двигательной активности с использованием богатого фольклорного наследия апробирована в течение 4-х лет.

 Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволяет повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлекает его в игры, учит ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему. Таким образом, на современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов оздоровления детей, повышения их двигательной активности. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной,  позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Жаль, что много забыто нами и не используется в оздоровительных целях. Практическая значимость опыта: через игры и упражнения, укрепляющие здоровье, развивающие речь и физические качества, к сознательному отношению к своему здоровью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ // Дошкольное образование. – 2004. – № 17. – С. 5-20.

2. Асташина М. Фольклор в физическом воспитании дошкольников / М. Асташина, О. Трещева // Дошкольное воспитание. - 1997. – №3. - С. 61-68.
3. Ефименко Н.Н.Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного и младшего школьного возраста. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999, 256с.

4. Круглов Ю.Русские народные загадки, пословицы, поговорки.-М.: Просвещение, 1990

5.  Кузнецова М.Н.Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие /М.Н.Кузнецова.-М.: Айрис-пресс, 2007.-112с.

6. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 66.

7. Кудрявцев В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками // Начальная школа: плюс, минус. – 2000. – № 7. – С. 3-8.

8.  Кудрявцев В.Т. Развитие двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

9.Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников.-Воронеж: ЧП Лакоцетин С.С., 2007.-96с.

10. Савельева Н.Ю.Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. -Ростов н/Д: Феникс, 2005.-464 с.

11. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) / Л.И. Пензулаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
12. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  НА ОСНОВЕ  ПОТЕШЕК.

 «ПАСТУШОК»

Раным-рано поутру                            Глубокий вдох  через нос.

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»                     Долгий выдох со звуком «у».

А коровки в лад ему                         Глубокий  вдох  через нос.

Затянули: «Му-му-му!»                   Долгий выдох со звуком «у».

Ты, Буренушка, ступай,                  Вдох и выдох через нос, зажав левую ноздрю.

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,                  Вдох и выдох через нос, зажав правую ноздрю.

Нас напоишь молочком.

«КУЗНЕЦ»

Идет Кузьма из кузницы,             Вдохи и выдохи через нос.

Несет Кузьма два молота.

- Тук – тук – тук!                        Вдох. Наклоны в стороны, произнося на выдохе.

Вот ударил разом вдруг:           «Ту-у-у-х-х-х! Ту-у-у-у-х-х-х!».

Для всех людей                          Спокойные вдохи и выдохи через нос.

Накуем гвоздей!

Повторить 3 раза.

 «ЛЕБЕДУШКА»

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,  Руки над головой- вдох, руки в стороны – выдох.

Выше бережка головушку несет.          Задержать дыхание, на счет 5 выдохнуть.

Белым крылышком помахивает           Руки над головой- вдох, руки в стороны – выдох.

На цветы водичку стряхивает.            Вдох через нос, прерывистые выдохи (пофыркивания)                                                                  через нос. Повторить 3 раза.

 «УЛИТА»

Улита, улита,             Пальцем закрыть правую ноздрю и сделать вдох и выдох.

Высуни рога!            Пальцем закрыть левую ноздрю и сделать вдох и выдох.

Дам тебе, улита,       Глубокий вдох.

Пи-ро-га!                  Короткие выдохи на каждый слог.

 «МАЛЫШИ - КРЕПЫШИ»

Малыши-крепыши        Стоя –глубокий вдох, присесть, рука в стороны-глубокий  выдох

Малыши-крепыши

Вышли на площадку,    Ходьба на месте  спокойное дыхание.

Малыши-крепыши

Делают зарядку!           Сделать вдох, задержать дыхание.

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!                    На счет  -5 выдох.

Ноги шире!

Повторить 2 раза.

«ТРАВКА-МУРАВКА»

Травка-муравка со сна поднялась,      Поднять голову вверх – глубокий вдох.

Птица-синица за зерно взялась,          Голову опустить – глубокий выдох.

Зайки – за капустку,                             Поднять голову вверх – глубокий вдох.

Мышки – за корку,                               Голову опустить – глубокий выдох.

Детки – за молоко.

Повторить 3 раза. «ПТИЧИЙ ДВОР»

Наши уточки с утра –                    Глубокий вдох через нос.

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!           Ритмичные короткие выдохи со звуком «а».

Наши гуси у пруда –                     Глубокий вдох через нос.

Га-га-га! Га-га-га!                         Долгий выдох со звуком «а».

А индюк среди двора –                  Глубокий вдох через нос.

