«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Переберина Евгения Дмитриевна

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Формировать фонематический слух необходимо начинать с различения неречевых звуков и слухового внимания – звуки музыкальных инструментов, шум листвы, пение птиц, звуки воды и т.д.  «Отгадай, что звучит». Взрослый за спиной у ребенка звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать, назвать и показать. (звуки можно менять, а усложнить задание – их количеством.). «Где позвонили?».  Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает справа, слева, позади ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза рукой показать направление.  «Громко — тихо». Положить перед ребенком картинки с изображением маленького и большого барабанов. Барабан спрятать за ширму. Попросить ребёнка слушать внимательно. Показать картинку маленького барабана и постучать тихонько — «Это стучит маленький барабан». Показать картинку большого барабана и громко постучать. «Это стучит большой барабан». Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания барабана и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить узнать, где маленький барабан, а где большой.

«Шумящие мешочки». Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Когда ребенок научился хорошо различать неречевые звуки, можно подключать работу над речевыми звуками.

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание. Примеры: лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.

«Назови первый звук в слове». Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б. Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

«Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. Например, ребенок должен поймать звук [с] среди других звуков – с,ш,з,с,л,ж,з.

«Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество. Если задание для ребенка трудновыполнимо, лучше всего начать с подсчета хлопков или постукиваний по столу. Также в эту игру можно играть с шестигранным кубиком (ребенок бросает кубик и хлопает или называет звук столько раз, сколько выпало на кубике).

Переберина Е.Д. учитель – логопед 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_gazety.docx213.88 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».C:\Users\Логопед\Desktop\logoped007.png

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Формировать фонематический слух необходимо начинать с различения неречевых звуков и слухового внимания – звуки музыкальных инструментов, шум листвы, пение птиц, звуки воды и т.д.  «Отгадай, что звучит». Взрослый за спиной у ребенка звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать, назвать и показать. (звуки можно менять, а усложнить задание – их количеством.). «Где позвонили?».  Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает справа, слева, позади ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза рукой показать направление.  «Громко — тихо». Положить перед ребенком картинки с изображением маленького и большого барабанов. Барабан спрятать за ширму. Попросить ребёнка слушать внимательно. Показать картинку маленького барабана и постучать тихонько — «Это стучит маленький барабан». Показать картинку большого барабана и громко постучать. «Это стучит большой барабан». Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания барабана и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить узнать, где маленький барабан, а где большой.

«Шумящие мешочки». Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Когда ребенок научился хорошо различать неречевые звуки, можно подключать работу над речевыми звуками.

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание. Примеры: лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.

«Назови первый звук в слове». Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б. Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».C:\Users\Логопед\Desktop\logoped.gif

«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

«Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. Например, ребенок должен поймать звук [с] среди других звуков – с,ш,з,с,л,ж,з.

«Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество. Если задание для ребенка трудновыполнимо, лучше всего начать с подсчета хлопков или постукиваний по столу. Также в эту игру можно играть с шестигранным кубиком (ребенок бросает кубик и хлопает или называет звук столько раз, сколько выпало на кубике).

Переберина Е.Д. учитель – логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...