Мастер-класс по теме «Использование метода 3-х вопросов с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скудной, дети предпочитают гаджеты живому общению. Мне очень хотелось, что – то изменить в этой ситуации.  Изучив методические разработки Лидии Васильевны Свирской, я заинтересовалась методом «Трех вопросов». Он не только позволяет выявить актуальные знания детей по теме, определить дефициты, но и спланировать деятельность, исходя из их интересов. Ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, а не исполнителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_teme_metod_3h_voprosov.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

 «Использование метода 3-х вопросов с детьми дошкольного возраста»  

на августовской конференции «Свежий ветер»

воспитателя

ТМБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» Смирновой И.В.

Часть 1-я

Здравствуйте, я Смирнова Ирина Васильевна. Воспитатель первой категории Центра развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

СЛАЙД 1- мое фото с детьми в разных образах

Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скудной, дети предпочитают гаджеты живому общению. Мне очень хотелось, что – то изменить в этой ситуации.

СЛАЙД 2 – высказывания, каких-нибудь мудрых

Изучив методические разработки Лидии Васильевны Свирской, я заинтересовалась методом «Трех вопросов». Он не только позволяет выявить актуальные знания детей по теме, определить дефициты, но и спланировать деятельность, исходя из их интересов. Ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, а не исполнителем.

СЛАЙД 3 - модель

А теперь давайте перейдем к модели Метода 3-х вопросов. Он состоит из 3-х вопросов:

  • «Что знаете?»  Ответы детей на первый вопрос позволяет нам с вами определить представления детей по теме,
  • «Что хотите узнать?» - второй вопрос помогает определить их желания,
  • «Что нужно сделать, чтобы узнать?» А третий – спланировать деятельность не только каждого ребенка, но и всей группы, которой мы будем заниматься в течение недели, возможно подключив родителей.

Таким образом, использование данной модели имеет плюсы для каждого субъекта образовательных отношений:

СЛАЙД 4

Для детей. Дети учатся выражать свои мысли и высказываться,  слушать и слышать друг друга, планировать собственную деятельность.

СЛАЙД 4

Для родителей. Родители не только узнают о интересах своего ребенка, но и имеют возможность подключиться, оказав посильную помощь.

СЛАЙД 6

Для педагогов. Спланировать свою деятельность и деятельность детей, исходя из их базовых знаний и интересов.

В идеале вот так выглядит данная модель, но внедряя ее в практику, я пришла к выводу, что «сухое» применение этого метода приводит к снижению интереса у детей. А как я использую в системе метод 3-х вопросов, постоянно поддерживая детскую мотивацию, вы сейчас узнаете.

Практика!

СЛАЙД 7 –фото детей с ежом

Сначала я продумала организационный момент для проведении метода: место, время, сигнал о сборе. Так, я провожу его каждую пятницу во второй половине дня в группе. А началось все с создания ситуации. К детям в гости пришел ежик, который хотел, узнать, чем дети занимаются в детском саду. Дети начали рассказывать наперебой ежику о делах группы, но так как обо всем сразу рассказать невозможно, было принято решение оставить ежика в группе. Так появилась традиция: ежик, с помощью песенки сообщал о начале сбора, на котором дети рассказывали ежу: что знают, что хотят узнать, что сделают, чтобы об этом узнать по теме недели. Так как детям хотелось говорить всем и сразу решили установить правила:

СЛАЙД 8

1. Говорим по одному и по часовой стрелке.

2. Не перебиваем друг друга.

3. Внимательно выслушивает ответы друг друга.

4. Говорит только тот, у кого в руках какой-либо предмет: мячик, волшебная палочка и т. д.

5.Если нет предмета - передаем ход ответа, дотрагиваясь ладошкой по плечу товарища, или если не знаем ответа, то таким же способом передаем ход.

Ну, вот правила установили. А как определиться с темой недели. Тема недели может исходить как от меня, так и от детей. Если от меня, то я мотивирую детей на основе подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей, у Лидии Васильевны Свирской такой прием называется способ «культурного продавливания». Например, «Мальчики, я слышала ваш разговор о космосе и очень удивилась – вы знаете столько о космосе! Может быть, вы расскажете всем детям об этом?», в результате чего дети становятся инициаторами проектов, докладов, мастер-классов по теме недели.

 СЛАЙД 9 – доклад ученых фото

Ну, а если мне надо, чтобы дети выбрали тему недели, которая запланирована планом ДОУ, я заранее размещаю в группе подсказку: иллюстрации, книги, предметы, что проявляет в детях интерес к знаниям и способствует выбору нужной мне темы.

СЛАЙД 10- фото предметной средой

ПРИМЕР: утором я принесла в детский сад журнал и шары с жуками , я думаю не трудно догадаться какую тему выбрали дети.

Как же работать с вопросами? Итак, первый вопрос этой модели «Что знаете?» на примере темы «Насекомые»

СЛАЙД 11-таблица ответов

Сначала дети отвечали на вопросы в форме беседы, чаще присутствовали хоровые ответы, говорили преимущественно одни и те же дети, не соблюдались правила, я, заметила, дети теряют интерес к данной деятельности, на помощь снова пришел ежик, который оказался без иголок. Дети стали не просто наговаривать свои ответы, а при каждом высказывании дарить ежику иголочку. При этом у каждого ребенка была баночка с палочками определенного цвета. Благодаря этому я определила, что знает каждый ребенок, выявила дефициты у детей, не владеющих темой, что помогло мне при выстраивании индивидуальной траектории развития для каждого ребенка.  (используя дифференцированный подход, выстроить дальнейшую работу)

В дальнейшем ежик стал почетным слушателем, дети придумали ему звание «Ученый еж», теперь он является не только сигналом для начала сбора, но и моим помощником, который фиксирует ответы детей. Первые ответы детей я фиксировала на бумаге, но это было неудобно, быстрая запись искажала ответ, под рукой оказался обычный смартфон. Теперь полученную информацию размещаю для родителей в приемной в виде голосового или видео сообщения.