Бал-бал-бал! Балды-балда!           Ритмичные короткие выдохи со звуком «а».

Наши гуленьки вверху –             Глубокий вдох через нос.

Грру-грру-угрру-у-грру-у!          Ритмичные короткие выдохи со звуком «у».

Наши курочки в окно –               Глубокий вдох через нос.

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!            Ритмичные короткие выдохи со звуком «о».

А как петя-петушок                      Глубокий вдох через нос.

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!                Пропеть кукареку, а последний звук «у» долгий

Повторить 2 раза.

Повторить 2 раза.

 «БАБУШКИНЫ ВАТРУШКИ»

Трушки ту-тушки!               Глубокий вдох, выдох с произнесением «Ту- у – ту - у».

Трушки ту-тушки!

Пекла бабка ватрушки.       Свободный вдох через нос.

Всем по ватрушки               Глубокий вдох.

Да молока по кружке.         Выдох с произнесением «ух».

Повторить 2 раза.

«ВАТРУШКИ»

На столе витушки,                        Подуть на ладонь.

А в печи ватрушки.                      Задержать дыхание.

Витушки, ватрушки                    На счет 5 выдох.

Нашему Андрюшке.                    Подуть на ладонь.

Повторить 3 раза.

 «КАША»

Ай, ту-ту, ай, ту-ту                             Пропеть «т-у-у-у-у».

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,                            Пропеть «т-у-у-у-у».

Вари кашку круту,                              Пропеть «т-у-у-у-у».

Подливай молочка,                            Пропеть «к-а-а-а-а».

Накорми казачка.                               Пропеть «к-а-а-а-а».

Повторить 2-3 раза.

 «ЧЕРЕПАХА»

Шла купаться черепаха                       Шаги на месте, свободное дыхание.

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха,

Кусь-кусь-кусь-кусь                           Короткие ритмичные выдохи со звуком «у».

Кусь-кусь-кусь

Ни кого я не боюсь.                            Повороты головы со свободным дыханием.

Повторить 3 раза.

 «БЕЛОЧКА В ТАРЕЛОЧКЕ»

На моей тарелочке                               Подуть на ладонь.

Рыженькая белочка.                             Пропеть звук «о» (удивиться).

Чтоб она была видна,                           Подуть на ладонь.

Все съедаю я до дна!                            Погладить по животу.

Повторить 3 раза.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ  НА ОСНОВЕ  МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ.

 «КУЗНИЦА»  

Идет Кузьма из кузницы,    И.П. стоя. Ходьба на месте.

Несет Кузьма два молота.    Поочередное поднимание и опускание прямых рук перед собой.

- Тук- тук-тук!                       Ударять один  кулак о другой.

Вот ударим разом вдруг:

Для всех людей                    Вытянуть руки перед собой и развести в стороны.

Накуем гвоздей!                   Наклониться и похлопать себя по коленям.

Повторить 2-3 раза.

 «КОЗЛИК»

Как у нас то козел                И.П. стоя. Показать руками рога.

Что за умный был:               Подпереть ладонями подбородок и покачать головой.

Сам по воду ходил,              Ходьба на месте.

Сам и кашу варил,                Круговые движения руками (помешивание ложкой).

Деда с бабой кормил.          Наклоны вперед с вытянутыми перед собой руками.

Козлика хвалили:                 Поглаживание головы руками.

- То-то хорошенький,           Поглаживание своих рук.

То-то пригоженький:

Ходит бочком,                       И.П. стоя, руки на поясе, повороты туловища из стороны в

                                                сторону.

Рожки торчком.                    Наклоны вперед, показывая рожки.

Повторить 2-3 раза.

 «СОРОКА-ВОРОНУШКА»

Сорока-Воронушка,                   Перекатывание с пятки на носок.

На хвосте ни перышка –           Повороты туловища (взгляд за спину).

По полю шныряла,                    Ходьба на месте.

Хвостик потеряла.                    Поднимание и опускание плеч.

Спряталась под мостик –         Присесть и руками изобразить крышу над головой.

Отрастила хвостик,                  Повороты туловища (взгляд за спину).

И теперь шныряет –                 Прыжки на носках.

Хвостик не теряет.                   Встряхивание рук и ног.

Повторить 2-3 раза.

«СОВУШКА-СОВА»

Совка, совушка, сова,                    Повороты головы вправо-влево.

Удалая голова,                               Наклоны головы вправо-влево к плечу.

Черненькие ножки,                       Поднять поочередно прямые ноги.

На ногах сапожки,                            Потопать ножками.

