Использование малых фольклорных форм на логопедических занятиях.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Зелинская Галина Павловна

Оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ГБОУ д/с 1951 стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием. Один из блоков программы логопедический. Он посвящен организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .17.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

                                                                      Зелинская Г.П.

                                                                      учитель-логопед ГБОУ

                                                                      детский сад      № 1951

                 

                   

                                                       г. Москва

        Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный  кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной «правильной» морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. У дошкольных учреждений в этом процессе своя особая роль, так как именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ГБОУ д/с 1951 стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием. Один из блоков программы логопедический. Он посвящен организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи и включает в себя:

  1. конспекты индивидуальных логопедических занятий;
  2. народные игры для автоматизации звуков;
  3. народные пальчиковые игры;
  4. конспекты народных развлечений

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь, должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

       Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием, включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития  речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

     Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук

     Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

   -занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например «Дикие животные», «домашние животные», «Посуда», «дом», «Инструменты»№ и т. д.  

      -занятия по формированию навыков связного рассказывания;

      -занятия по формированию правильного звукопроизношения(этап автоматизации звуков в связной речи);

      Используя фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), фо время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.

     Всю работу по приобщению детей к творческому наследию русского народа можно условно разделить на 2 этапа:

      1 этап — накопление речевого материала детьми

     На  данном этапе работы на логопедических занятиях идет отработка правильного произношения определенных звуков в текстах, затем тексты сочетаются с музыкой, разучиваются народные игры.

     2 этап — обобщение накопленного материала по теме и проведение фольклорного развлечения с детьми.

    На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определенный промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения. На котором подводится своеобразный итог работы за определенный период: дети логопедической группы рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

   Итогом планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

  1. расширились детские представления об окружающем их мире,
  2. сформировались первоначальные знания о  национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми слвоами, оборотами, выражениями,
  3. речь детей стала более яркой. Выразительной, эмоционально окрашенной,
  4. усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  5. улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

      Таким образом, русский фольклор способствует познавательному речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

     Фольклорный материал для автоматизации звуков

(Л) Ночь прошла, темноту увела.

       Замолчал сверчок, запел петушок.

       Полежал немножко, распахнул окошко:

      -Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

(ЛЬ) Летели кукушки через три избушки

         Как они летели, все люди глядели

         Как они садились, все люди дивились.

(Р) Марфушка веселая,

      Марфа чернобровая!

      Пройди, Марф, горенкой!

      Топни, радость, ноженькой!

(РЬ) Привяжу я козлика к кудрявой березке.

        Привяжу рогатого к кудрявой березке.

       -Стой, мой козлик, не бодайся!

       А ты, березка белая, стой, не качайся!

(Ш) Потягушечки, порастушечки!

        Поперек толстушечки,

        Руки — хватушечки.

        Ноги- бегушечки!

(Ж) Ноги, ножки,

       Куда вы бежите?

       В лес, по мошок,

       Избушку мшить, чтоб не холодно жить!

(Ч) Уж я Танюшке пирог испеку,

       Уж я внученьке румяненький.

       На нем корочка пшеничная,

       А начиночка яичная,

       А помадочка медовая,

      Моя внученька бедовая!

(С) Сосна, сосна, отчего ты красна?

       Оттого я красна, что под солнышком росла.

(Ц) Тынцы-брынцы-бубенцы-

       Приезжали молодцы-

       Раздавали бубенцы.

      Народные подвижные игры для автоматизации звуков.

Игра «Бараны» для автоматизации звука «Р»

Несколько пар детей стоят друг против друга. Образуя «ворота».

Остальные дети - «бараны» подходят к воротам и топают ногами.

Бараны :  Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

                 Открывайте ворота!

Ворота:    Рано, рано, вы, бараны.

                Застучали в ворота!

Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

                Пропустите в ворота!

Ворота:   Вам куда? Вам куда?

                Не откроем ворота!

Баран:    На луга, где трава,

               А на травушке роса!

Ворота:  Еще рано вам туда,

               Не откроем ворота!

Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

                До свиданья, ворота!

                Мы придем сюда тогда,

                Когда высохнет трава!

Игра «Бабка Ежка» на автоматизацию  звуков «Ш» и «Ж».

Дети образуют круг. Водящий — бабка Ежка с метлой находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой, выходит из игры.

     Бабка Ежка — костяная ножка,

     На лягушку  упала,

     Ножку сломала.

     А потом и говорит:

    -У меня живот болит.

    Пошла с кошкой на базар,

    Раздавила самовар,

    Пошла она на улицу,

    Раздавила курицу.

     Игра «Колосок на дифференциацию звуков «С», «Ш»

     Дети образуют круг. Водящий со скакалкой находится внутри круга. После слов детей водящий начинает крутить скакалку, а дети подпрыгивают вверх. Тот, кого задела скакалка, выходит из игры.

      Чтоб был долог колосок,

      Чтоб овес наш был высок.

      Прыгайте как можно выше,

      Прыгать нужно выше крыши.

Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора

Идут четыре брата    Показать четыре пальца, большой прижат к ладони

Навстречу им старшой  Показать большой палец

-Здорово, Большая!

-Здорово, Васька-указка.   Большой палец соединяется  суказательным в колечко.

Мишка-середка         Большой палец соединяется со средним пальцем

Гришка-сиротка        Большой палец соединяется с безымянным пальцем

И крошка-Тимошка  Большой палец соединяется с мизинцем

2. Дождик, дождик, лей-лей-лей! Барабанить кончиками паадьбцев по столу все сильнее и сильнее.

На меня и на людей

Дождик, дождик, припусти  Большой  и безымянный пальцы каждой руки поджаты к ладони

Мы попрячемся в кусты Указательный и средний «бегут» к краю стола,руки прячутся под стол

Дождик-дождик,                Снова барабанить пальцами, все тише, и тише

Хватит лить,                    Постепенно перестать

Малых детушек мочить!

  1. Пальчик-мальчик, где ты был?           Все пальцы, кроме одного, сжаты в кулак

          -С этим братцем - в лес ходил.   Показать указательный палец

          -С этим братцем - щи варил       Показать средний палец

         -С этим братцем - кашу ел           Показать безымянный палец

         -С этим братцем- песни пел         Показать мизинец

  1. Стала Маша гостей звать             Хлопать в ладоши

На блиночки созывать:

-И, Иван, приди,                    Поочередно загибать пальцы руки,

И, Степан, приди,                  начиная с большого

Да, Андрей, приди.

Да, Матвей, приди,

А Митрошечка, ну, пожалуйста!

Гости посидели,

Блиночков поели                  Постучать кулачками друг о друга

Стала Маша гостей провожать,

В путь-дорогу собирать:

Прощевай, Иван!                 Поочередно разгибать пальцы руки,

Прощевай Степан!               начиная с большого

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей!

А ты, Митрошечка,             Погладить мизинец другими пальцами

моя крошечка

Побудь со мной еще немножечко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм

Программное содержание:·        Приобщать детей к народным традициям·        Побуждать детей к участию в театрализованных иг...

"Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

"Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"...

Конспект музыкального занятия с использованием малых фольклорных форм для младшего дошкольного возраста.

Хочу предоствить конспект занятия по музыкальному воспитанию малышей. здесь изложены наиболее интересные приемы, которые, на мой взгляд, помогут сформировать у малышей понятие об окружающем мире через...

Аттестационная работа "Использование малых фольклорных форм на занятиях со старшими дошкольниками"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Использование малых фольклорных форм в логопедической работе

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматическо...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...