Консультация педагогам по подготовке детей к школе
консультация по логопедии на тему

Васильева Светлана Петровна

Важным условием подготовки детей к школе является мотивационная , психологическая личностная готовность, где большую часть занимают речевые навыки ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_podgotovke_detey_k_shkole.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к обучению в школе.

Готовность ребенка к обучению в школе -  самая важная тема в период дошкольного детства.

Первоначальная готовность  к обучению в  школе предусматривает:

1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.

2. Формирование навыков учебной деятельности.

3. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.

4. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.

5. Развитие  мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

6. Воспитание умения ориентироваться на систему  правил,  необходимых для учебной работы.

7. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).

    8. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Весь педагогический коллектив нашего детского сада работает над формированием у детей полезных навыков учебной деятельности. К 6 – 7 годам дети овладевают правильной речью:  имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять, без труда усваивают математику.

Но я хотела бы подробнее остановиться на одном из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста – обучение грамоте.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”:

  1. от слухового внимания к слуховому восприятию,
  2. от слухового восприятия к слуховой памяти,
  3. от слуховой памяти к слуховой дифференцировке,
  4. от слуховой дифференцировки к звуковому анализу и синтезу,
  5. от звука к букве.

Звуки окружающей действительности  различают практически все дети, но звуки речи - нет. Между тем, как восприятие звуков речи, их различение, правильное произнесение и установление последовательности лежат в основе овладения чтением и письмом.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

2. Научить детей чтению и письму.

Реализация данных задач возможна только в форме организованной деятельности, такой деятельностью является занятие.

Занятия по обучению грамоте начинаются уже в старшей группе. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предварительного  знакомства детей со звуками родного языка.         

         Дошкольники старшей группы  знакомятся со звуком,  учатся определять положение звука в слове (начало, середина, конец),  дают характеристику звуку: согласный  или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой.

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Например, разбирая слово, мак  дети берут символ каждого звука, входящего в состав слова, выходят с ним к доске и становятся в нужном порядке. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждое слово или слог анализируется на слух. Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слове. Одновременно ребенка учат  делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы.

Таким образом, к концу пятого года жизни дошкольники умеют различать звуки родного языка, умеют определить место заданного звука в слове, владеют навыком подбора слов к заданному звуку, могут дать  характеристику звука, умеют дифференцировать звуки.

В подготовительной к школе группе эта работа продолжается. Дети учатся правильно употреблять термины: звук, слог, слово, предложение, гласный звук, согласный звук, твердый – мягкий, звонкий – глухой.

Познакомив детей со звуком, мы в подготовительной к школе группе даем его графическое изображение – букву. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их печатном написании. 

Этот завершающий этап занятий по обучению детей грамоте предусматривает решение следующих задач:

  1. познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  2. учить читать букву, слоги, слова;
  3. учить писать печатными буквами слоги, слова;

          При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем.

Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети находят  ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее, лепят из пластилина, строят из пальчиков,  счетных палочек. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Знакомство с буквами проходит в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.   Определяется, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы. Например, буква А:

Две палочки наискосок,

Посередине поясок.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.  Дети находят изучаемую букву в кассах, обводят ее, считают количество элементов, прописывают букву в воздухе.

Так же на занятиях по обучению грамоте мы широко используем игру «Живые буквы». Проводим ее так же, как игру «Живые звуки» в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре – одни  буквы «уходят», другие «становятся» на их место: сом – сок – соки; кот – ток – тук – так. Для звуко-буквенного анализа детям даются слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков.

Используя  в своей работе самые разнообразные игровые приемы: «вставь пропущенную букву», «буквы (слоги) перепутались», «замени одну букву другой», дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного.  Они учатся составлять из слов предложения, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится нами на протяжении всего учебного года. Мы знакомим детей со всеми буквами алфавита.  

При обучении чтению используются приемы, рекомендуемые общей методикой обучения. Особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми  читаемого материала. В процессе обучения дети овладевают чтением в пределах букваря, правильным пониманием  прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать тесты, знакомятся с правилами: жи – ши, ча – ща, чу – щу, имена собственные, разделительный Ъ и Ь знаки; дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков; изучают правила написания предложения.

Следующий вид работы по обучению детей грамоте – написание букв в тетради. Дети старательно печатают буквы, слоги, затем короткие  слова ручкой в тетради. Для письма используются тетради в клеточку. В начале каждой строчки дается образец написания данной  буквы или слога (слова).

И вот здесь хотелось бы особо остановиться на одном из немаловажных аспектов развития дошкольника, в период его подготовки к школе: на  развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности  и избирательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

         В нашем детском саду на занятиях отводится большое  внимание развитию мелкой моторики рук. Ведь письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. При помощи дидактических игр, разнообразных игровых приемах педагоги нашего детского сада решают ряд задач:

  1. формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков.
  2. учат правильно, держать карандаш, ручку, фломастер; учат  владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения.
  3. развивают  зрительно-моторные координации.
  4. работают  над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Для реализации задач по подготовки детей к школе, для успешного проведения занятий наши педагоги создают благоприятные условия, к которым относятся следующие:

  1. эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
  2. подгрупповая и индивидуальная форма проведения занятий;
  3. педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  4. установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.

В конце учебного года проводятся открытые итоговые занятия, где дети демонстрируют уровень развития речи, фонематического слуха, анализа и синтеза, логического мышления, технику чтения и быстроту ответной реакции на  каждый вопрос. К концу года дети не только хорошо овладевают всеми звуками и соответствующими буквами, но и хорошо читают небольшие тексты. После прохождения курса подготовительной группы дети идут в школу хорошо подготовленными, с  развитыми навыками учебной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., «Пр.», 1995

2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей  с ОНР. С-Пб.: Детство-Пресс 2005 г.

3. Филичева Т.Б. и др. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"

В консультации "Подготовка детей к школе" раскрываются причины различного подхода к понятию "готовность к школе " учителей и родителей, приводятся критерии готовности детей к школе, определенные специ...

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе».

Ваш ребенок скоро станет школьником, и вы стали задумываться о том, как сделать так, чтобы в школе ему было интересно и радостно учиться, чтобы его любознательность не знала границ. Дети в классе его ...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Консультация для педагогов "Особенности подготовки детей к школе "

Поступление ребенка в школу - важное событие. Это начало нового этапа в жизни.  Происходит качественный скачок - дошкольник становится школьником.      Расширяется круг обяза...