По лесу летала –                               Поднять руки через стороны, опустить.

Мышку напугала.                            На выдохе громко произнести звук «у».

По двору летала –                            Поднять и опустить руки через стороны.

Кошку напугала.                             На выдохе громко произнести звук «у».

Ты, сова, к нам не летай,               Скрещивание прямых рук перед собой (ножницы).

Нашу детку не пугай!                    Присесть.

Повторить 2-3 раза.

 «ИВАН, ИВАН»

Иван, Иван, вырывай бурьян,     Наклон вперед имитируя движения.

Чтоб росла морковка,                  Потянуться, руки вверх, встать на носочки.

Большая, как мутовка,                 Повороты туловища с разведением рук в стороны.

Чтоб росла репка,                        Потянуться, руки вверх, встать на носочки.

Сладкая да крепкая,                     Повороты туловища с разведением рук в стороны.

Чтобы вырос огурец,                   Потянуться, руки вверх, встать на носочки.

Длинноусый молодец.                Потирание ладонями лица.

Повторить 2-3 раза.

 «ФОМА»

Стучит, бренчит по улице               Постучать кулаками по коленям.

Фома едет на курице,                      Шагать, раскачиваясь.

Тимошка – на кошке

По кривой дорожке.

- Куда, Фома, едешь?                    Поднимать плечи, рука разводить в стороны.

Куда погоняешь?  

- Еду сено косить.                          Руками «ножницы».

- На что тебе сено?                          Поднять плечи.

- Коровок кормить.                         Погладить себя по животу.

- На что тебе коровка?                   Показать рога мизинцем и указательным пальцем.

- Молоко доить.                             Сложить ладони лодочкой.

- А зачем молоко?                         Поднять плечи.

- Ребяток кормить.                        Погладить себя по животу.

Повторить 2 раза.

 «ЖУРАВЛИ»

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!             Руки на пояс, приседание.

Прилетели журавли.                      Руки в стороны и помахать.

Журавли – то мохноноги              Потопать ногами.

Не нашли пути – дороги.              Поднимать плечи и поворачиваться вправо – влево.

Они сели на ворота,                       Приседания.

А ворота – скрип – скрип…  

Не будите у нас Ваню –               Поставить локоть на ладонь и погрозить пальцем.

У нас Ваня спит, спит.                 Сложить ладошки под щеку и покачаться.

Повторить 2 раза

 «ВОРОН НА ДУБУ»

Ой, ребята, та-ра-ра!                          Хлопки в ладоши.

На горе стоит гора,                           Сложить руки домиком.

А на той горе дубок,                         Руки поднять вверх и покачать.

А на дубе воронок.                           Руки в стороны и покачать.

Ворон в красных сапогах,                Потопать ногами.

В позолоченных серьгах.                Потереть мочки ушей.

Черный ворон на дубу,                   Руки в стороны и покачать.

Он играет во трубу,                         Сложить руки рупором.

Труба точеная,                                 Погладить шею руками.

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная!                             Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.

 «ЗАЙКА»

Сидит, сидит зайчик,                      Присесть.

Сидит зайка серый                          Показать руками уши зайца.

Под кустом,                                     Сложить руки крышей.

Под кустом.

Охотнички едут,                             Прыжки с подскоком.

Едут – скачут в поле

Во пустом,                                      Руки сделать козырьком, поворачиваем голову

                                                        вправо-влево.

Во пустом.

- Вы, охотнички, скачите,           Руки на пояс и поворот туловища.

На мой хвостик поглядите:  

Я не ваш                                       Потопать ножками.

Я ушел.

 «ДОЖДИК»

Дождик, дождик,                        Встряхнуть ладони.

Кап-кап-кап!                               Хлопки ладонями.

Мокрые дорожки.                      Погладить руки от плеча к кисти.

Нам нельзя идти гулять -          Покрутить головой вправо-влево.

Мы промочим ножки.               Потопать ногами.

Повторить 2 раза.

 «ВАНЮША»

Ванечка, Ванюша,                        Повороты головы вправо-влево.

Кашку всю ты скушай.                Погладить живот по кругу.

Стукни ложкой,                           Постучать кулаком по ладони.

Топни ножкой.                            Потопать ножками.

Хлопни ты в ладоши,                 Хлопки в ладоши.

И погладь ты кошку.                  Погладить себя по голове.

Повторить 2-3 раза.

 «ПЫШКА - ЛЕПЕШКА»

Пышка, лепёшка                  ИП стоя. Хлопки в ладоши.