СЛАЙД 12- выставка предметов манипуляторов + видео

Чтобы поддерживать интерес детей я разнообразила использование предметов для манипуляции.

Второй вопрос этой модели «Что хотите узнать» помогает мне наметить содержательные блоки интересующей темы.

СЛАЙД 12-таблица ответов

На первом этапе внедрения этой части модели одни дети старались отмалчиваться, другие высказывались не по теме. Мне пришла идея, вывешивать сюжетные картинки из энциклопедий. выставлять интересные предметы и разные «штучки», которые в группу приносят родители. Результат - дети стали задавать вопросы. В них проснулась любознательность, и теперь мои воспитанники хотят узнать все больше и больше.  

ВИДЕО – ответов детей

На следующем этапе я решила разнообразить действия детей, не просто задавать вопросы, а схематично зарисовывать, то, что они хотят узнать. И получила свои плюсы:

  • Во – первых они не слышат ответы друг друга, т.е. не повторяю друг за другом.
  • Во - вторых, дети учатся выражать свои мысли графически, при этом у них развивается умения моделировать.
  • В - третьих, у ребенка развивается умение схематически изображать несколько вопросов на одном кружке.

СЛАЙД 13 – фото рисунков и гусеницы в целом

Для того чтобы мотивировать детей, я придумала гусеницу. Мордашку закрепляю на доске, а туловище в виде кружков раздаю детям. Каждый ребенок зарисовывает свой вопрос, озвучивает его, и вывешивает на доску - получается гусеница, которая висит всю неделю. К концу недели все дети получают ответ на интересующий их вопрос.

ВИДЕО – представления рисунков

Третий вопрос этой модели «Что можно сделать, чтобы узнать?»

СЛАЙД 14 – таблица ответов

При ответе на третий вопрос, дети наговаривают действия, которые будут совершать для нахождения ответов на свои вопросы. Первоначально мы просто говорили. Затем, понимая, что действия дети говорят одни и те же, вне зависимости от темы недели, я предложила им эти действия изобразить схематично. Совместно разработали карточки – символы с изображением разных видов деятельности. Затем определились, какими видами деятельности  можно заняться в том или ином центре активности.

ВИДЕО - представление центров

А какие виды деятельности предлагают дети, я продемонстрирую в конце нашей встречи.

А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса.

Слайд - 2-я часть

Я предлагаю вам всем превратиться в детей и поиграть со мной.

Объединение в команды по каплям. Название и девиз.

Определение темы недели по карточкам.  Карточки.

Карточки: запах    цвет   красота   аромат  красивый      подарок   земля     лето     горшок   поле  пахнёт      весна      вода     праздник   ваза   природа   любовь   солнце     девушка  радость    нежность   романтика      магазин   разноцветный     ароматный   украшение   лес опыление соцветие ЦВЕТЫ

За каждый правильный ответ, вы получаете волшебные шарики.

1 вопрос: Что вы знаете о цветах?  

Задание: Каждая команда записывает ответы на своем листочке. (листы раздавать) – на выполнение задания 1 минута.

Минута закончилась, каждая команда называет один ответ по очереди. Условие такое – высказанную мысль соперников не повторять!

2 вопрос: «Что вы хотите узнать о цветах?

Отвечая  на вопрос, нанизываете бусины, условие прежнее – не повторяться, соблюдать очередность, длительная пауза – переход хода. По типу пинг-понга.

В итоге - самые любознательные те, у кого бусы длиннее.

3 вопрос: Что нужно сделать, чтобы узнать?(5 минут)

Каждая команда должна вырастить свой цветок. Сердцевинка уже есть. Ваша задача: схематично изобразить ответы на третий вопрос, распределив роли. В каждой команде у вас должны быть: докладчик, 2 генератора идей, хранитель времени, шпион, дизайнер, художник.

Время для работы: 5 минут, для презентации: 1-2 минуты

Самые находчивые ….

А теперь нам нужно определить команду победителя. Как вы думаете, какая команда победила? Иди докажи (Берет 2 стакана). Круг почета.

Только что мы с вами обыграли один из вариантов применения Метода 3-х вопросов в работе с дошкольниками. А теперь давайте посмотрим, как дети отвечают на третий вопрос.

ВИДЕО (ответы детей на 3-й вопрос)

При ответе на этот вопрос я побуждаю детей не только говорить, где можно получить информацию (например: спросить у мамы, посмотреть передачу, прочитать в книге и т. д.), но и при помощи какой деятельности закрепить полученные знания (например: вырезать и наклеить, нарисовать, построить и т. д.) и спланировать свою деятельность.

В завершении нашей встречи я хочу рассказать притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Использовать или не использовать модель 3-х вопросов, решать только вам, дорогие коллеги! От нашего мастерства, зависит то, каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет инициативным, мыслящим и любознательным! Все в наших руках! Все спасибо и благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"...

Тема:«Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

«Детство — важный период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни, а настоящая,яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство,,кто вёл ребёнка за руку в детские годы...

Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

Консультация на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, не...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность – как метод познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий экс...