Главные вкладки

    Подготовка к обучению грамоте
    консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

      Подготовка к обучению грамоте. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Консультация для родителей.39 КБ

    Предварительный просмотр:

      Подготовка к обучению грамоте -  важнейшая задача коррекционного обучения детей дошкольного возраста с ОНР Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие  запоминанием и умением использовать буквы», − писала Визель Т. Г.

      Для детей с ОНР, наряду с речевым нарушением, характерно:  отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики и имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.

       В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Левина Р.Е. Жукова Н.С. Ефименкова Л. Н., Мастюкова Е. М.).

      Правильная речь один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного  усвоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитие речи  являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

       Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Так же понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких  необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может                

    вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.

    Важной предпосылкой овладения речью (как устной так и письменной )является развитие моторики , как общей, так и мелкой моторики рук, речевой моторики. М. М. Кольцовой установлено, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к обучению.

    Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают в себя не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения. Для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно

    трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов. Поэтому временной и пространственный компоненты восприятия и воспроизведения речи не могут быть обособлены.

    Еще одним компонентом готовности к обучению грамоте является чувство ритма, которое встречается в самых различных видах деятельности человека. По определению И.Н. Садовниковой, чувство ритма – это способность , проявляющаяся при воспроизведении ритмически организованных элементов  временного ряда.

    К.Д.Ушинский указывал ,что одним из компонентов четкого каллиграфического почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Также чувство ритма участвует и в процессе чтения, когда последовательно сменяются ударные и безударные слоги, гласные и согласные звуки.

       Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Фонематическая система  представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.

    В нашем языке такими признаками являются твердость- мягкость ,звонкость – глухость, способ образования , участие небной занавески.

    Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:

    1) фонематическое восприятие;

    2) фонематическое представление;

    3) фонематический анализ и синтез.

    Навыки чтения и письма − это речевые навыки. И навык чтения, и навык письма формируется в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности − с устными высказываниями, со слушанием − слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим. Следовательно, обучение

    грамоте должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им.

    Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы

    формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики,

    зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

    Поэтому обучению грамоте должна предшествовать определенная

    логопедическая работа, основные направления которой следующие:

    1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков,

    звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков,

    слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем

    и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

    2.Работа над звукопроизношением. Прежде всего ,необходимо устранить все недостатки произношения фонем.

    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между собой  любые звуки речи, как гласные так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь

    объединять  звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

    4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок или с  помощью одной приставки от различных глагольных основ. Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

    5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа  является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.

    6. Развитие связной речи. Работа  по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

    7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.

      8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).

           И только после проделанной работы приступать к обучению грамоте по известным современным методикам.

    Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст.

         Цель занятий по подготовке к обучению грамоте в группе для детей с нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей

    дошкольников. Другими словами, занятия по обучению грамоте в  дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

    Основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте являются:

    1)знакомство детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение», с основными  свойствами фонематического (звукового) строения слова;

    2) знакомство детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

    3)научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; научить детей

    слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

    4) научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

    5.) познакомить с  буквами алфавита и правилами их написания;

    6.)обучение слоговому и слитному способам  чтения.

    Занятия по обучению грамоте необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка.

    При планировании работы необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

    Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

    Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

    Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

    рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

    Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

    Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

    Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...