Пышка, лепёшка

В печи сидела,                     Присесть.

На нас глядела,                    Сделать из ладони козырек и поворот головы вправо-влево.

В рот захотела.                    Закрыть рот ладошкой.

Повторить 3 раза.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИКИ  ПРОБУЖДЕНИЯ  НА ОСНОВЕ  ПОТЕШЕК.

 «ПОШЕЛ  КОТИК НА ТОРЖОК»

Пошел котик на торжок,       И.П. лежа на спине. Поочередное  поднимание и опускание      

                                                    прямых ног.

Купил котик пирожок,        И.П. сидя.  Вытянуть обе руки вправо, прижать к груди.

Пошел котик на улочку                         Вытянуть обе руки влево, прижить к груди.

Купил котик булочку.          

Самому ли съесть,                                  Круговые движения руки по животу.

Либо Бореньке снесть?                          Наклон вперед с вытянутыми перед собой руками.

Я и сам укушу                                        Обнять себя руками и наклоны головы вправо- влево.

Да и Бореньке снесу.

Повторить 2 раза.

 «ВДОЛЬ ПО РЕЧЕНЬКЕ»

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,   И.П. лежа на спине. Поднимание одновременно

                                                                    рук и ног вверх.

Выше бережка головушку нес                Повороты головы из стороны в сторону.

Белым крылышком помахивает,             И.П. сидя. Развести  руки в сторону и опускаем.

На цветы водичку стряхивает.                               Встряхивание рук и ног.

Повторить 2 раза.

 «КОМАРИК»

Гром по горам раскатился -  И.П. лежа на спине. Повороты туловища вправо- влево.

Комар с дуба свалился.         Принять положение сидя.

Радуга – дуга,                         Руки разводятся в стороны и поднимаются над головой. Голова смотрит вверх.

Не давай дождя!                    Поочередное поднимание и опускание прямых рук перед собой.

Давай солнышка -                 Ладонями подпереть подбородок, наклоны головы из стороны в сторону, на лице улыбка.

Колоколнышка!

Повторить 2 раза.

«СПРЯТАЛСЯ!»

Сел комарик под кусточек,   И.П. лежа. Принять положение сидя, сделать домик над

                                                 головой руками.

На еловый на пенечек,            Наклон вперед, потянуться руками к носкам, ноги прямые.

Свесил ноги на песочек.         Поочередно поднимать прямые ноги.

Сунул носик под листочек -   Наклоны головы то к правому, то к левому плечу.

Спрятался!                               Согнуть ноги и обхватить их руками.

Повторить 2 раза.

 «ТРАТАТУШКИ»

Трататушки-трататушки,       И.П. стоя между кроватями, ходьба на месте.

Пекла бабушка ватрушки.      Руки перед собой, хлопки ладонями.

Бабка плюшки пекла -

Вода по полу текла.                Наклоны вперед, пальцами достать до ног.

Попили-поели,                        Погладить живот круговыми движениями.

Шу - полетели!                        Руки в стороны, согнуты в локтях, круговые движения. 

Шире-шире полетели,            Руки в стороны, круговые движения.

На головку ко мне сели!        Присесть, руки на голову.

Повторить 2 раза.

«ВОРОНА, ВОРОНА»

- Ворона, ворона,             ИП стоя между кроватями.

Куда летала?                    Медленно поднимать и опускать руки через стороны.

- Гостей скликала,

Каши им давала.              Наклон вперед, руки вытянуты перед собой, голова ровно.

Кашка масляная,             Поглаживание щек ладонями.

Ложка крашеная,             Поглаживание рук от плеч к кистям.

Ложка гнется,                  Наклоны туловища вправо-влево.

Нос трясется,                  Наклоны головы вперед-назад. 

Душа радуется.               Поворачиваясь к соседям, улыбаться.

Повторить 2 раза.

 «КОЗА  РОГАТАЯ»

У козы-то у рогатой              ИП стоя между кроватями, повороты головы вправо и лево.

Дома малые козлята.            Приседание.

Весело по лавкам скачут,     Прыжки на двух ногах на носочках.

Не балуются, не плачут.       Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.

Мама из лесу придет,            Ходьба на месте.

Молочка им принесет.          Наклон вперед, руки вытянуты перед собой, голова ровно.

Повторить 2 раза.

 «ХОДИТ КОЗОЧКА ПО ЛУГУ»

Ходит козочка по лугу                 ИП стоя между кроватями, ходьба на месте.

Вокруг колышка по кругу.          Руки разведены в сторону, круговые движения вперед.

Глазками хлоп-хлоп!                   Зажмурить глаза, открыть.

Ножками топ-топ!                        Поочередное поднимание высоко колен.

Хвостиком-то машет,                   Повороты туловища (взгляд за спину).

И поет, и пляшет.                          Перекатывание с пятки на носок.

Малых деток веселит,                  Перекатывание с носка на пятку.

Маму слушаться велит!

Повторить 2-3 раза

 «ПОТЯНУШЕЧКИ».

Потянушечки,                          И.П. лежа в в кровати, руки вверх (потянуться)

Вырастушечки!  

Вырастайте ножки –                Поднять обе прямые ноги вверх и опустит.

Бегать по дорожке,                  Прижать колени к груди.

Вырастайте ручки –                 Поднять прямые руки перед собой и опустить.

Доставать до тучки,                 Сесть и поднять руки над головой.

Дождь из тучи выжимать,       Сжимать и разжимать кулачки.

Огород наш поливать!             Упражнение «ножницы».

Вырастай большой,                  Соединить руки в замок и потянуть, вывернув ладони вверх.

Кашу кушай,                             Поглаживание живота по часовой стрелке.

Маму слушай!                          Погладить себя по голове.

Повторить 2 раза.

«ПИРОЖКИ»

Лепим, лепим пирожки,             ИП стоя между кроватями, ударяем ладонями.

Замесили из муки,                      Сжимание и разжимание кулачков.

Сели мы на лавочку,                   Сесть на носочки.

Угостили бабушку,                     Встать и вытянуть руки перед собой.

Побежали в огород,                    Бег на носках на месте.

Там собрался весь народ,            Развести руки в стороны и повороты голо вправо-влево.

Вот котёнку пирожок,                 Вытянули правую руку в сторону.

Вот утёнку пирожок,                  Вытянули левую руку в сторону.

И Серёжке на зубок.                   Прижали ладони к груди.

Повторить 2 раза.

 «БАБОЧКА-КОРОБОЧКА».

Бабочка-коробочка,           ИП стоя между кроватями, руки поднять и опустить через стороны.

Улетай под облачко!         Поднять руки вверх и потянуться (встать на носочки).

Твои детки на лугу            Присесть и встать .

Гнут черемуху в дугу,      Наклоны вперед, пальцами достать до ног.

Тебя ожидают,                  Обнять себя руками и наклоны головы из стороны в сторону.

Зайчиков гоняют!              Прыжки на носочках на месте.

Повторить 2 раза.

 «ГУСИ, ВЫ, ГУСИ»,

Гуси вы, гуси,                       И.П. лежа на спине. Повороты туловища вправо- влево.

Красные лапки!                     Прижать колени к груди.

Где вы бывали,                      Принять положение сидя.

Что вы видали?                     Повороты головы вправо-влево

- Мы видели волка:               Соединить руки в замок и протянуть вперед, вывернув ладони вперед.

Унёс волк гусёнка,                Руки в замок и прижать ладони к груди

Да самого лучшего,              Погладить себя по голове

Да самого большего!            Соединить руки в замок и потянуть, вывернув ладони вверх.

- Гуси вы, гуси,                      Принять положение стоя. Повороты туловища вправо-влево.

Красные лапки!                     Поочередное поднимание прямых ног.

Щипите вы волка -               Прогнуться вперед и сильный выдох со звуком «и».

Спасайте гусёнка!                Обнять себя руками и наклоны головы из стороны в сторону.

Повторить 2 раза.

 «У МАМЫ - СЫНОК»

У свиньи - поросёнок,                 ИП лежа, повороты туловища из стороны в сторону.

У кошки - котёнок,                       Стоя на коленях на кровати, прогнуться назад.

У утки - утёнок,                            Ходьба на пятках, руки прижать к туловищу.

У медведя - медвежонок,            Ходьба на внешнем своде стопы.

У лошадки - жеребёнок,              Руки на поясе, высоко поднимать колени.

У коровки - телёнок,                    Прогнуться вперед, на выдохе звук «у».

У зайчихи - зайчонок,                 Прыжки на двух ногах, руки перед собой согнуть в локтях.

А у мамы - сынок.                       Погладить себя по голове. 

Повторить 2 раза.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ОСНОВЕ  ПОТЕШЕК.

  «СВИНКА»

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:                                          Круговое движение влево.

- То-то хорошенький,                                    Круговое движение вправо.

То-то пригоженький                                     Глаза вправо.

Ходит бочком,                                               Глаза влево.

Ушки торчком,                                             Глаза вверх.

Хвотик крючком,                                         Глаза вниз.

Нос пятачком!                                              Посмотреть на нос.

Повторить 2-3 раза.

 «УЛИТА»

Улита, Улита,                                              Круговые движения.

Высуни рога!                                              Глаза вверх.

Дам тебе, улита,                                         Глаза вниз.

Пи-ро-га!                                                    На каждый слог взгляд вдаль и на нос.

Повторить 3 раза.

«КОМАРИК»

Сел комарик под кусточек,                         Глаза вниз.

На еловый на пенечек,                                Глаза вправо-влево.

Свесил ноги на песочек,                             Глаза вверх-вниз.

Сунул носик под листочек-                        Зажмуриться.

Спрятался!                                                   Открыть глаза.

Повторить 2-3 раза.

  «ФЕДЯ - БРЕДЯ»

Федя – Бредя                                                 Глаза вверх-вниз.

Съел медведя,                                              Круговые движения.

Упал в яму,                                                   Глаза вниз.

Крикнул маму:                                            Зажмуриться.

«Ма-а-ма!»                                                  Открыть глаза.

Повторить 3 раза.

 «РАДУГА»

Ай радуга-дуга!                                  Круговые движения.

Не давай дождя,                                 Посмотреть вправо, потом влево.

Давай солнышко                                Посмотреть вверх, потом вниз.

Красно ведрышко —                         Зажмуриться.

К нам в оконышко!                           Открыть глаза.

Повторить 3 раза.

 «МОРОЗ»

Морозушка - мороз,                             Поморгать.

Не тяни домой за нос.                          Посмотреть на нос.

Не студи, не балуй,                              Посмотреть направо, потом налево.

Иди окна разрисуй!                             Круговые движения.

Повторить 3 раза.

«РАДУГА-ДУГА»

Выйди, радуга-дуга,                            Круговое движение.

На зеленые луга                           Посмотреть вдаль.

Своим концом,                            Посмотреть вниз.

Золотым венцом!                          Посмотреть вверх.

Повторить 2-3 раза.

 «ГРОМ»

Гром гремучий,                                    Зажмуриться.

Тресни тучи,                                        Открыть глаза.

Дай дождя                                            Часто поморгать.

С небесной кручи.                               Провести глазами дугу (вправо-вверх-вниз).

Повторить 3 раза.

 «СОЛНЦЕ»

Солнце, солнце, уходи до утра.             Круговое движение.

Всем ребятам спать пора, спать пора.  Закрыть глаза, расслабиться.

Пастушатам – молока через край,        Открыть глаза и посмотреть вдаль.

Тем, кто пашет, - каравай, каравай.      Часто поморгать.

Повторить 2-3 раза.

 «ВАНЕЧКА»

Куда Ванечка ходил?                             Посмотреть вправо, потом влево.

- Я ходил в лесочек.                               Посмотреть вдаль.

- Что видал?                                           Посмотреть на нос.

- Пенечек.                                              Посмотреть вниз.

Под пенечком грибок!                         Посмотреть на нос.

Хвать, да в кузовок!                            Зажмуриться, на счет 5 открыть глаза.

Повторить 2-3 раза.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА НА ОСНОВЕ  ПОТЕШЕК.

«РАДУГА»

Радуга – дуга,                      Помахать ладонями с растопыренными пальцами.

Не давай дождя!                 Поднимать и опускать руки, шевеля пальцами.

Давай солнышка –              Пальцы сжимать и разжимать в «замке».

Колоколнышка!

Повторить 2-3 раза.

 «КОЗЛИК»

Привяжу я козлика                      Показать пальцами «козу».

К белой березке,                          Поднять руки вверх, пальцы растопырить.

Привяжу рогатого                       Показать пальцами «козу».

К белой березке:                         Поднять руки над головой и покачать.

- Стой, мой козлик,                     Сделать пальцами «козу» и покачать.

Стой, не бодайся!

Белая березка,                             Поднять руки над головой и покачать ими.

Стой, не качайся!

 «КОЗА»

Коза – хлопота                            Показать пальцами рожки.

День – деньской занята:             Ударять кулаком о кулак.

Ей – травы нащипать,                 Загибать пальцы на левой руке.

Ей – на речку бежать,

Ей – козлят стеречь,

Малых деток беречь.                   Обнять себя руками.

Чтобы волк не украл,                   Загибать пальцы на правой руке.

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька – лиса

Их с собой не унесла.                  Обнять себя руками.

Повторить 2 раза.

«У МИЛОГО ДРУГА»

У нашего луня,                           Погладить себя по голове.

У милого друга,

Сорок кадушек                          Сделать перед собой круг руками.

Соленых лягушек,                     Хлопки ладонями.

Сорок амбаров                           Показать крышу над головой.

Сухих тараканов,                       Пошевелить пальцами.

Пятьдесят поросят –                   Опустить кисти вниз и покачать ими.

Только ножки висят.

Повторить 2 раза.

 «ЛИСА»

Лиса по лесу ходила,                          Сделать уши из ладоней.

Звонки песни выводила,                     Ладони сложить рупором.

Лиса лычки драла,                              Сжимать и разжимать кулаки.

Лиса лапотки сплела.                          Рисовать пальцами зигзаги.

Повторить 3 раза.

«ЗАЙКА ПОД КУСТОМ»

Сидит, сидит зайчик,                       Поставить кулак на ладонь.

Сидит зайка серый                           Показать пальцами заячьи уши.

Под кустом,                                      Покачать ладонями с растопыренными пальцами.

Под кустом.

Охотнички едут,                             Пошагать пальцами по ладони.

Едут – скачут в поле

Во пустом,                                      «Подмести» одной ладонью другую.

Во пустом.

- Вы охотнички, скачите,              Сделать из ладоней бинокль.

На мой хвостик поглядите:

Я не ваш,                                         Пошагать пальцами по ладони.

Я ушел.

Повторить 2 раза.

«КОЛЕСО»

Сбил, сколотил –                                    Постучать кулак о кулак.

Вот колесо,                                             Показать пальцами круг.

Сел да поехал –                                      Руки согнуть в локтях, прижать к телу.

Ах, хорошо!                                           Развести руки в стороны и улыбнуться.

Оглянулся назад –                                 Ладони козырьком.

Одни спицы лежат.                               Загибать пальцы.

Повторить 3 раза.

  «КОРАБЛЬ»

По синему морю корабль бежит,                  Показать пальцами волнистую линию.

Серый волк на носу стоит,                            Пальцами достать до носа.

А медведь паруса крепит.                             Развести руки в стороны.

Заюшка кораблик за веревку ведет,             Показать ладонями заячьи уши.

Лисичка из-за кустика хитро глядит:           Сделать козырек ладонью.

Как бы зайку украсть,                                    Сжимать и разжимать кулаки.

Как бы веревку сорвать.

«ТЕРЕМОК»

Как петух в печи пироги печет,                      Хлопки ладонями.

Кошка на окошке рубаху шьет,                      Показать пальцами волнистую линию.

Поросенок в ступе горох толчет,                   Постучать кулаком по ладони.

Конь у крыльца в три копыта бьет,               Потрясти кулаками.

Уточка в сапожках избу метет.                      Погладить одной ладонью другую.

Повторить 3 раза.

 «ЖУРАВЛИ»

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!                           Показать «фонарики».

Прилетели журавли.                                    Помахать кистями.

Журавли – то мохноноги                           Погладить ноги.

Не нашли пути – дороги.                           Поднять и опустить плечи.

Они сели на ворота,                                   Поставить кулак на ладонь.

А ворота – скрип – скрип…                    Ладони вертикально вверх и покрутить ими.

Не будите у нас Ваню –                           Покачать пальчиком.

У нас Ваня спит, спит.                             Сложить ладошки и положить под щеку.

Повторить 2 раза.

«КОТ И КОТЯТА»

Кот в печи                                                 Постучать кулаком о ладонь.

Сухари толчет

Кошка в лукошке                                     Показать пальцем волнистую линию.

Ширинку шьет,

Маленькие котята                                  Сделать крышу руками.

В печурках сидят

Да на котика поглядывают-                   Сделать ладонью козырек.

Сухари едят.                                             Прикрыть ладонью рот.

Повторить 2 раза.

«ДВЕ ТЕТЕРИ»

Как на нашем на лугу                          Пальцем круговые движения по ладони.

Стоит чаша творогу.                            Ударить кулаком по ладони.

Прилетели две тетери,                        Помахать ладонями.

Поклевали, улетели.                             Постучать пальцем по ладони, помахать ладонями.

Повторить 3 раза.

 «ПОШЛА МАНЯ НА БАЗАР»

Пошла Маня на базар,                          Двумя пальцами шагаем по ладони.

Принесла домой товар:                         Хлопки ладонями.

Родной матушке платок –                     Погладить ладонь.

Посередочке цветок,                             Круговое движение пальцем по ладони.

Братьям – соколам –                              Хлопки ладонями.

По козловым сапогам,                          Кулаком постучать по ладони.

Сестрицам – лебедицам –                     Сделать из ладоней крылья.

Да по белым рукавицам.                        Погладить кисти рук.

Повторить 2 раза.

 «НАШ КОЗЕЛ»

Как у нас – то козел                           Пальцами сделать рога.

Что за умный был:                           Указательный палец к подбородку и покачать головой.

Сам и по воду ходил,                       Пальцами шагать по ладони.

Сам и кашу варил,                            Пальцем круговое движение по ладони.

Деда с бабой кормил.                        Хлопки ладонями.

Повторить 2-3 раза

 «КОТ»

Ходит кот по лавочке,    Поочередно совместить пальцы двух рук.

Водит кошку за лапочки:   Соединить мизинец с большим пальцем другой руки.

Топы, топы по лавочке!    Хлопки в ладоши.

Цапы, цапы за лапочки!Сжать и разжать пальцы в замок.

Повторить 3 раза.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

МАССАЖИ И САМОМАССАЖИ НА ОСНОВЕ ПОТЕШЕК.

Самомассаж рук «СОРОКА-ВОРОНА»

Сорока-ворона кашу варила, малых деточек кормила      Гладим по кругу ладошки

Этому дала ложку, этому поварёшку, этому скалку,        Массируем каждый пальчик

а этот ходит баню топит, воду носит.

Здесь водичка холодненькая,                                               Поглаживая запястье 
Здесь водичка тепленькая,                                                
Поглаживаем внутреннню сторону 

                                                                                              локтя 
Здесь водичка горяченькая,                                                
Поглаживаем плечо
А здесь - кипяток, кипяток, щекоток, щекоток!              
Щекочем под мышкой 

Массаж спины «ТЕТЕРИ» (массаж проводится в паре: с начала один ребёнок выполняет определенные  движения на спине другого, потом они меняются местами).

Прилетали две тетери:                           Похлопывание ладонями по спине

Походили – пощипали,                           Пощипывание спины

Походили – поклевали.                          Постукивание пальцами спины

Посидели-посидели                               Поглаживание ладонями

И обратно улетели.                                

Прилетят в конце недели                       Поколачивание кулачками

Наши милые тетери.                            

Мы тетерок будем ждать –                     Постукивание пальцами спины

Дадим им крошек поклевать.        

Массаж стоп «БАЮ-БАЙ»

Баю- баю- баиньки, купим сыну валенки.                     Потирание стопы

Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке.            Разминание пальцев стопы

Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.          Поглаживание стопы

 Самомассаж рук «ГУСИ-ГУСИ»

- Гуси, гуси!                               Пощипывания продольное и поперечное вдоль всей руки                                     - Га-га-га!                                      
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой. 
– Серый волк под горой,         
Поглаживание по всей длине руки
Не пускает нас домой.

Самомассаж стоп « КУЙ, КОВАЛЁК»

Куй-куй-ковалёк                    Похлопывание по всей стопе

Подкуй чеботок:

На маленькую ножку

Золоту подковку

Подай молоток                      Постукивание кулачком по пятке стопы

Подковать чеботок.

Самомассаж живота «НА ЛУГУ»

На лугу, на лугу                         Поглаживание живота

Стоит миска творогу.                

Прилетели две тетери               Пощипывание боков

Поклевали,                                 Двумя пальцами пробежать по животу

Улетели.                                     Поглаживание живота

Самомассаж ног «БАРАНЫ»

Шли бараны по дороге,                         Шагаем пальцами рук от колена до стопы
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,                    Массируем каждый палец на ноге
Стали ноги вытирать,                             Ладонью энергично трут ступню
Кто платочком,                                       Костяшками пальцев энергично проводят по стопе
Кто тряпицей,                                         Пальцами разминают пятку
Кто дырявой рукавицей.                        Поглаживаем ладонью ступню


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вашему вниманию интересный, познавательный и очень эффективный мастер - класс для родителей на тему: использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми дошкольного возраста.

Пару дней назад я провела мастер - класс для родителей своих воспитанников. В теплой дружеской обстановке я познакомила их с нетрадиционными техниками, которые можно использовать в работе с ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

Опыт работы на тему "Использование макетов-модулей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом».Актуальность Актуа...

Опыт работы «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач....

Мастер-класс по теме «Использование метода 3-х вопросов с детьми дошкольного возраста»

Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скудной, дети предпочитают гаджеты живом...